решение по делу № 2-2395/2011 по иску Буряковой Н.В. к администрации Первомайского района о признании права на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья



№ 2-2395/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 06 октября 2011 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

судьи Козловой И.В.,

при секретаре Новиковой Л.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Буряковой Н.В. к администрации Первомайского района о признании права на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья,

у с т а н о в и л :

Бурякова Н.В., ДАТА рождения, обратилась в суд с иском к администрации Первомайского района о признании права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья, как за лицом, оставшимся без попечения родителей. В обоснование заявления указала, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как решением Октябрьского районного суда г.Барнаула от ДАТА ее родители были лишены родительских прав, она воспитывалась в П-ом детском доме до ДАТА, затем в К-ом детском доме до ДАТА. С ДАТА по ДАТА обучалась в профессиональном училище НОМЕР. При ее определении в учреждение общественного воспитания жилье за ней не закреплялось, так как родители собственного жилья не имели. После окончания училища стала проживать с Б.В.И. на съемных квартирах, зарегистрированы были у знакомых. ДАТА родила дочь Ю., ДАТА - дочь А.. О том, что имеет право на получение субсидии на приобретение жилья до достижения 23 лет, не знала. Ни в детском доме, ни в училище об этом не говорили. Приобрести жилье самостоятельно возможности не имеет, так как ее доход составляет пособие по уходу за ребенком, ее муж Б.В.И., как и она, является лицом, оставшимся без попечения родителей, по решению суда поставлен в очередь на получение безвозмездной субсидии.

В судебном заседании истец иск поддержала, пояснила, что после окончания училища ДАТА ее направили в с. К., где она жила до помещения в детский дом, она сразу обратилась в местную администрацию за разрешением снимать деньги со своего счета, так как была несовершеннолетней, ее право на субсидию ей не разъяснили. Прожив одну неделю в детском доме, стала проживать у знакомых. ДАТА уехала в г. Б., стала жить у знакомых бывших воспитанников детского дома, которым жилье предоставлено по месту их работы; затем с мужем жили в пустом доме в с. З., а зарегистрированы были в доме у сестры мужа - по АДРЕС. ДАТА переехали на временное жительство в АДРЕС - дом, оставленный в наследство брату мужа, отбывающему наказание в местах лишения свободы, где живут до сих пор, а зарегистрированы по АДРЕС у знакомых.

Представитель ответчика- администрации Первомайского района Алтайского края Нечаева Н.В. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в письменном заявлении с иском согласилась, так как истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель третьего лица- комитета по образованию администрации Первомайского района по доверенности Алексеенко Т.С. иск просила удовлетворить, так как срок для обращения истца с заявлением о постановке на учет пропущен по уважительным причинам: ни истцу, ни ее мужу это право не было известно, истец не имела возможности зарегистрироваться по месту своего жительства и соответственно, обратиться в администрацию по месту своей регистрации, семья не имеет собственного жилья, является малообеспеченной, не имеют родственников на территории района, истец родила и воспитывает детей, состоит на учете нуждающейся в улучшении жилищных условий. Даже в том случае, если бы истец обратилась с заявлением о предоставлении субсидии, то ее заявление не было бы принято Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи, поскольку истец уже достигла 23-летнего возраста.

Представитель третьего лица Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Козлов О.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве на исковое заявление заявил о несогласии с иском, так как истец в нарушение установленного Законом порядка не встала на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилья и соответственно, не подала заявление на получение безвозмездной субсидии в уполномоченный орган местного самоуправления до достижения 23 лет.

Выслушав объяснения истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от ДАТА родители истца - Д.В.А. и Д.В.П. лишены родительских прав. По сообщению указанного суда гражданское дело не сохранилось в связи с затоплением помещения архива, но сохранена учетно-статистическая карточка на данное дело (л.д. 9).

Согласно архивной справки НОМЕР от 14.07.2011, с ДАТА истец воспитывалась в П-ом детском доме, ДАТА выбыла на учебу в профессиональном училище НОМЕР; сведения о закреплении жилья в документах архивного фонда отсутствуют. Также отсутствует личное дело истца в фонде К-го детского дома. Документы П-го детского дома, детского дома при Профессиональном училище НОМЕР на хранение в архив не поступали (л.д. 7).

Согласно справки КГОУ НПО профессиональное училище НОМЕР от 20.06.2011 истец действительно обучалась в указанном учреждении в группе НОМЕР по профессии <данные изъяты>, отчислена со справкой приказом НОМЕР от ДАТА В период обучения находилась на полном государственном обеспечении, была зарегистрирована и проживала в общежитии (л.д. 6).

По сообщению комитета по образованию администрации Октябрьского района г.Барнаула при помещении истца в учреждение общественного воспитания жилое помещение за ней не закреплялось (л.д.10).

Таким, образом, истец с ДАТА является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Согласно абз.2,3 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

При этом лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (ст.1 того же Федерального закона).

