Дело № 2-2292/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Новоалтайск 06 октября 2011 года Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Сомовой И.В., при секретаре Журавлевой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Троицкого района в интересах Меринова Ю.Ф. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, УСТАНОВИЛ: Прокурор Троицкого района в интересах Меринова Ю.Ф. обратился в суд с указанным иском о признании незаконными действий Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (далее ГУ-АРО ФСС РФ), выразившихся в отказе в предоставлении Меринову Ю.Ф. путевки на санаторно-курортное лечение и возложении обязанности предоставить Меринову Ю.Ф. путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА год. В обоснование иска указал, что истец является инвалидом, в соответствии со ст.6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» пользуется правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. ДАТА истец обратился в филиал НОМЕР ГУ-АРО ФСС РФ с заявлением на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение на ДАТА год, однако путевка ему не была предоставлена по причине того, что объем денежных средств, перечисленных региональному отделению на приобретение санаторно-курортных путевок, не позволял удовлетворить потребность всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении в ДАТА году. Полагал, что в связи с нарушением ответчиком порядка предоставления Меринову Ю.Ф. такой путевки, у него сохраняется право на ее получение в ДАТА году. Меринов Ю.Ф. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В судебном заседании представляющий прокурора Троицокого района - помощник прокурора г.Новоалтайска Овчиникова С.С. иск поддержала, просила удовлетворить. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В представленных суду письменных возражениях на иск ответчик просил в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям: предметом регулирования Федерального закона «О государственной социальной помощи» не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством РФ; предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности за счет средств бюджета, и не носит гарантийного характера; затраты связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами РФ и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета; обязательства ФСС по предоставлению путевок льготным категориям граждан ограничены объемом средств, перечисляемых из Федерального бюджета; Фонд имеет право обеспечить граждан - получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета; в ДАТА году денежных средств было выделено не достаточно, что не позволило удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении; ФСС не является главным распорядителем средств Федерального бюджета; путевка может быть предоставлена нуждающемуся при наличии медицинских показаний, справки по форме НОМЕР и своевременного обращения с заявлением в исполнительный орган Фонда; заявления граждан на санаторно-курортное лечение удовлетворяются в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления; обеспечить Меринова Ю.Ф. путевкой на санаторно-курортное лечение в ДАТА году не представилось возможным, так как путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшие заявления ранее. С учетом мнения помощника прокурора г.Новоалтайска Овчиниковой С.С. суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Прокурор на основании обращения гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод или законных интересов вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина. Судом установлено, что истец обратился к прокурору с письменным заявлением, в котором указал на нарушение его социальных прав Фондом социального страхования РФ, выразившееся в не предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА году (л.д.5). На основании изложенного, суд приходит к выводу, что прокурор Троицкого района обосновано, в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах Меринова Ю.Ф. Согласно ст.6.1 Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон от 17.07.1999г. №178-ФЗ), право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. Пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ предусмотрено, что в состав набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Истец является инвалидом <данные изъяты> группы, инвалидность установлена <данные изъяты>, что подтверждается представленной суду справкой МСЭ-ДАТА НОМЕР (л.д.8). Из сообщения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Троицком районе АК следует, что истец в ДАТА году являлся получателем полного набора социальных услуг, отказа от получения набора социальных услуг в пользу денежной компенсации не было (л.д.15). Следовательно, истец относится к категории граждан, имеющих право на получение социальных услуг, в том числе и путевки на санаторно-курортное лечение. Положениями ч.5 ст. 6.3 Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ предусмотрено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3 ст. 6.5 Закона) Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29.12.2004 года №328 (далее - Порядок) Согласно п.3.3 Порядка (в ред. от 29.06.2011) организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу абз 1 п.3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда, а также в уполномоченный орган. Пунктом 3.8 Порядка, в редакции от 17.12.2009 года, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что исполнительные органы Фонда СС РФ и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда. В силу ч.2. ст.6.3. Закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДАТА истец обратился в филиал НОМЕР ГУ-АРО ФСС РФ с заявлением на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА году, приложив справку для получения путевки от ДАТА по форме НОМЕРл.д.12,13). Право на обращение истца с данным заявлением в Фонд социального страхования в ДАТА году, а также право на получение истцом путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА году ответчиком не оспаривается. Уведомление о постановке на очередь на получение санаторно-курортной путевки получено истцом ДАТА, о чем указано в заявлении на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.12). Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцом соблюден установленный порядок обращения за предоставлением путевки, истец имел право на обеспечение санаторно-курортным лечением в ДАТА году, обратился с соответствующим заявлением в Фонд социального страхования РФ, однако ответчиками путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена. Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодателей и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ). В силу ст.ст.1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. В Законе от 17.07.1999г. №178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета. В соответствии с п.4 Правилами финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации. Пунктами 11,19,20,21 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, предусмотрено, что обязанность по выдаче путевок, а также формированию бюджетной заявки на финансирование расходов по предоставлению путевок возложена на Фонд социального страхования РФ. Финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ. Инвалиды имеют право на предоставление путевки в силу прямого указания на то в Законе от 17.07.1999 №178-ФЗ. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что при наличии права гражданина на получение путевки на санаторно-курортное лечение, соответствующий орган обязан ее предоставить. Согласно ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Таким образом, судом установлено, что истец имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ему не предоставлена, поэтому в силу ст.46 Конституции РФ он имеет право на судебную защиту своего нарушенного права. Присуждение обязательства в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст.12 ГК РФ). По вышеизложенным основаниям суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, так как обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования. Поскольку право на санаторно-курортное лечение у истца за ДАТА год не погашается истечением календарного года, не обеспечение его путевкой произошло по причинам, от него не зависящим, осталось не реализованным из-за бездействия государственных органов, нарушенное право подлежит восстановлению. Сведений об исполнении ответчиками обязательств перед истцом суду не представлено. Прокурором предоставлены письменные доказательства, свидетельствующие, о том, что санаторно-курортное лечение в настоящее время истцу не противопоказано. Медицинские показания на санаторно-курортное лечение истца на день рассмотрения дела в суде подтверждаются справкой по форме НОМЕР от ДАТА (л.д.16). При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Троицкого района в интересах Меринова Ю.Ф. подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорциональной удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 200 рублей в доход местного бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103,194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Троицкого района в интересах Меринова Ю.Ф. удовлетворить. Признать действия Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по не предоставлению Меринову Ю.Ф. путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА год незаконными. Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Меринову Ю.Ф, путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА год за счет средств федерального бюджета. Взыскать с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российский Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10дней со дня изготовления в окончательной форме. Председательствующий (подпись) И.В.Сомова Мотивированное решение составлено ДАТА