Дело №2-2489/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Новоалтайск 24 октября 2011 года Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе: Председательствующего судьи Колесниковой Л.В., при секретаре Ивановой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Северного сельсовета Первомайского района Алтайского края о признании бездействий незаконными и понуждению к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Первомайского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Северного сельсовета Первомайского района Алтайского края, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Северного сельсовета Первомайского района Алтайского края в виде неисполнения обязанности по приведению антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов, обязать администрацию Северного сельсовета Первомайского района Алтайского края проводить антикоррупционную экспертизу нормативно правовых актов и их проектов в соответствии с требованиями закона и муниципальных правовых актов. В обоснование требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции установлено, что администрацией Северного сельсовета Первомайского района Алтайского края не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. На основании ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). В соответствии с п.2 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее Федеральный закон от 17.07.2009 №172-ФЗ) основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность её проведения. В соответствии с п.4 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (п.п.2 п.1 ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ). Решением <данные изъяты> НОМЕР от ДАТА утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов. Между тем, установленная федеральным законодательством и муниципальными правовыми актами обязанность проведения антикоррупционной экспертизы администрацией Северного сельсовета не исполняется. Вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организации, принимающих нормативные правовые акты. В связи с бездействием администрации Северного сельсовета, выразившемся в непроведении антикоррупционной экспертизы и выявлении в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов, нарушаются права граждан и Российской Федерации в целом. В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района Федотова Н.В. исковые требования уточнила в части, просила признать незаконным бездействие администрации Северного сельсовета Первомайского района Алтайского края в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации и их проектов, обязать администрацию провести антикоррупционную экспертизу всех действующий нормативных правовых актов администрации, принятых в ДАТА, по которым законодательством предусмотрено обязательное проведение антикоррупционной экспертизы, и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов администрации. В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) установить ответчику срок для исполнения обязанности - <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу. Уточненные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении. Представитель ответчика - глава администрации Северного сельсовета Первомайского района Герониме В.К. исковые требования прокурора признал в полном объеме, предоставил суду письменное заявление о признании иска. Судом разъяснены ответчику последствия признания исковых требований прокурора, предусмотренные ч.1 ст.39, ч.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ). Последствия признания иска и принятия его судом ответчику ясны и понятны, о чем он также отразил в свое заявлении представленном суду. Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, суд считает возможным принять от ответчиков признание иска и удовлетворить исковые требования прокурора ввиду следующего. Согласно ч.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Первомайского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки установлено, что администрацией Северного сельского совета Первомайского района Алтайского края не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, что свидетельствует о несоблюдении действующего законодательства ответчиком по вышеуказанному направлению его деятельности. Данные обстоятельства ответчиком в судебном заседании не оспаривались. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий. Статья 6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ указывает в перечне основных мер по профилактике коррупции и такую меру, как проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения установлены Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее Федеральный закон от 17.07.2009 №172-ФЗ). В ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ закреплены основные принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), в том числе и обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. В п. 3 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ определено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Согласно ч.4 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ, органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупционные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (ст. 4 Закона). Из материалов дела установлено, что решением <данные изъяты> от ДАТА НОМЕР утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов (далее Порядок проведения антикоррупционной экспертизы). Пунктом 2 раздела 1 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы предусмотрено, что антикоррупционная экспертиза проводится в отношении <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Согласно ответу администрации Северного сельсовета Первомайского района Алтайского края от ДАТА НОМЕР антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов в ДАТА не проводилась (л.д.19). В судебном заседании представитель ответчика подтвердил, что антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов и их проектов администрацией Северного сельсовета Первомайского района Алтайского края в ДАТА в установленном порядке не проводилась, соответствующих заключений не выносилось. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции РФ и законы. Таким образом, установленная федеральным законодательством обязанность поведения антикоррупционной экспертизы администрацией муниципального образования Северный сельский совет Первомайского района Алтайского края не исполняется. Вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организации, принимающей нормативные правовые акты. Статья 3 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ устанавливает основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием администрации Северного сельсовета Первомайского района Алтайского края, выразившемся в непроведении антикоррупционной экспертизы и невыявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются как права граждан, так и интересы Российской Федерации. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора Первомайского района в интересах неопределенного круга признании незаконным бездействия администрации Северного сельсовета Первомайского района Алтайского края и понуждении к совершению действий по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает возможным принять признание иска от представителя ответчика ФИО3, поскольку признание иска предусмотрено законом, является правом ответчика, не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд находит приемлемым установить ответчику срок для исполнения решения суда - <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст.стс.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Северного сельсовета Первомайского района Алтайского края удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Северного сельсовета Первомайского района Алтайского края в виде неисполнния обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации и их проектов. Обязать администрацию Северного сельсовета Первомайского района Алтайского края в течение <данные изъяты> со дня выступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, принятых в ДАТА, и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов администрации, по которым законодательством предусмотрено обязательное проведения антикоррупционной экспертизы. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий Л.В.Колесникова