решение № 2-1404/2011 по иску прокурора г. Новоалтайска к ГУ ФСС в интересах Ауль О.И. о признании действий незаконными и возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.



Дело № 2-1404/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск                                                                         04 июля 2011 года

         Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи               Хохловой Е.В.,

при секретаре                                            Денисовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Ауль О.И. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу № 5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными и возложении обязанности предоставления путевки на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

        Прокурор г. Новоалтайска интересах Ауль О.И. обратился в суд к вышеуказанным ответчикам с иском о признании действий по не предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение незаконными и возложении обязанности предоставить Ауль О.И. путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА год за счет средств федерального бюджета. В обоснование иска прокурор указал, что в прокуратуру г. Новоалтайска поступило заявление Ауль О.И. с просьбой обратиться в суд в ее интересах с иском к Фонду социального страхования о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. В ходе проверки установлено, что Ауль О.И. является инвалидом <данные изъяты> группы, инвалидность установлена бессрочно и в соответствии со ст.6.1 Федерального закона № 178-ФЗ от ДАТА «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно п. 3.7 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2004 года № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», с заявлением на предоставление путевки гражданин должен обратиться в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение по месту жительства до 1 декабря текущего года.

      Ауль О.И. 07.10.2010 года обратилась в филиал № 5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с письменным заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА году, но до настоящего времени путевкой не обеспечена. Не предоставление Ауль О.И. путевки в ДАТА году произошло по причинам, от нее не зависящим, вследствие недостаточного финансирования Фонда социального страхования РФ. В силу ст. ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. Согласно информации, предоставленной из ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе, Ауль О.И. от набора социальных услуг на ДАТА год не отказывалась. Прокурор г. Новоалтайска просит признать незаконным действие ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и филиала № 5 ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в не предоставлении Ауль О.И. путевки на санаторно-курортное лечение, обязать ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Ауль О.И. путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА за счет средств федерального бюджета.

        Материалами гражданского дела установлено, что истец Ауль О.И., ДАТА года рождения, согласно справки НОМЕР НОМЕР является инвалидом <данные изъяты> группы (л.д.1).

        Суд считает, что прокурор г. Новоалтайска, в порядке ст. 45 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 05.04.2009 года № 43-ФЗ) обоснованно обратился в суд в интересах Ауль О.И.

        Истец Ауль О.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

        В судебном заседании прокурор г. Новоалтайска Овчиникова С.С. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении.

        Представитель ответчиков - Филиала № 5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, телефонограмма в деле. В представленном суду сообщении за подписью директора филиала В.В.Володина, просит в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям: предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя, который и производит соответствующее финансирование, обязательства Фонда социального страхования РФ по предоставлению путевок льготным категориям граждан ограничены объемом средств, перечисляемых из Федерального бюджета; в ДАТА году денежных средств было выделено не достаточно, что не позволило удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении; Фонд социального страхования РФ не является главным распорядителем средств Федерального бюджета; путевка может быть предоставлена нуждающемуся при наличии медицинских показаний, справки по форме № 070/у-04 и своевременного обращения с заявлением в исполнительный орган Фонда; заявления граждан на санаторно-курортное лечение удовлетворяются в порядке очередности, поэтому обеспечить истца путевкой не представилось возможным; гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением нуждающихся законом не предусмотрено. Также просит отметить, что согласно статье 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ основным условием предоставления путевки на санаторно-курортное лечение является наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний к санаторно-курортному лечению. Обязанность по обновлению справки по форме № 070/у-04 лежит на гражданине - получателе социальных услуг, учитывая, что действующим законодательством не предусмотрено гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь.

        Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося надлежаще извещенного представителя ответчиков.

        Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

        Судом установлено, что согласно справки НОМЕР является инвалидом <данные изъяты> группы (л.д.10).

        Согласно сообщению ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе Алтайского края № 11/886 от 03.05.2011 года истец от набора социальных услуг, в том числе от предоставления путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА. не отказывалась (л.д.13).

       ДАТА Ауль О.И. обратилась в филиал № 5 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение (л.д. 6). Наличие медицинских показаний для прохождения санаторно-курортного лечения было подтверждено справками для получения путевки НОМЕР от ДАТА, и НОМЕР от ДАТА, выданными МУЗ АДРЕС «Новоалтайская городская больница им. ФИО5» по соответствующей форме НОМЕР/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 года № 256 (л.д.7, 8).         

        Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года № 178-ФЗ (далее - Закон) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

        Согласно п.п. 1.1 ст. 6.2 Закона в состав предоставляемых гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

        Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренных главой 2 ФЗ «О государственной социальной помощи», устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 6.5 Закона).

        Согласно Правилам финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.

        В силу ч. 2. ст. 6.3. Закона, периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.

        В соответствии с ч.5 ст. 6.3 Закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

        Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года № 328.

        В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок) путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования.

        Согласно п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - исполнительные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п. 3.8 Приказа).

        Право на обращение с данным заявлением, а также право на получение истцом путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА году ответчиками не оспаривается.

        При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА году истцом в установленном порядке была предоставлена справка о нуждаемости в санаторно-курортном лечении.

        Поскольку истец Ауль О.И. в установленном порядке до ДАТА обратилась к ответчикам по вопросу предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, то у нее возникло право на получение путевки в ДАТА году. Не предоставление такой путевки в ДАТА году фактически свидетельствует об отказе в ее предоставлении в предусмотренный законом срок.

        Довод ответчика об отсутствии финансовой возможности предоставления путевки Ауль О.И. в предусмотренный законом срок не может быть признан заслуживающим внимания, поскольку реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования.

        Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

        В соответствии с п. 4 «Правил финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДАТА НОМЕР, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.

        В силу ст. ст. 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.

        В Федеральном законе от ДАТА № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета.

        Согласно п.п. 11, 19 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, обязанность по выдаче путевок, а также формированию бюджетной заявки на финансирование расходов по предоставлению путевок возложена на Фонд социального страхования РФ. Финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.

        В силу прямого указания в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года № 178-ФЗ на то, что инвалид имеет право на предоставление путевки, в связи с чем, довод ответчика о том, что предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя и не носит гарантийного характера, является несостоятельным.

        Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

        Судом установлено, что истец имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ему не представлена, поэтому в силу ст. 46 Конституции РФ он имеет право на судебную защиту своего нарушенного права.

        Присуждение обязательства в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

        По изложенным основаниям суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, так как обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования, а также находит не убедительным довод ответчика о том, что объем денежных средств, выделенных на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, не позволил удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении в ДАТА году.

        При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора г. Новоалтайска в интересах Ауль О.И. подлежит удовлетворению в полном объеме.

        В соответствии со ст. 89 ГПК РФ, ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, освобождаются истцы по искам неимущественного характера, связанных с защитой прав и законных интересов инвалидов.

        Согласно ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорциональной удовлетворенной части исковых требований.

        Поэтому с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере <данные изъяты> рублей в доход местного бюджета.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        Исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах Ауль О.И. удовлетворить.

        Признать незаконными действия Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российский Федерации в не предоставлении Ауль О.И. путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА год.

        Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Ауль О.И. путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА год за счет средств федерального бюджета.

        Взыскать с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российский Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> руб.

        Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий                           (подпись)                                      Е.В. Хохлова

Мотивированное решение составлено 11. 07. 2011 года