В целях регулирования отношений, возникающих в связи с предоставлением и обеспечением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, проживающих на территории Алтайского края, постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 28 декабря 2004 года № 531 принят закон Алтайского края от 31 декабря 2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а Алтайском крае», в силу ч.3 ст.4 которого лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.

В соответствии с условиями и порядком предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, предусмотренных Положением о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 15 января 2008 года № 8 (далее по тексту- Положение), право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не исполнилось 23 года (п.3.1).

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. (3.3 Положения).

Лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившее желание ее получить, стоящее в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления. (п. 4.2. Положения).

Структурное подразделение или комиссия органа местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при участии специалиста по охране детства органов, осуществляющих управление в сфере образования, рассматривают заявление, изучают документы, подтверждающие, что лицо имеет статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие жилья, регистрацию (прописку) по месту подачи заявления, факт постановки в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и выносят заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии.

Формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи. (п.4.3. Положения).

Суд не может согласиться с доводами представителя Управления Алтайского края по образованию и делам Молодежи по следующим основаниям.

Действительно статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с вышеуказанными нормами Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закона Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» и Положения распространяется на граждан в возрасте от 18 до 23 лет.

Вместе с тем, для решения вопроса о наличии либо отсутствии оснований для признания за таким гражданином права на получение дополнительной гарантии, предусмотренной законодательством субъекта Российской Федерации, после достижения им 23 лет, существенное значение имеют обстоятельства, объективно влияющие на возможность реализации данного права в период существования указанного правового статуса.

На дату вступления в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Бурякова Н.В. не достигла возраста 23 лет, а потому дополнительной гарантией в виде безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья как гражданин из числа детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, до достижения возраста 23 лет, т.е. до ДАТА, она могла воспользоваться в случае отсутствия у нее жилья по договору жилищного найма или на праве собственности.

Поэтому в возрасте от 18 до 23 лет истец по не зависящим от ее воли обстоятельствам была лишена возможности реализовать свое право на предоставление безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, а потому имеются основания для признания за ней такого права в настоящее время, поскольку какое- либо жилье на праве собственности или по договору социального найма у истца отсутствует, что подтверждается документами, имеющимися в деле.

Так, согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 07.07.2011 НОМЕР истец на территории города Новоалтайска, Первомайского района и Алтайского края не имеет зарегистрированных прав на объекты недвижимости (л.д.12).

Семья истца зарегистрирована по АДРЕС, в доме, принадлежащем Р., которая также зарегистрирована в этом доме вместе с сыном (л.д. 13). Фактически семья проживает по другому адресу. В администрации сельсовета семья состоит на учете как малообеспеченная (справка администрации сельсовета от 20.06.2011). Распоряжением администрации Первомайского района Алтайского края НОМЕР от 13.07.2011 истец с составом семьи 4 человека в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса РФ поставлена в очередь на улучшение жилищных условий.

Суд учитывает, что постановка истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в июле 2011г., после исполнения 23 лет, произошла в том числе, по вине органа опеки и попечительства, в обязанности которого входит защита прав и интересов несовершеннолетних.

С ДАТА истецотносилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, была передана под опеку, далее обучалась в училище, получая средне-специальное образование, однако вопрос о защите жилищных прав несовершеннолетней уполномоченными органами не решался. Более того, самой истице ее права связанные со статусом ребенка оставшегося без попечения родителей не разъяснялись.

В соответствиисо ст. 31, 34 Гражданского Кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей; опека и попечительство устанавливается для защиты прав и интересов несовершеннолетних; задачей комитетов по образованию органов исполнительной власти является охрана, защита прав несовершеннолетних.

Установлено, что истец обращался в администрацию Первомайского района только с заявлением о постановке на учет в качестве малообеспеченного для улучшения жилищных условий, с заявлением о постановке на очередь на получение жилья, а также с заявлением о предоставлении безвозмездной субсидии на его приобретение не обращался.

Однако данный факт с учетом изложенных выше обстоятельств, лишающих истца возможности реализовать свое право на предоставление безвозмездной субсидии, не может явиться основанием к отказу истцу в признании за ней данного права.

Как пояснила в судебном заседании представитель комитета администрации Первомайского района по образованию, истцу в постановке на учет было бы отказано, поскольку ей уже исполнилось 23 года.

Органом опеки и попечительства не представлены доказательства того факта, что истцу до достижения ею 23-хлетнего возраста разъяснялось ее право на предоставление указанной безвозмездной субсидии и порядок его реализации.

В судебном заседании органом местного самоуправления, имеющим согласно ч.3 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.3.3 Положения полномочия по постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявлено о согласии с требованиями истца.

При таких обстоятельствах иск следует удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Буряковой Н.В. удовлетворить.

Признать Бурякову Н.В. имеющей право на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления судом в окончательной форме.

     Судья                                                                                     И.В. Козлова

Мотивированное решение составлено 20.10. 2011 года