Дело № 2-1673/2011 по иску Калиповой И.Г. к ГУ-УПФР об оспаривании решений, включении периодов работы в стаж работы и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии



                                                                                                Дело № 2-1673/2011

                                                 Р Е Ш Е Н И Е

                               Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск                                                                           20 июля 2011 года

            Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

Председательствующего                                              Козьмик Л.А.,

При секретаре                                                                Козловой Ю.В.,

            рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калиповой И.Г. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе об оспаривании решений Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и начальника ГУ УПФР, включении периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии,

                                                          УСТАНОВИЛ:

        Истец обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе (далее «ГУ-УПФР»), в котором просил признать незаконным решение Комиссии ГУ-УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТА об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части не включения в специальный трудовой стаж периодов ее работы: с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА в качестве воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду присмотра и оздоровления НОМЕР «<данные изъяты>» (далее МДОУ НОМЕР). Также истец просил признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста и обязать ответчика включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанные периоды ее работы и назначить ей трудовую пенсию по старости с ДАТА - с момента ее обращения к ответчику.

        Свои требования истец обосновал тем, что она ДАТА обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-Ф3 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением начальника ГУ-УПФР НОМЕР от ДАТА ответчик отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, не засчитав в трудовой стаж все вышеуказанные периоды работы в ДУ НОМЕР, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2002 года № 781, работа в котором засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в силу пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-Ф3 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С указанным решением истец не согласен, поскольку за время работы менялось название учреждения, однако она продолжала работать воспитателем детского сада полный рабочий день, полную рабочую неделю и была занята непосредственно работой с детьми дошкольного возраста, т.е. выполняла педагогическую работу. Считая отказ незаконным, она вынуждена обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

        В судебном заседании истец настаивал на исковых требованиях по основаниям, изложенным в иске, уточнив их и просил включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей независимо от их возраста, периоды работы в должности воспитателя с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА и назначить пенсию с ДАТА.

        Представитель ответчика Сидоров Н.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал.

        Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

        В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

        Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

        Законом Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» была предусмотрена пенсия за выслугу лет в связи с отдельными видами профессиональной деятельности, включая педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет (статья 80). Согласно ст. 83 этого Закона списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

        Названный закон утратил силу со дня введения в действие Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», которым изменены принципы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, не предусмотрен.

        Вместе с тем статья 27 этого Федерального закона, включенная в главу 4 «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав», сохраняет право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, в том числе лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста; предусматривает, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

        Таким образом, статья 27 указанного Федерального закона не устанавливает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, а лишь сохраняет такое право за определенными категориями граждан, в том числе за лицами, имевшими право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.

        В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

        В силу пункта статьи 27 Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

        В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

        В настоящее время вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников регулируются постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 вышеуказанного закона (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года № 319-ФЗ). При реализации права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью для периодов работы до 01.11.1999 года применяется постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463.

        Указанными Списками предусмотрена должность воспитателя детского сада.

        В стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, включается работа на штатных должностях в учреждениях, предусмотренных Списком от 06.09.1991 года № 463, независимо от объема выполняемой педагогической (учебной) нагрузки, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), объема преподавательской работы.

        Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в п. 9 Постановления № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п. 1 ст. 27 и пп. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

        При разрешении вопроса об установлении досрочной пенсии учитывается Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан». Конституционный суд РФ при изложении конституционно-правового смысла норм Закона, затрагивающих периоды исчисления продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, признал возможность осуществления оценки приобретенных гражданином до 01.01.2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).

        Судом установлено, что истец ДАТА обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19. п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

        Решением Комиссии ГУ-УПФР НОМЕР от ДАТА и решением начальника ГУ-УПФР НОМЕР от ДАТА истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку по представленным документам у нее отсутствует требуемый стаж, необходимый для назначения пенсии, при этом указано, что ее трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, составил <данные изъяты>, а продолжительность страхового стажа - <данные изъяты> (л.д. 16-17, 18).

        Ответчиком не оспаривается, что истец осуществляла педагогическую деятельность, однако из данного решения Комиссии ГУ-УПФР следует, что в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не засчитаны периоды работы истца с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА в качестве воспитателя ДУ НОМЕР, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2002 года № 781, работа в котором засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в силу пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-Ф3 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Списком учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1999 года № 463 (л.д. 17).

        Вместе с тем, суд находит, что отсутствие наименования «дошкольное образовательное учреждение» в Списках не может служить основанием для отказа во включении данных периодов работы истца в специальный трудовой стаж, поскольку тождество наименования учреждения, выполняемых ею трудовых функций, подтверждено в судебном заседании пояснениями самого истца, трудовой книжкой истца, а также справкой о переименовании предприятия, выданной заведующей МДОУ НОМЕР, Постановлениями администрации АДРЕС НОМЕР от ДАТА (л.д. 28-29) и НОМЕР от ДАТА (л.д. 31-32), Уставом Муниципального дошкольного образовательного учреждения детские ясли-сад НОМЕР «<данные изъяты>».

