Решение по делу № 2-2382/2011 по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Акелькиной Л.Я. к Фонду социального страхования о возложении обязанности.



Дело № 2-2382/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск       09 ноября 2011 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего     Титовой В.В.,

при секретаре            Добротворской В.В.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Акелькиной Л.Я. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу № 5 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Новоалтайска в интересах Акелькиной Л.Я. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ АРО ФСС РФ), филиалу № 5 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - филиал № 5 ГУ АРО ФСС РФ) о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2008 год и 2010 год за счет средств федерального бюджета.

В обоснование иска прокурор ссылается на то, что в прокуратуру г. Новоалтайска поступило заявление от Акелькиной Л.Я. с просьбой обратиться в суд в её интересах с исковым заявлением к Фонду социального страхования о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. В ходе проверки установлено, что Акелькина Л.Я. является <данные изъяты> и, в силу ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

ДАТА Акелькина Л.Я. обратилась в филиал №5 ГУ АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, однако путевка ей предоставлена не была. В связи с тем, что Фондом социального страхования обязательства по предоставлению Акелькиной Л.Я. путевки на санаторно-курортное лечение в 2008 году исполнены не были, у неё сохранилось право на получение путевки в 2011 году.

ДАТА Акелькина Л.Я. обратилась в филиал №5 ГУ АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, однако путевка ей предоставлена не была. В связи с тем, что Фондом социального страхования обязательства по предоставлению Акелькиной Л.Я. путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году исполнены не были, у неё сохранилось право на получение путевки в 2011 году.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству по ходатайству прокурора г. Новоалтайска, исковые требования о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставить Акелькиной Л.Я. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год, выделены в отдельное производство, согласно определения суда от ДАТА.

Истец Акелькина Л.Я. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что она в 2008 году обратилась в филиал №5 ГУ АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, однако путевку ей не предоставили. В 2009 году с данным заявлением она не обращалась, так как ждала, что предоставят путевку за 2008 год. В 2010 году ей предлагали путевку, но позвонили за 2-3 дня до заезда в санаторий, от чего пришлось вынужденно отказаться, так как сходить на прием к врачу, сдать необходимые анализы и оформить медицинские документы за такой срок невозможно. Затем звонили ещё раз в ноябре 2010 года, предлагали путевку в санаторий, но она в это время находилась на стационарном лечении в больнице. ДАТА вновь звонили и предлагали путевку с датой заезда ДАТА, но письменного уведомления она не получала, у неё был один день для сбора документов, в связи с чем пришлось также отказаться.

В судебном заседании помощник прокурора г. Новоалтайска Моисеенко О.А. исковые требования подержала, просила признать действия ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по непредоставлению Акелькиной Л.Я. путевки на санаторно-курортное лечение в 2008 году незаконными, остальные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик - Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в суд представителя не направил, о судебном заседании извещен надлежащим образом. В представленном письменном отзыве на исковое заявление указывает на несогласие с исковыми требованиями, по следующим основаниям: предметом регулирования ФЗ «О государственной социальной помощи» не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством РФ; предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности за счет средств бюджета; затраты связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами РФ и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета; обязательства ФСС по предоставлению путевок льготным категориям граждан ограничены объемом средств, перечисляемых из Федерального бюджета; в 2010 году денежных средств было выделено не достаточно, что не позволило удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении; ФСС не является главным распорядителем средств Федерального бюджета; право на получение социальных услуг возникает у гражданина, в случае если: сведения о нем содержатся в федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, как получателя социальных услуг в определенном календарном году; у гражданина имеются медицинские показания к санаторно-курортному лечению, что подтверждается справкой по форме №070/у-04; гражданин обратился в исполнительный орган Фонда с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение; отсутствие какого-либо из указанных условий делает получение набора социальных услуг невозможным; заявления граждан на санаторно-курортное лечение удовлетворяются в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления в ФСС; обеспечить истца путевкой в 2010 году не представилось возможным, так как путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявления ранее; гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением нуждающихся законом не предусмотрено. Пунктом 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2006 № 256, предусмотрено, что срок действия справки для получения путевки формы № 070/у-04 составляет 6 месяцев. Предоставление путевки за пределами действия справки указанной формы нарушает действующее законодательство в сфере государственной социальной помощи. Обязанность по обновлению справки лежит на гражданине-получателе социальных услуг. Непредоставление Акелькиной Л.Я. обновленной справки затруднило обеспечение её санаторно-курортным лечением в последующий период, так как существует вероятность, что у неё имелись противопоказания к санаторно-курортному лечению. Акелькиной Л.Я. неоднократно предлагались путевки на санаторно-курортное лечение, а именно, в санаторий «<данные изъяты>» с датой заезда ДАТА и в санаторий «<данные изъяты>» с датой заезда ДАТА, однако, за получением указанных путевок Акелькина не явилась, документы в подтверждение уважительных причин отказа от путевок не представила, что свидетельствует об исполнении Фондом обязательств по обеспечению Акелькиной Л.Я. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2008 год.

