Дело № 2-2384/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Новоалтайск 04 октября 2011 года Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего Титовой В.В., при секретаре Добротворской В.В., с участием пом. прокурора г. Новоалтайска Овчиниковой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Михайловой З.В. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу № 5 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Новоалтайска в интересах Михайловой З.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ АРО ФСС РФ), филиалу № 5 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - филиал № 5 ГУ АРО ФСС РФ) о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета. В обоснование иска прокурор ссылается на то, что в прокуратуру г. Новоалтайска поступило заявление от Михайловой З.В. с просьбой обратиться в суд в её интересах с исковым заявлением к Фонду социального страхования о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. В ходе проверки установлено, что Михайлова З.В. является <данные изъяты> и, в силу ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от ДАТА № 178-ФЗ, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. ДАТА Михайлова З.В. обратилась в филиал НОМЕР ГУ АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, однако путевка ей предоставлена не была. В связи с тем, что Фондом социального страхования обязательства по предоставлению Михайловой З.В. путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году исполнены не были, у него сохранилось право на получение путевки в 2011 году. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству Филиал НОМЕР ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации исключен из числа ответчиков, поскольку филиал не является юридическим лицом и в силу ст. ст. 55, 56 ГК РФ не может нести ответственность по обязательствам юридического лица. Истец Михайлова З.В. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела, просит рассмотреть исковое заявление в её отсутствие. Заявление в деле. В судебном заседании помощник прокурора г. Новоалтайска Овчиникова С.С. исковые требования уточнила, просила признать действия ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по непредоставлению Михайловой З.В. путевки на санаторно-курортное лечение незаконными, остальные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении. Ответчик - Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в суд представителя не направил, о судебном заседании извещен надлежащим образом. В представленном письменном отзыве на исковое заявление указывает на несогласие с исковыми требованиями, по следующим основаниям: предметом регулирования ФЗ «О государственной социальной помощи» не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством РФ; предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности за счет средств бюджета; затраты связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами РФ и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета; обязательства ФСС по предоставлению путевок льготным категориям граждан ограничены объемом средств, перечисляемых из Федерального бюджета; в 2010 году денежных средств было выделено не достаточно, что не позволило удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении; ФСС не является главным распорядителем средств Федерального бюджета; право на получение социальных услуг возникает у гражданина, в случае если: сведения о нем содержатся в федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, как получателя социальных услуг в определенном календарном году; у гражданина имеются медицинские показания к санаторно-курортному лечению, что подтверждается справкой по форме №070/у-04; гражданин обратился в исполнительный орган Фонда с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение; отсутствие какого-либо из указанных условий делает получение набора социальных услуг невозможным; заявления граждан на санаторно-курортное лечение удовлетворяются в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления в ФСС; обеспечить истца путевкой в 2010 году не представилось возможным, так как путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявления ранее; гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением нуждающихся законом не предусмотрено. С учетом мнения прокурора суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика. Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; … социальной защиты, включая социальное обеспечение… Михайлова З.В. является <данные изъяты> Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ (далее - Закон от 17.07.1999 №178-ФЗ) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Так, согласно ст. 6.1 Закона от 17.07.1999 №178-ФЗ к таковым относятся инвалиды. Таким образом, Михайлова З.В. относится к категории граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг. В состав предоставляемых гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании (ст. 6.2 Закона от 17.07.1999 №178-ФЗ). Порядок обращения лиц, за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации (абз. 2 ст. 6.7 Закона от 17.07.1999 №178-ФЗ). Согласно Правилам финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ. Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29.12.2004 № 328 (далее - Порядок). Согласно п.3.3 Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу абз. 1 п.3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда, а также в уполномоченный орган. В силу ч. 2. ст. 6.3. Закона от 17.07.1999 №178-ФЗ, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Судом установлено, что ДАТА Михайлова З.В. обратилась в филиал НОМЕР ГУ АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение (л.