Дело № 2-1477/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Новоалтайск 30 мая 2011 года Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Мартыновой И.А., при секретаре Морозовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Новоалтайска в интересах Свиридова А.И. о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России №4 по Алтайскому краю, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд в интересах Свиридова А.И. о признании незаконными действий МРИ ФНС России № 4 по Алтайскому краю по начислению транспортного налога, отказу в предоставлении льгот, и возложении обязанности произвести перерасчет транспортного налога. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой г. Новоалтайска по обращению Свиридова А.И.проведена проверка, в ходе которой установлено, что заявитель является собственником автомобиля <данные изъяты> Согласно налоговых уведомлений НОМЕР от ДАТА, НОМЕР от ДАТА и НОМЕР от ДАТА за ДАТА годы Свиридову А.И. начислен транспортный налог на автомобиль <данные изъяты> с применением налоговой ставки, установленной для транспортных средств- грузовые автомобили Закона Алтайского края «О внесении изменений в Закон Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» от 10.10.2002 № 66-ЗС (в редакции от 05.10.2006 г. № 100-ЗС, 04.07.2008 № 64-ЗС), в том числе за период ДАТА г.г. по <данные изъяты> рублей за каждый год, исходя из налоговой ставки в размере <данные изъяты> а за ДАТА г. в размере <данные изъяты> рублей,исходя из налоговой ставки в размере <данные изъяты> соответственно. Указанные действия, по мнению прокурора г. Новоалтайска, противоречат требованиям налогового законодательства и создают препятствия к осуществлению прав заявителя на налоговую льготу по уплате транспортного налога на принадлежащий ему автомобиль категории «В». В судебном заседании помощник прокурора г. Новоалтайска, Овчиникова С.С., и заявитель Свиридов А.И., настаивали на удовлетворении заявленияпо изложенным в нем основаниям, считают, что МРИ ФНС России №4 по АК неправомерно отнесла принадлежащий Свиридову А.И. автомобиль к грузовым автомобилям и исчислила транспортный налог по ставке для грузовых автомобилей, поскольку согласно паспорта транспортного средства автомобиль <данные изъяты> отнесен к транспортным средствам категории «В», разрешенная максимальная масса его 2620 кг; просили признать незаконными действия МРИ ФНС России № 4 по АКпоначислению транспортного налога с применением налоговой ставки, установленной для грузовых автомобилей, и отказу в предоставленииСвиридову А.И. налоговой льготы по уплате транспортного налога; и обязатьМРИ ФНС России №4 по АК произвести перерасчет транспортного налога с применением ставки, установленной для автомобилей категории «В», с учетом установленных льгот. Представитель заинтересованного лица, МРИ ФНС России №4 по АК, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, пояснив, что тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства, который выдается организацией-изготовителем на изготовленные ей после ДАТА года и реализуемые на территории Российской Федерации транспортные средства, при наличии у организации- изготовителя Одобрения типа транспортного средства. Отнесение транспортных средств к конкретному типу осуществляется на основании процедуры сертификации. В паспорте транспортного средства, <данные изъяты>, в строке 4 указана категория транспортного средства «В», что означает возможность отнесения транспортного средства как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения, так и к механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн, т.е. как к легковому, так и к грузовому транспортному средству. Как следует из строки 3 в паспорте транспортного средства на спорный автомобиль, на основании заключения завода-изготовителя ОАО «************» транспортное средство марки <данные изъяты> следует относить именно к грузовым автомобилям, т.к. они сертифицированы по категории № 1 «Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн». Учитывая, что Свиридов А.И. является собственником автомобиля <данные изъяты> категории «В», тип- грузовой бортовой автомобиль, он не имеет право на льготу по оплате транспортного налога,установленную Законом Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края». Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора г. Новоалтайска ввиду следующего. В силу требований п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. В соответствии со ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что заявитель Свиридов А.И. является собственником транспортного средства марки <данные изъяты> В силу требований ст.358 НК РФ указанное транспортное средство признается объектом налогообложения. В соответствии со ст. 361 НК РФ налоговые ставки установлены в зависимости от категории - "Грузовые автомобили" или "Легковые автомобили". Налоговый Кодекс РФ не определяет понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи, с чем в силу требований ст. 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства РФ. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Пунктом 16 Приказа МВД России от 27.01.2003 № 59 "О порядке регистрации транспортных средств" при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении. Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Он подтверждает, в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов"). Из вышеизложенного следует, что паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории - "Грузовые автомобили" или "Легковые автомобили". При этом глава 28 НК РФ, в частности статья 358 НК РФ, при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объектов обложения транспортным налогом не учитывает цели их использования. Кроме того, в соответствии с пунктами 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России № 496, Министерства промышленности и энергетики РФ № 192, Министерства экономического развития и торговли РФ № 134 от 23.06.2005 (далее - Положение) установлено: - в строке 2 паспорта "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; - в строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; - в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции ООН по дорожному движению в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974 (далее - Конвенция о дорожном движении). Так, в Конвенции о дорожном движении указано, что к категории транспортных средств "B" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. В приложении № 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении. Так, КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, M1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N 1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, N 2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, M2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн. Из анализа данных положений следует, что категория "B", указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям. Соответственно, транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (помимо сидения водителя), так и к механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, то есть как к легковому, так и грузовому автотранспорту. В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: "1" - легковой автомобиль, "3"-грузовой бортовой автомобиль или пикап, "7" - фургоны, "9" - специальные. Таким образом, при определении типа спорного транспортного средства и ставок транспортного налога, подлежащего применению при налогообложении этого автомобиля необходимо руководствоваться сведениями о транспортном средстве, указанными в паспорте транспортного средства, из которого четко следует, что спорный автомобиль является грузовым бортовым. Сведений о том, что он отнесен к категории "Легковые автомобили", паспорт транспортного средства не содержит. В связи с этим суд полагает, что МРИ ФНС России № 4 по Алтайскому краю правомерно применила к автомобилю <данные изъяты>, принадлежащему Свиридову А.И. ставку транспортного налога, установленную Законом Алтайского края № 66-ЗС от 10.10.2002 года (в редакции 05.10.2006 № 100-ЗС, 04.07.2008 № 64-ЗС) «О транспортном налоге на территории Алтайского края» как для грузового автомобиля в зависимости от мощности двигателя транспортного средства. В соответствии со ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Законом Алтайского края от 06.05.2003 года № 14-ЗС в Закон Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» была введена статья 3, согласно которой льгота по налогу на транспортные средства по категориям "Автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно" и "Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 35 л.с. (до 25,74 кВт) включительно" в размере 50 процентов соответствующей ставки предоставляется следующим налогоплательщикам, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортным средством: пенсионерам по возрасту (женщинам, достигшим 55 лет, мужчинам - 60 лет); инвалидам 1 и 2 группы. Поскольку суд пришел к выводу, что МРИ ФНС № 4 по Алтайскому краю обоснованно отнесла принадлежащий Свиридову А.И. автомобиль марки <данные изъяты> к грузовым транспортным средствам и соответственно этому начислила транспортный налог, а указанная выше льгота предоставляется налогоплательщикам- пенсионерам по возрасту только по оплате транспортного налога на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. и мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 35 л.с. включительно, суд считает, что заявитель не имеет права на льготу по оплате транспортного налога, установленную Законом Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края». В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,ч.4 ст.258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления прокурора г. Новоалтайска в интересах Свиридова А.И. о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России №4 по Алтайскому краю отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Новоалтайский городской суд в 10-тидневный срок со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий И.А. Мартынова Мотивированное решение изготовлено ДАТА