С учетом мнения прокурора, истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав прокурора, истца, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; … социальной защиты, включая социальное обеспечение…

Акелькина Л.Я. является <данные изъяты>

Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ (далее - Закон от 17.07.1999 №178-ФЗ) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Так, согласно ст. 6.1 Закона от 17.07.1999 №178-ФЗ к таковым относятся инвалиды.

Таким образом, Акелькина Л.Я. относится к категории граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг.

В состав предоставляемых гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании (ст. 6.2 Закона от 17.07.1999 №178-ФЗ).

Порядок обращения лиц, за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации (абз. 2 ст. 6.7 Закона от 17.07.1999 №178-ФЗ).

Согласно Правилам финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29.12.2004 № 328 (далее - Порядок).

Согласно п.3.3 Порядка, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу абз. 1 п.3.7 указанного Порядка, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда, а также в уполномоченный орган.

В силу ч. 2. ст. 6.3. Закона от 17.07.1999 №178-ФЗ, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

Судом установлено, что ДАТА Акелькина Л.Я. обратилась в филиал №5 ГУ АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение (л.д. НОМЕР). От социального пакета на 2008 год Акелькина Л.Я. не отказывалась, поэтому сведения о ней в 2008 году были внесены в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Наличие медицинских показаний для прохождения санаторно-курортного лечения было подтверждено Акелькиной Л.Я. справкой для получения путевки от ДАТА, что указано в заявлении.

Поскольку истец Акелькина Л.Я. в установленном порядке до ДАТА обратилась к ответчику по вопросу предоставления путевки на санаторно-курортное лечение и является <данные изъяты>, то у неё возникло право на получение путевки в 2008 году.

Уведомление о постановке на очередь на получение санаторно-курортной путевки получено Акелькиной Л.Я. ДАТА, о чем указано в заявлении о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение (л.д. НОМЕР).

Таким образом, Акелькина Л.Я. со своей стороны выполнила предусмотренные законом действия, направленные на реализацию права на получения санаторно-курортного лечения.

Право истца на обращение в ГУ АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, а также право на получение путевки на санаторно-курортное лечение в 2008 году ответчиком не оспаривается.

Таким образом, непредоставление Акелькиной Л.Я. путевки на санаторно-курортное лечение в 2008 году фактически свидетельствует об отказе исполнительного органа Фонда СС РФ в предоставлении путевки в предусмотренный законом срок.

Довод ответчика об отсутствии финансовой возможности предоставления путевки Акелькиной Л.Я. в предусмотренный законом срок не может быть принят во внимание, поскольку реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).

В силу ст. 1, ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.

В Законе от 17.07.1999 №178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета.

Согласно п.п. 11, 19 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, обязанность по выдаче путевок, а также формированию бюджетной заявки на финансирование расходов по предоставлению путевок возложена на Фонд социального страхования РФ. Финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.

В силу прямого указания в Законе от 17.07.1999 №178-ФЗ на то, инвалиды имеют право на предоставление путевки, довод ответчика о том, что предметом регулирования Закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, данный правовой акт закрепляет дополнительную форму социального обеспечения в виде предоставления ограниченной категории граждан социальных услуг, предоставление которых является правом федерального законодателя и не носит гарантийного характера, суд считает несостоятельным, так как он не может являться основанием для отказа гражданину в предоставлении путевки.

