Решение по делу № 2-1692/2011 по иску Никифорова Ю.М. к администрации Первомайского района, Комитету по образованию администрации, Управлению по образованию и делам молодежи о признании права на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья.



Дело № 2-1692/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 26 июля 2011 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

Председательствующего                                      Титовой В.В.,

при секретаре                                                         Добротворской В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Никифорова Ю.М. к администрации Первомайского района, Комитету по образованию администрации Первомайского района Алтайского края, Управлению по образованию и делам молодежи Алтайского края о признании права на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья,

УСТАНОВИЛ:

Никифоров Ю.М. обратился в суд с иском к администрации Первомайского района, Комитету по образованию администрации Первомайского района Алтайского края, Управлению по образованию и делам молодежи Алтайского края о признании права на льготное обеспечение жильем либо о признании нуждающимся в получении безвозмездной субсидии для приобретения жилья и признании права на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья. Свои требования мотивировал тем, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывался в детском доме, затем обучался в профессиональном училище. Жилье за ним не закреплялось. Состоял на регистрационном учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением в администрации АДРЕС. В ДАТА ему стало известно о том, что он исключен из списка очередников, поскольку в ДАТА выбыл из АДРЕС. Однако в АДРЕС он никогда не был зарегистрирован и не проживал. О том, что он имел право на получении субсидии только до достижения 23 лет, не знал. В настоящее время жильем не обеспечен.

В судебном заседании Никифоров Ю.М. уточнил требования, просил признать его нуждающимся в получении безвозмездной субсидии для приобретения жилья и признании права на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья, на удовлетворении иска настаивал, дополнительно пояснил, что воспитывался в детском доме, затем обучался в Профессиональном училище НОМЕР в АДРЕС. После окончания училища полгода работал <данные изъяты>, затем приехал в АДРЕС, где зарегистрировался в доме бабушки, работал по найму, без трудоустройства. В органы опеки по месту жительство не обращался, так как думал, что состоит на очереди на жилье в АДРЕС, письмо о том, что он исключен из списков очередников, не получал. Не знал о своих правах на получение безвозмездной субсидии до достижения 23-летнего возраста, т.к. ему никто из администрации училища об этом не говорил. То, что он должен самостоятельно обратиться с заявлением ему никто не разъяснял. Полагал, что срок пропущен им по уважительной причине и, поскольку он нуждается в жилом помещении, то в настоящее время не утратил права на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья.

Представитель ответчика администрации Первомайского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, заявление в деле. Ранее в судебном заседании исковые требования признавал, пояснял, что ДАТА Никифоров Ю.М. обратился в администрацию Первомайского района с заявлением о постановке его на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, однако был поставлен в общую очередь на улучшение жилищных условий, так как на момент обращения ему уже исполнилось более 23 лет.

Представитель ответчика - Комитета по образованию администрации Первомайского района по доверенности Пекшева Л.И., не возражала против удовлетворения исковых требований Никифорова Ю.М. Суду пояснила, что сейчас Никифоров Ю.М. не может быть включен в льготную очередь для получения субсидии для приобретения жилья, поскольку уже достиг 23-летнего возраста.

Представитель ответчика Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уведомление в деле. В представленном письменном отзыве на исковое заявление указывает на несогласие с исковыми требованиями, по тем основаниям, что истцом не предоставлено каких-либо документов, подтверждающих факт постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилья до достижения 23 лет. На момент подачи иска истцу исполнилось 24 года, то обстоятельство, что истцу не было известно о необходимости обращения в орган местного самоуправления по месту его жительства до достижения 23-летнего возраста, не может быть признано уважительной причиной пропуска такого срока.

С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения Никифорова Ю.М., представителя ответчика Пекшеву Л.И., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление Никифорова Ю.М. подлежит удовлетворению в виду следующего.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалам дела, <данные изъяты>

<данные изъяты>

Таким, образом, Никифоров Ю.М. является ребенком-сиротой.

