Дело № 2-2054/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Новоалтайск 05 сентября 2011 года Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе: Председательствующего судьи Колесниковой Л.В. при секретаре Ивановой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Первомайского района в интересах Сидельниковой Л.И. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу №5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействий незаконными, возложении обязанности предоставить путевки на санаторно-курортное лечение, УСТАНОВИЛ: Прокурор Первомайского района в интересах Сидельниковой Л.И. обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, филиалу №5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, в котором просил признать незаконным бездействие ответчиков по непредоставлению в ДАТА Сидельниковой Л.И. путевки на санаторно-курортное лечение, возложить на Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязанность предоставить Сидельниковой Л.И. путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА за счет средств федерального бюджета В обоснование иска прокурор ссылается на то, что входе проведенной прокуратурой АДРЕС проверки по обращению Сидельниковой Л.И. установлено, что не все граждане - получатели набора социальных услуг в ДАТА обеспечены филиалом №5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения ФСС РФ путевками на санаторно-курортное лечение, причиной не обеспечения санаторно-курортным лечением явилось отсутствие достаточного финансирования. Аналогичное нарушение допущено в отношении истца. Сидельникова Л.И. является инвалидом и в соответствии со ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственного социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно п.3.7 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2004г. №328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», с заявлением на предоставление путевки гражданин должен обратиться территориальные органы Фонда социального страхования РФ по месту жительства до 1 декабря текущего года. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. ДАТА Сидельникова Л.И. обратилась в филиал №5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (далее филиала №5 ГУ-АРО ФСС РФ) с письменным заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА, но до настоящего времени путевкой не обеспечена. Бездействие ответчиков, выразившееся в непредоставлении Сидельниковой Л.И. путевки на санаторно-курортное лечение, является незаконным и необоснованным, нарушает её права как инвалида на социальную защиту. В последующем прокурор Первомайского района уточнил свои требования, просил признать незаконным бездействие ответчиков по непредоставлению в ДАТА Сидельниковой Л.И. путевки на санаторно-курортное лечение, возложить на Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязанность предоставить Сидельниковой Л.И. путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА за счет средств федерального бюджета. В судебном заседании истец Сидельникова Л.И. не явилась, надлежаще извещена. Помощник прокурора Решетникова Е.М., действующая от имени прокурора Первомайского района, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Ответчик - Филиал №5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда Социального страхования РФ в суд представителя не направил, о судебном заседании извещен надлежащим образом. Ответчик Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в суд представителя не направил, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленных суду письменных возражениях на иск ответчик просил в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям: предметом регулирования Федерального закона «О государственной социальной помощи» не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством РФ; предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности за счет средств бюджета, и не носит гарантийного характера; затраты связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами РФ и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета; обязательства ФСС по предоставлению путевок льготным категориям граждан ограничены объемом средств, перечисляемых из Федерального бюджета; Фонд имеет право обеспечить граждан - получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета; в ДАТА денежных средств было выделено не достаточно, что не позволило удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении; ФСС не является главным распорядителем средств Федерального бюджета; путевка может быть предоставлена нуждающемуся при наличии медицинских показаний, справки по форме №070/у-04 и своевременного обращения с заявлением в исполнительный орган Фонда; заявления граждан на санаторно-курортное лечение удовлетворяются в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления; обеспечить Сидельникову Л.И. путевкой на санаторно-курортное лечение в ДАТА не представилось возможным, так как путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшие заявления ранее; в ДАТА Сидельникова Л.И.с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение не обращалась. Суд, с учетом мнения прокурора, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, надлежаще извещенных лиц. Выслушав прокурора, исследовав и оценив письменные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Прокурор на основании обращения гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод или законных интересов вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина. Судом установлено, что истец обратился к прокурору с письменным заявлением, в котором просил обратиться в суд с иском к Фонду социального страхования РФ в его интересах, в связи с нарушениями ответчиками его социальных прав, а именно не предоставление ему путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.5). На основании изложенного, суд приходит к выводу, что прокурор Первомайского района обосновано, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах Сидельниковой Л.И. Согласно ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон от 17.07.1999г. №178-ФЗ), право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. Пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ предусмотрено, что в состав набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Истец является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается представленной суду справкой НОМЕР (л.д.7). Из сообщения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ <данные изъяты> следует, что истец на ДАТА от набора социальных услуг не отказывался, в том числе от услуги, предусмотренной п. 1.1 ч.1 ст. 6.2 Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ (л.