Данный закон закрепляет право определенной категории граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение санаторно-курортной путевки. Однако закон не устанавливает ограничений при равном праве граждан на получение путевки, по которым одним гражданам путевка выдается, а другим может быть отказано в ее предоставлении, тем более закон не предусматривает в качестве такого основания недостаточное финансирование.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что при наличии права гражданина на получение путевки на санаторно-курортное лечение, соответствующий орган обязан ее предоставить.

Довод ответчика о том, что путевка Акелькиной Л.Я. не предоставлена из-за того, что в 2008 году путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявление ранее, а объем денежных средств, выделенных на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, не позволил удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении, суд находит не основанным на законе.

Изложенный в отзыве довод ответчика о непредоставлении истцу путевки на санаторно-курортное лечение в связи с истечением шестимесячного срока действия справки формы № 070/у-04 не может быть принят во внимание, поскольку справка, выданная Акелькиной Л.Я. ДАТА, являлась основанием для предоставления истцу путевки в 2008 году. Истечение срока действия справки не лишает истца права на получение путевки на санаторно-курортное лечение за 2008 год при подтверждении нуждаемости в нем.

Суд не принимает во внимание довод ответчика об исполнении перед Акелькиной Л.Я. обязательств по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение в 2008 году, так как согласно п. 3.9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения. Вопреки данным требованиям уведомление ГУ АРО ФСС РФ о предоставлении Акелькиной Л.Я. путевки на санаторно-курортное лечение с датой заезда ДАТА датировано от ДАТА, то есть менее, чем за 18 дней до даты заезда. Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного на Акелькину Л.Я., последняя с ДАТА по ДАТА находилась на стационарном лечении (л.д. НОМЕР). Кроме того, исходя из объяснений Акелькиной Л.Я. данных в судебном заседании, в 2011 году ответчиком предлагались Акелькиной путевки на санаторно-курортное лечение, однако предложения поступали за 2-3 дня до даты заезда в санаторий.              

        Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении установленного порядка предоставления путевок.

Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Таким образом, судом установлено, что истец Акелькина Л.Я. имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ей не предоставлена, поэтому в силу ст.46 Конституции РФ она имеет право на судебную защиту своего нарушенного права.

Присуждение обязательства в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

Поскольку право на санаторно-курортное лечение у Акелькиной Л.Я. за 2008 год не погашается истечением календарного года, необеспечение её путевкой произошло по причинам, от неё не зависящим, осталось не реализованным из-за бездействия государственных органов, нарушенное право подлежит восстановлению.

Сведений об исполнении ответчиком обязательств перед Акелькиной Л.Я. суду не представлено.

Прокурором предоставлены письменные доказательства, свидетельствующие, о том, что санаторно-курортное лечение в настоящее время истцу не противопоказано.

Медицинские показания на санаторно-курортное лечение Акелькиной Л.Я. на день рассмотрения дела в суде подтверждаются справками МУЗ «<данные изъяты>» формы № 070/у-04 от ДАТА, от ДАТА НОМЕР (л.д.НОМЕР).

        При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора г. Новоалтайска в интересах Акелькиной Л.Я. подлежит удовлетворению в полном объеме, действия Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по непредоставлению Акелькиной Л.Я. путевки на санаторно-курортное лечение за 2008 год необходимо признать незаконными, а также возложить на Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность предоставить Акелькиной Л.Я. путевку на санаторно-курортное лечение за 2008 год за счет средств федерального бюджета.

Филиал №5 ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации следует освободить от правопритязаний истца, так как филиал не является юридическим лицом и в силу ст. ст. 55, 56 ГК РФ не может нести ответственность по обязательствам юридического лица.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере <данные изъяты> в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Новоалтайска Алтайского края в интересах Акелькиной Л.Я. удовлетворить.

Признать действия Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по непредоставлению Акелькиной Л.Я. путевки на санаторно-курортное лечение за 2008 год незаконными.

Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Акелькиной Л.Я. путевку на санаторно-курортное лечение за 2008 год за счет средств федерального бюджета.

Взыскать с Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российский Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: В.В. Титова

Мотивированное решение изготовлено 14.11.2011.

Резолютивная часть

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> В.В. Титова