дело №2-2082/2011 по иску Авериной И.И. к ГУ-АРО ФСС РФ о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение



Дело № 2-2082/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск        24 августа 2011 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Колесниковой Л.В.

при секретаре         Ивановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Авериной И.И. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Аверина И.И. обратилась в суд с заявлением к Государственном учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА. В обоснование иска указала, что она имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, обратилась в филиал №5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования с заявлением о предоставлении путевки, однако ей было отказано в предоставлении путевки в ДАТА. Истец полагает, что неисполнение Государственным учреждением - Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования обязанности по предоставлению путевки нарушают её конституционные права на бесплатную медицинскую помощь, в том числе и на получение жизненно необходимой путевки на санаторно-курортное лечение за счет бюджетных средств, в связи с чем просит возложить на ответчика обязанность предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА за счет бюджетных средств.

В настоящем судебном заседании истец Аверина И.И. исковые требования уточнила, просила признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непредоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА, обязать ответчика предоставить ей в ДАТА путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА за счет бюджетных средств.

Ответчик Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ-АРО ФСС РФ) в суд представителя не направил, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

В представленных суду письменных возражениях на иск ответчик просил в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям: предметом регулирования Федерального закона «О государственной социальной помощи» не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством РФ; предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности за счет средств бюджета, и не носит гарантийного характера; затраты связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами РФ и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета; обязательства ФСС по предоставлению путевок льготным категориям граждан ограничены объемом средств, перечисляемых из Федерального бюджета; Фонд имеет право обеспечить граждан - получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета; в ДАТА денежных средств было выделено не достаточно, что не позволило удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении; ФСС не является главным распорядителем средств Федерального бюджета; путевка может быть предоставлена нуждающемуся при наличии медицинских показаний, справки по форме №070/у-04 и своевременного обращения с заявлением в исполнительный орган Фонда; заявления граждан на санаторно-курортное лечение удовлетворяются в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления; решения об отказе в предоставлении Авериной И.И. путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА не принималось, филиалом №5 регионального отделения заказным письмом направлено письменное разъяснение о причинах не обеспечения ее путевкой на санаторно-курортное лечение по заявлению от ДАТА, письмо возвращено за истечением срока хранения, обеспечить Аверину И.И. путевкой на санаторно-курортное лечение по заявлению от ДАТА возможно после полного обеспечения граждан льготных категорий, подавших заявление ранее.

Суд, с учетом мнения истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, надлежаще извещенных лиц.

Выслушав истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.6.1 Закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон от 17.07.1999г. №178-ФЗ), право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

Пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ предусмотрено, что в состав набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

Судом установлено, что фамилия истца с А. на А.А.В. изменена после вступления ДАТА в брак с А.А.В.(л.д.9).

Из представленной суду справки НОМЕР усматривается, что истец является инвалидом <данные изъяты> (л.д.3).

Следовательно, истец относится к категории граждан, имеющих право на получение социальных услуг, в том числе и при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

Положениями ч.5 ст. 6.3 Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ предусмотрено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3 ст. 6.5 Закона)

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29.12.2004 года №328 (далее - Порядок)

Согласно п.3.3 Порядка (в ред. от 29.06.2011)организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу абз 1 п.3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда, а также в уполномоченный орган.

В силу ч.2. ст.6.3. Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДАТА истец обратился в филиал №5 ГУ-АРО ФСС РФ с заявлением на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА, приложив справку для получения путевки от ДАТА по форме №070/у-04 (л.д.25,26).

Право на обращение истца с данным заявлением в Фонд социального страхования в ДАТА, а также право на получение истцом путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА ответчиком не оспаривается.

Уведомление о постановке на очередь на получение санаторно-курортной путевки получено истцом ДАТА, о чем указано в заявлении на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.25).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцом соблюден установленный порядок обращения за предоставлением путевки, истец имел право на обеспечение санаторно-курортным лечением в ДАТА, обратился с соответствующим заявлением в Фонд социального страхования РФ, однако ответчиком путевка на санаторно-курортное лечение истцу не была предоставлена.

Довод ответчика ГУ-АРО ФСС РФ об отсутствие финансовой возможности предоставления истцу путевки в предусмотренный законом срок не может быть признан заслуживающим внимания, поскольку реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставится в зависимость от финансирования.

Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодателей и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).

В силу ст.ст.1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.

В Законе от 17.07.1999г. №178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета.

В соответствии с п.4 Правилами финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.

Пунктами 11,19,20,21 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, предусмотрено, что обязанность по выдаче путевок, а также формированию бюджетной заявки на финансирование расходов по предоставлению путевок возложена на Фонд социального страхования РФ. Финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.

В силу прямого указания в Законе от 17.07.1999г. №178-ФЗ на то, что инвалид имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, суд находит несостоятельным довод ответчика о том, что данный правовой акт не регулирует отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, а лишь закрепляет дополнительную форму социального обеспечения в виде социальных услуг, предоставление которых является правом федерального законодателя и не носит гарантийного характера, так как он не может являться основанием для отказа гражданину в предоставлении путевки.

Данный Закон закрепляет право определенной категории граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки санаторно-курортной лечение. Однако закон не устанавливает ограничений при равном праве граждан на получение путевки, по которым одним гражданам путевка выдается, а другим нет, тем более закон не предусматривает в качестве такого основания недостаточное финансирование.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что при наличии права гражданина на получение путевки на санаторно-курортное лечение, соответствующий орган обязан ее предоставить.

Довод ответчика о том, что путевка истцу не предоставлена из-за того, что в ДАТА путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявление ранее, а объем денежных средств, выделенных на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, не позволил удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении, суд находит не основанным на положениях закона.

Согласно ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Таким образом, судом установлено, что истец имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ему не предоставлена, поэтому в силу ст.46 Конституции РФ он имеет право на судебную защиту своего нарушенного права.

Присуждение обязательства в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

Поскольку право на санаторно-курортное лечение у истца за ДАТА не погашается истечением календарного года, не обеспечение его путевкой произошло по причинам, от него не зависящим, осталось не реализованным из-за бездействия государственных органов, нарушенное право подлежит восстановлению.

Сведений об исполнении ответчиками обязательств перед истцом суду не представлено.

Истцом суду представлены письменные доказательства, свидетельствующие, о том, что ему в настоящее время санаторно-курортное лечение не противопоказано.

Медицинские показания на санаторно-курортное лечение истца на день рассмотрения дела в суде подтверждаются справкой МУЗ <данные изъяты> от ДАТА НОМЕР по форме №070/у-04, которая действительна в течение 6 месяцев с момента выдачи (л.д.8).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Авериной И.И. подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорциональной удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере <данные изъяты> в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Авериной И.И. удовлетворить.

Признать незаконным бездействия Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по непредоставлению в ДАТА Авериной И.И. путевки на санаторно-курортное лечение.

Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Авериной И.И. путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА за счет средств федерального бюджета.

Взыскать с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российский Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня окончательной форме.

Председательствующий                                                           Л.В. Колесникова

Мотивированное решение составлено 29.08.2011 года