        Согласно записей в трудовой книжке, заполненной ДАТА на имя истца, ДАТА она принята на должность воспитателя в детские ясли-сад НОМЕР,ДАТА ей присвоен 9 разряд оплаты труда по ЕТС, ДАТА освобождена от занимаемой должности по ст. 31 КЗоТ РСФСР по собственному желанию, ДАТА принята в д/с НОМЕР комитета администрации АДРЕС по народному образованию воспитателем с присвоением 9 разряда ЕТС, ДАТА в соответствии с решением аттестационной комиссии дет.сада присвоена вторая квалификационная категория с оплатой труда по 12 разряду по ЕТС РФ, ДАТА присвоена 1 квалификационная категория воспитателя, ДАТА на основании Постановления Администрации города детские ясли-сад НОМЕР переименованы в детский сад НОМЕР общеразвивающего вида, ДАТА повторно присвоена 1 квалификационная категория воспитателя на основании приказа НОМЕР от ДАТА по комитету народного образования, ДАТА уволена по собственному желанию (л.д. 5-13).

        Как видно из справки о переименовании предприятия, выданной заведующей МДОУ НОМЕР, детские ясли-сад НОМЕР, созданный на основании Решения исполнительного комитета <данные изъяты> городского совета депутатов трудящихся НОМЕР от ДАТА, переименован с ДАТА в детские ясли сад НОМЕР на основании решения горисполкома НОМЕР от ДАТА, ДАТА данное учреждение на основании Постановления администрации АДРЕС НОМЕР от ДАТА переименовано в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида НОМЕР «<данные изъяты>», которое ДАТА на основании Постановления администрации АДРЕС переименовано в МДОУ НОМЕР.

        Согласно Постановления администрации АДРЕС НОМЕР от ДАТА, зарегистрированы образовательные учреждения, в том числе и ДУ НОМЕР (л.д. 28-29).

        Постановлением администрации АДРЕС НОМЕР от ДАТА утверждены уставы муниципальных образовательных учреждений в новой редакции. В перечне муниципальных образовательных учреждений АДРЕС, являющимся приложением НОМЕР к данному Постановлению указан и детские ясли-сад НОМЕР «<данные изъяты>» (л.д. 31-32).

        Уставом Муниципального дошкольного образовательного учреждения детские ясли-сад НОМЕР «<данные изъяты>», утвержденным вышеуказанным Постановлением, предусмотрено, что основная цель ДОУ - формирование творческой личности ребенка-дошкольника. При этом п. 1.4 Устава предусмотрено, что учреждение осуществляет свою образовательную, правовую и хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в РФ, утвержденным Постановлением Совета Министров, правительством РФ от 01.07.1995 года № 677, законодательством РФ, другими нормативными актами, договором между Учредителем и ДОУ, а также настоящим Уставом.

        В судебном заседании истец пояснила, что она с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА и с ДАТА (из трудовой книжки) работала воспитателем в одном дошкольном учреждении, направление деятельности детского учреждения, а также характер ее работы, функциональные обязанности после переименования учреждения не менялись. Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.

        С учетом характера, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых ею функциональных обязанностей воспитателя, с учетом целей, задач и направлений деятельности дошкольного учреждения суд приходит к выводу, что работа истца в качестве воспитателя с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА в ДУ НОМЕР тождественна работе воспитателя в дошкольном образовательном учреждении - детский сад, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

        Вместе с тем, из справки, выданной заведующей МДОУ НОМЕР следует, что Калипова И.Г. находилась в отпусках без сохранения заработной платы с ДАТА по ДАТА (л.д. 25). Поскольку судом установлено, что истец в данные периоды находилась в отпуске без сохранения заработной платы, то указанный период не подлежит включению в специальный трудовой стаж истца.

        Таким образом, вышеуказанные периоды работы истца в качестве воспитателя с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА подлежат включению в специальный трудовой стаж истца.

        Следовательно, при включении указанных периодов работы истца в качестве воспитателя в ДУ НОМЕР в специальный трудовой стаж истца, дающего право на досрочную трудовую пенсию, согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ее специальный трудовой стаж составляет более 25 лет, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

        В связи с изложенным, протокол заседания Комиссии ГУ-УПФР НОМЕР от ДАТА и НОМЕР от ДАТА об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в части не включения в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы истца в качестве воспитателя в ДУ НОМЕР с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА и с ДАТА следует отменить и обязать ответчика включить указанные периоды работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

        Трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ст. 19 Закона).

        Судом установлено, что истец с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости обратилась в ГУ-УПФР ДАТА. На момент обращения в ГУ-УПФР трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у нее с учетом спорных периодов работы был не менее 25 лет.

        Поэтому следует обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения к ответчику, т.е. с ДАТА.

        Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                     Р Е Ш И Л:

        Иск Калиповой И.Г. удовлетворить частично.

        Признать за Калиповой И.Г. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

        Отменить протокол заседания Комиссии ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе НОМЕР от ДАТА, решение начальника ГУ УПФР НОМЕР от ДАТА в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и не включения в специальный стаж работы периодов работы Калиповой И.Г. в качестве воспитателя: ДУ НОМЕР с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА.

        Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе включить в стаж, дающий Калиповой И.Г. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей независимо от их возраста, периоды работы в качестве воспитателя в ДУ НОМЕР с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА и назначить пенсию с ДАТА, в остальной части иска отказать.

        Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий                                                                    Л.А.Козьмик

Мотивированное решение составлено ДАТА