решение по делу № 2-1998/2011 по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Атамановской Т.Д. к ГУ - АРО ФСС ОРФ о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение



                                                                                                                             Дело № 2-1998/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск                                                                                                   17 августа 2011 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Козловой И.В.,

при секретаре Новиковой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Атамановской Т.Д. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, филиалу № 5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Новоалтайска в интересах Атамановской Т.Д. обратился в суд с иском о признании незаконными действий Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (далее ГУ-АРО ФСС РФ) и филиала № 5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, выразившихся в отказе в предоставлении Атамановской Т.Д. путевки на санаторно-курортное лечение и возложении обязанности предоставить Атамановской Т.Д. путевку на санаторно-курортное лечение за <данные изъяты> год. В обоснование иска указал, что истец в соответствии со ст. 6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» пользуется правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. ДАТА Атамановская Т.Д. обратилась в филиал № 5 ГУ-АРО ФСС РФ с заявлением на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение на <данные изъяты> год, однако путевка ей не была предоставлена из-за того, что объем денежных средств, перечисленных региональному отделению на приобретение санаторно-курортных путевок, не позволял удовлетворить потребность всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении в <данные изъяты> году. Полагал, что в связи с нарушением ответчиком порядка предоставления Атамановской Т.Д. такой путевки у нее сохраняется право на ее получение в 2011 году.

Атамановская Т.Д. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

В судебном заседании помощник прокурора г. Новоалтайска Поломошина О.П. иск поддержала, просила удовлетворить.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

С учетом мнения помощника прокурора г. Новоалтайска Поломошиной О.П. суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Пункт 1 части 1 статьи 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее «Закон») предусматривает предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в качестве составной части набора социальных услуг.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря (ч.2 ст. 6.3 Закона).

В соответствии с п. 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года № 328 (далее «Порядок»), обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ.

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ (п.3.3 Порядка).

Согласно п.п. 3.7-3.9 этого же Порядка, при наличии медицинской справки на получение путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении путевки и справки для получения сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда. Исполнительные органы фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства заблаговременно, но не позднее, чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.

Согласно п.1.5, 1.6 порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, больной при обращении в Фонд предоставляет справку формы № 070/у-04 вместе с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение. Указанная справка выдается больному при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения.

Как усматривается из справки НОМЕР от ДАТА, Атамановская Т.Д. является <данные изъяты>.

В силу ст. 6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» Атамановская Т.Д. пользуется правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Тот факт, что в <данные изъяты> году Атамановская Т.Д. являлась получателем набора социальных услуг в виде натуральных льгот, подтверждается сообщением ГУ УПФР в г. Новоалтайске и Первомайском районе от ДАТА и ответчиком не оспорен.

Из материалов дела видно, что ДАТА Атамановская Т.Д. для реализации своего права на санаторно-курортное лечение в установленном порядке обратилась в филиал № 5 ГУ-АРО ФСС РФ с соответствующим заявлением, предоставила справку установленного образца от ДАТА.

Как следует из указанной справки для получения путевки, Атамановская Т.Д. нуждается в санаторно-курортном лечении, противопоказаний к этому лечению не имеет.

Таким образом, Атамановской Т.Д. были выполнены требования закона в части предоставления необходимых документов на получение ею путевки на санаторно-курортное лечение в <данные изъяты> году.

Ответчиком требования Атамановской Т.Д. добровольно удовлетворены не были, путевка на санаторно-курортное лечение за <данные изъяты> год ей не предоставлена до настоящего времени.

Как усматривается из информации филиала № 5 ГУ АРО ФСС от ДАТА, представленной прокурору г. Новоалтайска, Фонд социального страхования РФ производит обеспечение нуждающихся граждан льготной категории путевками на санаторно-курортное лечение только в пределах выделенных из бюджета средств на приобретение таких путевок. Ввиду изложенного обеспечить всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении граждан, в том числе Атамановской Т.Д., путевкой на санаторно-курортное лечение в <данные изъяты> году не представилось возможным.

Между тем, гражданин не является участником бюджетных отношений в силу ст. 1, ст. 152 Бюджетного кодекса РФ, его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование предоставления набора социальных услуг. Меры социальной помощи предоставляются государством исходя из его финансовых возможностей, но будучи установленными законом, они становятся гарантированными государством и отказ от их предоставления невозможен без соответствующих изменений закона только лишь на основании недостаточности бюджетных средств.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, выразившиеся в непредоставлении Атамановской Т.Д. путевки на санаторно-курортное лечение за <данные изъяты> год, являются незаконными.

Таким образом, Атамановская Т.Д. имеет право на предоставление ей путевки на санаторно-курортное лечение за прошлый период (за <данные изъяты> год), так как реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования, либо истечения календарных периодов. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодателей и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с п. 2 ст. 6.3 Закона является календарный год, однако это обстоятельство не является основанием для отказа истцу в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за <данные изъяты> год в 2011 году, так как в данном конкретном случае разрешается вопрос о восстановлении нарушенных прав конкретного истца. Кроме того, исполнение решений судов о возложении обязанности предоставить путевку и приобретение путевок инвалидам, подавшим заявки на санаторно-курортное лечение, производятся за счет средств федерального бюджета, но предусмотренных разными строками бюджетной классификации (имеющих разное целевое назначение).

Присуждение обязательства в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

По смыслу вышеприведенных Правил, исполнение обязательств Фонда и органов социальной защиты населения заключается в осуществлении комплекса мер, направленных на предоставление путевок, а именно: не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении путевки и справки ответчику надлежит не только сообщить гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда, но и не позднее, чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдать гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.

При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за <данные изъяты> год истцом в установленном порядке была предоставлена справка о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, требования закона выполнены.

Кроме того, согласно справки для получения путевки от ДАТА, Атамановская Т.Д. и в настоящее время нуждается в санаторно-курортном лечении, противопоказаний к такому лечению не имеет.

Сведений о получении ею уведомления о выделении путевки согласно поданного ДАТА заявления в суд не представлено, так же как и не представлено сведений о выдаче Атамановской Т.Д. такой путевки.

Надлежащим ответчиком по данному делу является ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, так как обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования.

Поскольку право на санаторно-курортное лечение у Атамановской Т.Д. за <данные изъяты> год не погашается истечением календарного года, осталось нереализованным из-за незаконных действий государственных органов, нарушенное право подлежит восстановлению.

Следует обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Атамановской Т.Д. путевку на санаторно-курортное лечение за <данные изъяты> год за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорциональной удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 200 рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора г. Новоалтайска в интересах Атамановской Т.Д. удовлетворить.

Признать незаконными действия Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российский Федерации, выразившиеся в непредоставлении Атамановской Т.Д. путевки на санаторно-курортное лечение в <данные изъяты> году.

Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Атамановской Т.Д. путевку на санаторно-курортное лечение за <данные изъяты> год за счет средств федерального бюджета.

Взыскать с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российский Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней.

Судья                                                                                              И.В. Козлова