Решение по делу по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Полковникова Ю.И. к МР ИФНС № 4 по Алтайскому краю о признании незаконными действий по начислению транспортного налога



Дело № 2-1884/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2011 года       г. Новоалтайск

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Головченко Е. Ю.

При секретаре            Юрмановой Н. В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Полковникова Ю.И. к МР ИФНС России № 4 по Алтайскому краю о признании незаконными действий по начислению транспортного налога, отказу в предоставлении льгот, признании права на получение льготы по налогу, возложении обязанности произвести перерасчет транспортного налога,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Новоалтайска в интересах Полковникова Ю. И. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю (далее по тексту МР ИФНС, Инспекция) о признании незаконными действий по начислению транспортного налога, отказу в предоставлении льгот, признании права на получение льготы по налогу, возложении обязанности произвести перерасчет транспортного налога. Свои исковые требования мотивировал тем, что Полковников Ю. И. является собственником транспортного средства марки УАЗ - 3303, ДАТА года выпуска, категории «В», мощность двигателя 75 л.с., что подтверждается паспортом транспортного средства <данные изъяты>, выданного МРЭО ГИБДД ОВД по г. Новоалтайску ДАТА.

В соответствии с налоговым уведомлением НОМЕР от ДАТА за 2007 год Полковникову Ю. И. начислен транспортный налог на указанный автомобиль в размере 1575 рублей, с применением налоговой ставки в размере 21 рубль с 1 л.с., установленной для грузовых автомобилей. За 2008 год и 2009 год истцу также был начислен транспортный налог по ставкам, установленным для грузовых автомобилей - 21 рубль с л.с. и 25 рублей с л.с. соответственно.

Обращаясь с указанным иском, прокурор указывает, что Инспекция неверно отнесла автомобиль Полковникова Ю. И. к грузовым автомобилям и исчислила транспортный налог по ставке для грузовых автомобилей, поскольку согласно положениям ст. 358, 361 Кодекса, в качестве категорий транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, определены легковые, грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу. Предусмотренное главой 28 НК РФ распределение указанных транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 года. Указанной Конвенцией установлен ряд критериев - разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение - для перевозки грузов или пассажиров - позволяющих отнести конкретное транспортное средство к соответствующей категории. Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 года, в РФ, являющейся договаривающейся стороной, правовые акты в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 года, в строке 4 - «Категория т/с», указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией.

Согласно Венской конвенции о дорожном движении от 08.11.1968 года, а также ФЗ «О безопасности дорожного движения», к транспортным средствам категории «В» относятся механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны.

По сведениям МРЭО ГИБДД ОВД по г. Новоалтайску автомобиль УАЗ 3303, принадлежащий на праве собственности Полковникову Ю. И., относится к категории легковых автомобилей - категории «В».

Учитывая, что согласно паспорту транспортного средства УАЗ 3303 автомобиль отнесен к транспортным средствам категории «В», разрешенная максимальная масса его 2620 кг., истец считает, что Инспекция неправомерно применила ставку налога по указанному автотранспортному средству «грузовые автомобили» и необоснованно начислила транспортный налог. Кроме того, поскольку Полковников Ю. И. является пенсионером, он по Закону Алтайского края имеет право на льготу по уплате транспортного налога в размере 50% как на легковой автомобиль, поэтому истец просил признать незаконными действия МР ИФНС и обязать Инспекцию произвести перерасчет налога с учетом установленных льгот, а также обязать Инспекцию производить начисление транспортного налога на принадлежащее Полковникову Ю. И. транспортное средство - автомобиль УАЗ 3303 с применением ставки, установленной для легковых автомобилей, с учетом установленных льгот.

В судебном заседании помощник прокурора г. Новоалтайска Поломошина О. П. и истец Полковников Ю. И. на иске настаивали по изложенным выше основаниям, просили удовлетворить в полном объеме.

Полковников Ю. И. суду пояснил, что сиденья в его автомобиле были установлены не заводом-изготовителем, изначально автомобиль был предназначен для перевозки грузов.

Представитель ответчика - МР ИФНС России № 4 по Алтайскому краю - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще под расписку, в представленном ранее суду отзыве на иск ( л.д.56-57) указывает, что налоговые органы исчисляют транспортный налог на основании сведений, поступающих от органов ГИБДД и других государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств по формам, утвержденным Правительством РФ. Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства, паспорта транспортного средства выдаются организациями -изготовителями на изготовленные ими после 01.1993 года и реализуемые на территории Российской Федерации транспортные средства, при наличии у организации- изготовителя Одобрения типа транспортного средства на полнокомплектное (конечное) изделие. Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Отнесение транспортных средств к конкретному типу осуществляется на основании процедуры сертификации. В паспорте УАЗ 3303 в строке 4 указана категория транспортного средства «В», что означает возможность отнесения транспортного средства как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения, так и к механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн, т.е. как к легковому, так и к грузовому транспортному средству. В паспорте транспортного средства на спорный автомобиль из строки 3 следует, что на основании заключения завода-изготовителя ОАО «Ульяновский автомобильный завод» транспортное средство марки УАЗ 3303 следует относить именно к грузовым автомобилям, т.к. они сертифицированы по категории № 1 «Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн».

