решение по делу № 2-1973/2011 по иску прокурора Первомйаского района в интересах Хабаровой М.Л. к ГУ - АРО ФСС РФ о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение



                                                                                                                         Дело № 2-1973/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск                                                                                                  15 августа 2011 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Козловой И.В.,

при секретаре Новиковой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Первомайского района в интересах Хабаровой М.Л. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, филиалу № 5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского района в интересах Хабаровой М.Л. обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ-АРО ФСС) в лице филиала № 5, выразившегося в непредоставлении Хабаровой М.Л. путевки на санаторно-курортное лечение и о возложении на ГУ-АРО ФСС обязанности предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение за <данные изъяты> год. В обоснование иска указал, что Хабарова М.Л. в соответствии со ст. 6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» пользуется правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. ДАТА Хабарова М.Л. обратилась в филиал № 5 ГУ-АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение на <данные изъяты> год, однако путевка ей не была предоставлена из-за недостатка денежных средств, выделенных региональному отделению на приобретение санаторно-курортных путевок. Полагал, что в связи с нарушением ответчиками порядка предоставления Хабаровой М.Л. такой путевки у нее сохраняется право на ее получение в 2011 году.

Хабарова М.Л. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

Помощник прокурора Первомайского района Решетникова Е.М. в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ-АРО ФСС в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил суду письменный отзыв, в котором просил прокурору Первомайского района в иске отказать. В обоснование указано, что предоставление отдельным категориям граждан социальных услуг является правом законодателя, которое реализуется с учетом возможности государства за счет средств бюджета финансировать затраты на эти услуги. Финансирование расходов на предоставление путевок осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренного на соответствующий финансовый год Фонду социального страхования РФ. Таким образом, Фонд социального страхования имеет право обеспечить граждан - получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Так как путевки предоставляются в порядке очередности, а финансирование в <данные изъяты> году было недостаточным, заявление истицы не могло быть удовлетворено, т.к. путевки предоставлялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявления ранее.

С учетом мнения помощника прокурора Первомайского района Решетниковой Е.М. суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Пункт 1 части 1 статьи 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее «Закон») предусматривает предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в качестве составной части набора социальных услуг.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря (ч.2 ст. 6.3 Закона).

В соответствии с п. 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года № 328 (далее «Порядок»), обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ.

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ (п.3.3 Порядка).

Согласно п.п. 3.7-3.9 этого же Порядка, при наличии медицинской справки на получение путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении путевки и справки для получения сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда. Исполнительные органы фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства заблаговременно, но не позднее, чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.

Согласно п.1.5, 1.6 порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, больной при обращении в Фонд предоставляет справку формы № 070/у-04 вместе с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение. Указанная справка выдается больному при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения.

Как усматривается из справки НОМЕР от ДАТА, Хабарова М.Л. является <данные изъяты>.

В силу ст. 6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» Хабарова М.Л. пользуется правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Тот факт, что в <данные изъяты> году Хабарова М.Л. являлась получателем набора социальных услуг в виде натуральных льгот, ответчиком не оспаривается.

Из материалов дела видно, что ДАТА Хабарова М.Л. для реализации своего права на санаторно-курортное лечение в установленном порядке обратилась в филиал № 5 ГУ-АРО ФСС РФ с соответствующим заявлением, предоставила справку установленного образца о нуждаемости в санаторно-курортном лечении и отсутствии противопоказаний к этому лечению.

Таким образом, Хабаровой М.Л. были выполнены требования закона в части предоставления необходимых документов на получение ею путевки на санаторно-курортное лечение в <данные изъяты> году.

Ответчиком заявление Хабаровой М.Л. добровольно удовлетворено не было, путевка на санаторно-курортное лечение за <данные изъяты> год ей не предоставлена до настоящего времени.

Как указано в отзыве ответчика, обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисляемых из федерального бюджета. Путевка истице не предоставлена ввиду недостаточного финансирования из федерального бюджета, а также того, что заявления граждан должны удовлетворяться в порядке очередности, по мере их поступления.

Между тем, гражданин не является участником бюджетных отношений в силу ст.1, ст.152 Бюджетного кодекса РФ, его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование предоставления набора социальных услуг. Меры социальной помощи предоставляются государством исходя из его финансовых возможностей, но, будучи установленными законом, они становятся гарантированными государством и отказ от их предоставления невозможен без соответствующих изменений закона только лишь на основании недостаточности бюджетных средств.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что бездействие ГУ-АРО ФСС, выразившееся в непредоставлении Хабаровой М.Л. путевки на санаторно-курортное лечение за <данные изъяты> год, являются незаконными.

Таким образом, Хабарова М.Л. имеет право на предоставление ей путевки на санаторно-курортное лечение за прошлый период (за <данные изъяты> год), так как реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования, либо истечения календарных периодов. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодателей и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с п. 2 ст. 6.3 Закона является календарный год, однако это обстоятельство не является основанием для отказа истцу в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за <данные изъяты> год в 2011 году, так как в данном конкретном случае разрешается вопрос о восстановлении нарушенных прав конкретного истца. Кроме того, исполнение решений судов о возложении обязанности предоставить путевку и приобретение путевок инвалидам, подавшим заявки на санаторно-курортное лечение, производятся за счет средств федерального бюджета, но предусмотренных разными строками бюджетной классификации (имеющих разное целевое назначение).

Присуждение обязательства в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

По смыслу вышеприведенных Правил, исполнение обязательств Фонда и органов социальной защиты населения заключается в осуществлении комплекса мер, направленных на предоставление путевок, а именно: не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении путевки и справки ответчику надлежит не только сообщить гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда, но и не позднее, чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдать гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.

При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за <данные изъяты> год Хабаровой М.Л. в установленном порядке была предоставлена справка о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, требования закона выполнены.

Кроме того, согласно справки для получения путевки формы № 070/у-04 от ДАТА Хабарова М.Л. и в настоящее время нуждается в санаторно-курортном лечении, противопоказаний к такому лечению не имеет.

Сведений о получении Хабаровой М.Л. уведомления о выделении ей путевки согласно поданного ДАТА заявления в суд не представлено, так же как и не представлено сведений о выдаче ей такой путевки.

Надлежащим ответчиком по данному делу является ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, так как обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования.

Поскольку право на санаторно-курортное лечение у Хабаровой М.Л. за <данные изъяты> год не погашается истечением календарного года, и осталось нереализованным из-за бездействия государственных органов, нарушенное право подлежит восстановлению.

Следует обязать ГУ-АРО ФСС предоставить Хабаровой М.Л. путевку на санаторно-курортное лечение за <данные изъяты> год за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорциональной удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ГУ-АРО ФСС подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь с.с. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Первомайского района в интересах Хабаровой М.Л. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российский Федерации, выразившееся в непредоставлении Хабаровой М.Л. путевки на санаторно-курортное лечение в <данные изъяты> году.

Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Хабаровой М.Л. путевку на санаторно-курортное лечение за <данные изъяты> год за счет средств федерального бюджета.

Взыскать с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российский Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней.

Судья                                                                                              И.В. Козлова