д.44). Следовательно, истец относится к категории граждан, имеющих право на получение социальных услуг, в том числе и путевки на санаторно-курортное лечение. Положениями ч.5 ст. 6.3 Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ предусмотрено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3 ст. 6.5 Закона) Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29.12.2004 года №328 (далее - Порядок). Согласно п.3.3 Порядка (в ред. от 29.06.2011)организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу абз 1 п.3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда, а также в уполномоченный орган. Пунктом 3.8 Порядка, в редакции от 15.06.2009 года, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что исполнительные органы Фонда СС РФ и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда. В силу ч.2. ст.6.3. Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДАТА истец обратился в филиал №5 ГУ-АРО ФСС РФ с заявлением на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА, приложив справку для получения путевки от ДАТА по форме №070/у-04 (л.д.11,12). Право на обращение истца с данным заявлением в Фонд социального страхования, а также право на получение истцом путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА ответчиками не оспаривается. Уведомление о постановке на очередь на получение санаторно-курортной путевки получено истцом ДАТА, о чем указано в заявлении на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.11). Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцом соблюден установленный порядок обращения за предоставлением путевки, истец имел право на обеспечение санаторно-курортным лечением в ДАТА, обратился с соответствующим заявлением в Фонд социального страхования РФ, однако ответчиками путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена. Довод ответчика ГУ-АРО ФСС РФ об отсутствие финансовой возможности предоставления путевки истцу в предусмотренный законом срок не может быть признан заслуживающим внимания, поскольку реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставится в зависимость от финансирования. Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодателей и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ). В силу ст.ст.1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. В Законе от 17.07.1999г. №178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета. В соответствии с п.4 Правилами финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации. Пунктами 11,19,20,21 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, предусмотрено, что обязанность по выдаче путевок, а также формированию бюджетной заявки на финансирование расходов по предоставлению путевок возложена на Фонд социального страхования РФ. Финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ. В силу прямого указания в Законе от 17.07.1999г. №178-ФЗ на то, что инвалид имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, суд находит несостоятельным довод ответчика о том, что данный правовой акт не регулирует отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, а лишь закрепляет дополнительную форму социального обеспечения в виде социальных услуг, предоставление которых является правом федерального законодателя и не носит гарантийного характера, так как он не может являться основанием для отказа гражданину в предоставлении путевки. Данный Закон закрепляет право определенной категории граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки санаторно-курортной лечение. Однако закон не устанавливает ограничений при равном праве граждан на получение путевки, по которым одним гражданам путевка выдается, а другим может быть отказано в ее предоставлении, тем более закон не предусматривает в качестве такого основания недостаточное финансирование. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что при наличии права гражданина на получение путевки на санаторно-курортное лечение, соответствующий орган обязан ее предоставить. Довод ответчика о том, что путевка истцу не предоставлена из-за того, что в ДАТА путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявление ранее, а объем денежных средств, выделенных на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, не позволил удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении, суд находит не основанным на положениях закона. Согласно ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Таким образом, судом установлено, что истец имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ему не предоставлена, поэтому в силу ст.46 Конституции РФ он имеет право на судебную защиту своего нарушенного права. Присуждение обязательства в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). По вышеизложенным основаниям суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, так как обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования. Поскольку право на санаторно-курортное лечение у истца за ДАТА не погашается истечением календарного года, не обеспечение его путевкой произошло по причинам, от него не зависящим, осталось не реализованным из-за бездействия государственных органов, нарушенное право подлежит восстановлению. Сведений об исполнении ответчиками обязательств перед истцом суду не представлено. Прокурором предоставлены письменные доказательства, свидетельствующие, о том, что санаторно-курортное лечение в настоящее время истцу не противопоказано. Медицинские показания на санаторно-курортное лечение истца на день рассмотрения дела в суде подтверждаются справкой филиала МУЗ <данные изъяты> от ДАТА НОМЕР по форме №070/у-04, которая действительна в течение 6 месяцев с момента выдачи (л.д.38). При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Первомайского района в интересах Сидельниковой Л.И. подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорциональной удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере <данные изъяты> в доход местного бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103,194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Первомайского района в интересах Сидельниковой Л.И. удовлетворить. Признать незаконным действия Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по непредоставлению в ДАТА Сидельниковой Л.И. путевки на санаторно-курортное лечение. Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Сидельниковой Л.И. путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА за счет средств федерального бюджета. Взыскать с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российский Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня составления в окончательной форме. Председательствующий Л.В. Колесникова Мотивированное решение составлено 12.09.2011 года