Также в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270-66 и Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств в строке 2 Паспорта т/с отражается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), в частности - 1 легковой автомобиль, 3 - грузовой автомобиль или пикап, 7- фургон, 9 - специальное транспортное средство. В данном случае, вторая цифра модели спорного автомобиля - 3, что указывает на тип транспортного средства как грузовой ( грузовой фургон).

С учетом мнения помощника прокурора Поломошиной О. П., истца Полковникова Ю. И., суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав пояснения помощника прокурора г. Новоалтайска Поломошиной О. П., истца Полковникова Ю. И., исследовав материалы дела, суд установил:

Истец Полковников Ю. И. является собственником транспортного средства УАЗ -3303 госномер НОМЕР, тип -фургон, категория «В», мощность двигателя 75 л.с., разрешенная максимальная масса 2620 кг., что подтверждается паспортом транспортного средства ( л.д.11).

Полковников Ю. И. является также пенсионером, <данные изъяты> ( л.д.21-23, пенсионное удостоверение).

В силу статьи 361 НК РФ налоговые ставки установлены в зависимости от категории - "Грузовые автомобили" или "Легковые автомобили".

НК РФ не определяет понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи с чем, в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Пунктом 16 Приказа МВД России от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.

Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Он подтверждает в том числе наличие одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").

Из вышеизложенного следует, что паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории - "Грузовые автомобили" или "Легковые автомобили". При этом глава 28 НК РФ, в частности статья 358 НК РФ, при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объектов обложения транспортным налогом не учитывает цели их использования.

Кроме того, в соответствии с пунктами 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Министерства промышленности и энергетики РФ N 192, Министерства экономического развития и торговли РФ N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение) установлено:

- в строке 2 паспорта "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств;

- в строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением;

- в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции ООН по дорожному движению в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974 (далее - Конвенция о дорожном движении).

Так, в Конвенции о дорожном движении указано, что к категории транспортных средств "B" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

В приложении N 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Так, КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, M1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N 1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, N 2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, M2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.

Из анализа данных положений следует, что категория "B", указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям.

В связи с этим транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (помимо сидения водителя), так и к механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, то есть как к легковому, так и грузовому автотранспорту.

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения.Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: "1" - легковой автомобиль, «3» - грузовой автомобиль или пикап, "7" - фургоны, "9" - специальные.

В дубликате паспорта транспортного средства, принадлежащего истцу ( л.д.11) в строке указан тип (наименование) транспортного средства - фургон, однако в истребованном судом первоначальном паспорте транспортного средства наименование его указано как «грузовой фургон» ( л.д.115).

При этом вторая цифра обозначения модели транспортного средства УАЗ 3303- «3», также четко указывает на то, что автомобиль является грузовым.

Таким образом, при определении типа спорного транспортного средства и ставок транспортного налога, подлежащего применению при налогообложении этого автомобиля необходимо руководствоваться сведениями о транспортном средстве, указанными в паспорте транспортного средства, из которого четко следует, что спорный автомобиль является грузовым. Сведений о том, что он отнесен к категории "Легковые автомобили", паспорт транспортного средства не содержат.

Согласно общероссийскому классификатору основных фондов - ОК 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 года № 359, такие автомобили относят к «автомобилям грузовым общего назначения (бортовые, шасси и фургоны) по коду 15 3410190.

В связи с этим суд полагает, что МР ИФНС России № 4 по Алтайскому краю правомерно применила к автомобилю УАЗ 3303, принадлежащему Полковникову Ю. И., ставку транспортного налога, установленную Законом Алтайского края как для грузового автомобиля в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.

В соответствии со ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Законом Алтайского края от 06.05.2003 года № 14-ЗС в Закон Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» была введена статья 3, согласно которой льгота по налогу на транспортные средства по категориям "Автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно" и "Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 35 л.с. (до 25,74 кВт) включительно" в размере 50 процентов соответствующей ставки предоставляется следующим налогоплательщикам, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортным средством:

пенсионерам по возрасту (женщинам, достигшим 55 лет, мужчинам - 60 лет);

инвалидам 1 и 2 группы.

Поскольку суд пришел к выводу, что МР ИФНС № 4 по Алтайскому краю обоснованно отнесла автомобиль истца УАЗ 3303 к грузовым транспортным средствам и соответственно этому начислила транспортный налог, а указанная выше льгота предоставляется пенсионерам по возрасту и инвалидам 1 и 2 группы только по оплате транспортного налога на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. и мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 35 л.с. включительно, то суд считает, что истец не имеет права на льготу по оплате транспортного налога, установленную Законом Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края».

По указанным выше обстоятельствам и требования истца о перерасчете транспортного налога не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Прокурору г. Новоалтайска в интересах Полковникова Ю.И. в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:      Е. Ю. Головченко

Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2011 года