д. НОМЕР). От социального пакета на 2010 год Михайлова З.В. не отказывалась, поэтому сведения о ней в 2010 году были внесены в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Наличие медицинских показаний для прохождения санаторно-курортного лечения было подтверждено Михайловой З.В. справкой для получения путевки от ДАТА, что указано в заявлении. Поскольку истец Михайлова З.В. в установленном порядке до ДАТА обратилась к ответчику по вопросу предоставления путевки на санаторно-курортное лечение и является инвалидом, то у неё возникло право на получение путевки в 2010 году. Уведомление о постановке на очередь на получение санаторно-курортной путевки получено Михайловой ДАТА, о чем указано в заявлении о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение (л.д. НОМЕР). Таким образом, Михайлова З.В. со своей стороны выполнила предусмотренные законом действия, направленные на реализацию права на получения санаторно-курортного лечения. Право истца на обращение в ГУ АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, а также право на получение путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году ответчиком не оспаривается. Таким образом, непредоставление Михайловой З.В. путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году фактически свидетельствует об отказе исполнительного органа Фонда СС РФ в предоставлении путевки в предусмотренный законом срок. Довод ответчика об отсутствии финансовой возможности предоставления путевки Михайловой З.В. в предусмотренный законом срок не может быть принят во внимание, поскольку реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ). В силу ст. 1, ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. В Законе от 17.07.1999 №178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета. Согласно п.п. 11, 19 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, обязанность по выдаче путевок, а также формированию бюджетной заявки на финансирование расходов по предоставлению путевок возложена на Фонд социального страхования РФ. Финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ. В силу прямого указания в Законе от 17.07.1999 №178-ФЗ на то, инвалиды имеют право на предоставление путевки, довод ответчика о том, что предметом регулирования Закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, данный правовой акт закрепляет дополнительную форму социального обеспечения в виде предоставления ограниченной категории граждан социальных услуг, предоставление которых является правом федерального законодателя и не носит гарантийного характера, суд считает несостоятельным, так как он не может являться основанием для отказа гражданину в предоставлении путевки. Данный закон закрепляет право определенной категории граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение санаторно-курортной путевки. Однако закон не устанавливает ограничений при равном праве граждан на получение путевки, по которым одним гражданам путевка выдается, а другим может быть отказано в ее предоставлении, тем более закон не предусматривает в качестве такого основания недостаточное финансирование. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что при наличии права гражданина на получение путевки на санаторно-курортное лечение, соответствующий орган обязан ее предоставить. Довод ответчика о том, что путевка Михайловой З.В. не предоставлена из-за того, что в 2010 году путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявление ранее, а объем денежных средств, выделенных на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, не позволил удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении, суд находит не основанным на законе. Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Таким образом, судом установлено, что истец Михайлова З.В. имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ему не предоставлена, поэтому в силу ст.46 Конституции РФ она имеет право на судебную защиту своего нарушенного права. Присуждение обязательства в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Поскольку право на санаторно-курортное лечение у Михайловой З.В. за 2010 год не погашается истечением календарного года, необеспечение её путевкой произошло по причинам, от неё не зависящим, осталось не реализованным из-за бездействия государственных органов, нарушенное право подлежит восстановлению. Сведений об исполнении ответчиком обязательств перед Михайловой З.В. суду не представлено. Прокурором предоставлены письменные доказательства, свидетельствующие, о том, что санаторно-курортное лечение в настоящее время истцу не противопоказано. Медицинские показания на санаторно-курортное лечение Михайловой З.В. на день рассмотрения дела в суде подтверждаются справкой <данные изъяты> формы НОМЕР/у-04 от ДАТА НОМЕР, от ДАТА НОМЕР, от ДАТА НОМЕР, от ДАТА НОМЕР. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора г. Новоалтайска в интересах Михайловой З.В. подлежит удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 200 рублей в доход местного бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103,194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Новоалтайска Алтайского края в интересах Михайловой З.В. удовлетворить. Признать действия Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по непредоставлению Михайловой З.В. путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год незаконными. Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Михайловой З.В. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета. Взыскать с Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российский Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме. Председательствующий: В.В. Титова Мотивированное решение изготовлено 07.10.2011