В соответствие с абз.1 ч.1 ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как пояснили в судебном заседании истец и представители ответчиков, за Никифоровым Ю.М. жилое помещение не закреплялось.

Согласно сообщения администрации АДРЕС от ДАТА НОМЕР, Никифоров Ю.М. с ДАТА состоял на предварительном регистрационном учете в администрации АДРЕС, как лицо, оставшееся без попечения родителей и не имеющее закрепленного за ним жилья. Постановлением администрации АДРЕС от ДАТА НОМЕР Никифоров Ю.М. был снят с учета, в связи с выездом на другое место жительства, о чем ему было сообщено письмом от ДАТА (л.д. 76, 95, 96).

В соответствие с абз.2 ч.1 ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ (ст.8 ФЗ №159-Ф от 21.12.1996г.)

Статьей 4 Закона Алтайского края от 31.12.2004 N 72-ЗС (ред. от 07.05.2010) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.

Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю от ДАТА НОМЕР истец не имеет в собственности жилых строений, помещений, что также подтверждается сообщением об отказе в предоставлении информации Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от ДАТА НОМЕР (л.д.9, 13).

ДАТА Никифоров Ю.М. окончил КГОУ НПО «Профессиональное училище НОМЕР» (л.д. 89), с учетом того, что он не имел закрепленного за ним жилого помещения, суд признает Никифорова Ю.М. нуждающимся в получении безвозмездной субсидии для приобретения жилья.

В силу ст.4 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС (ред. от 03.06.2008) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края

Статьей 5 вышеуказанного закона установлен перечень категорий граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального назначения. Согласно п.3 ч.2 названной статьи к таким категориям относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п.4.2 Положения о порядке предоставления безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья гражданам РФ из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края №8 от 15.01.2008, лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившее желание ее получить, стоящее в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления.

В соответствие с п.4.3 указанного Положения, формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма.

Действительно, судом установлено, что Никифоров Ю.М. обратился в администрацию Первомайского района с заявлением о постановке на учет после достижения 23-летнего возраста.

В постановке на учет, как лицу имеющему право на получение безвозмездной субсидии истцу было отказано, поскольку ему уже исполнилось 23 года. Никифоров Ю.М. поставлен в общую очередь на улучшение жилищных условий на основании распоряжения администрации Первомайского района Алтайского края от ДАТА НОМЕР-р (л.д. 12, 42).

Вместе с тем, из материалов дела следует, что Никифоров Ю.М. состоял на учете в администрации АДРЕС, как лицо, оставшееся без попечения родителей и не имеющее закрепленного за ним жилья (л.д. 76), ДАТА был снят с учета в связи с выездом на другое место жительства (л.д. 95), о чем ДАТА ему было направлено извещение (л.д. 95).

Однако сведений о том, что извещение о снятии с учета получено Никифоровым Ю.М., суду не представлено.

Никифоров Ю.М. решением военно-врачебной комиссии ОВК г. Новоалтайска признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья (ст. 23 п.1 пп. а ФЗ-53) (л.д. 50).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что состояние здоровья истца и отсутствие контроля со стороны органов опеки и попечительства не позволило ему вовремя реализовать свои права на получение безвозмездной субсидии, и срок пропущен им по уважительной причине.

Поэтому обращение истца за получением безвозмездной субсидии в нарушение указанной нормы закона после достижения 23 летнего возраста, не является основанием для отказа в предоставлении ему указанной субсидии, с учетом того, что истец до достижения 23 лет относился к категории граждан, имеющих право на получение жилой площади жилищного фонда социального использования.

С учетом изложенного, суд считает возможным иск удовлетворить, признать Никифорова Ю.М. нуждающимся в получении безвозмездной субсидии для приобретения жилья и имеющим право на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Никифорова Ю.М. удовлетворить.

Признать Никифорова Ю.М. нуждающимся в получении безвозмездной субсидии для приобретения жилья.

Признать Никифорова Ю.М. имеющим право на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления судом в окончательной форме.

Председательствующий: В.В.Титова

Мотивированное решение составлено 31 июля 2011 года