Дело № 2-2618/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Новоалтайск 09 ноября 2011 года Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего Титовой В.В., при секретаре Добротворской В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Тальменского района в интересах Бут Н.И. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тальменского района в интересах Бут Н.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ АРО ФСС РФ), филиалу № 5 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - филиал № 5 ГУ АРО ФСС РФ) о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета. В обоснование иска прокурор ссылается на то, что в прокуратуру Тальменского района поступило заявление от Бут Н.И. с просьбой обратиться в суд в его интересах с исковым заявлением к Фонду социального страхования о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. В ходе проверки установлено, что Бут Н.И. является <данные изъяты> и, в силу ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение. ДАТА Бут Н.И. обратился в филиал № 5 ГУ АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, однако путевка ему предоставлена не была. Поскольку Фондом социального страхования обязательства по предоставлению Бут Н.И. путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году исполнены не были, у него сохранилось право на получение путевки в 2011 году. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству Филиал №5 ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации исключен из числа ответчиков, поскольку филиал не является юридическим лицом и в силу ст. ст. 55, 56 ГК РФ не может нести ответственность по обязательствам юридического лица. Помощник прокурора г. Новоалтайска Моисеенко О.А. (по поручению прокурора Тальменского района) заявленные исковые требования поддержала, просила обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Бут Н.И. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета. Истец Бут Н.И. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Отказа от иска не поступало. Ответчик - Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в суд представителя не направил, о судебном заседании извещен надлежащим образом. В представленном письменном отзыве на исковое заявление указывает, что обеспечение граждан льготных категорий путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет средств, выделенных из федерального бюджета на соответствующий календарный год, иных источников финансирования не предусмотрено. Право на получение социальных услуг возникает у гражданина, в случае если: сведения о нем содержатся в федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, как получателя социальных услуг в определенном календарном году; у гражданина имеются медицинские показания к санаторно-курортному лечению, что подтверждается справкой по форме №070/у-04; гражданин обратился в исполнительный орган Фонда с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Отсутствие какого-либо из условий делает получение набора социальных услуг (социальной услуги) невозможным. Пунктом 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2006 № 256, предусмотрено, что срок действия справки для получения путевки формы № 070/у-04 составляет 6 месяцев. Предоставление путевки за пределами действия справки указанной формы нарушает действующее законодательство в сфере государственной социальной помощи. Обязанность по обновлению справки лежит на гражданине-получателе социальных услуг. Непредоставление Бут Н.И. обновленной справки в 2010 году затруднило обеспечение его санаторно-курортным лечением в последующий период 2010 года, так как существует вероятность, что у него имелись противопоказания к санаторно-курортному лечению. С учетом мнения прокурора суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика. Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; … социальной защиты, включая социальное обеспечение… Бут Н.И. является <данные изъяты> Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ (далее - Закон от 17.07.1999 №178-ФЗ) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Так, согласно ст. 6.1 Закона от 17.07.1999 №178-ФЗ к таковым относятся инвалиды. Таким образом, Бут Н.И. относится к категории граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг. В состав предоставляемых гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании (ст. 6.2 Закона от 17.07.1999 №178-ФЗ). Порядок обращения лиц за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации (абз. 2 ст. 6.7 Закона от 17.07.1999 №178-ФЗ). Согласно Правилам финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ. Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29.12.2004 № 328 (далее - Порядок). Согласно п.3.3 Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу абз. 1 п.3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда, а также в уполномоченный орган. В силу ч. 2. ст. 6.3. Закона от 17.07.1999 №178-ФЗ, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Судом установлено, что ДАТА Бут Н.И. обратился в филиал №5 ГУ АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.НОМЕР). От социального пакета на 2010 год Бут Н.И. не отказывался, поэтому сведения о нем в 2010 году были внесены в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Наличие медицинских показаний для прохождения санаторно-курортного лечения было подтверждено Бут Н.И. справкой для получения путевки от ДАТА (л.д. НОМЕР), что указано в заявлении. Поскольку истец Бут Н.И. в установленном порядке обратился к ответчику по вопросу предоставления путевки на санаторно-курортное лечение и является <данные изъяты>, то у него возникло право на получение путевки в 2010 году. Таким образом, Бут Н.И. со своей стороны выполнил предусмотренные законом действия, направленные на реализацию права на получения санаторно-курортного лечения. Право истца на обращение в ГУ АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, а также право на получение путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году ответчиком не оспаривается. Непредоставление Бут Н.И. путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году фактически свидетельствует об отказе исполнительного органа Фонда СС РФ в предоставлении путевки в предусмотренный законом срок. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ). В силу ст. 1, ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. В Законе от 17.07.1999 №178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета. Согласно п.п. 11, 19 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, обязанность по выдаче путевок, а также формированию бюджетной заявки на финансирование расходов по предоставлению путевок возложена на Фонд социального страхования РФ. Финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ. Данный закон закрепляет право определенной категории граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение санаторно-курортной путевки. Однако закон не устанавливает ограничений при равном праве граждан на получение путевки, по которым одним гражданам путевка выдается, а другим может быть отказано в ее предоставлении, тем более закон не предусматривает в качестве такого основания недостаточное финансирование. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что при наличии права гражданина на получение путевки на санаторно-курортное лечение, соответствующий орган обязан ее предоставить. Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Таким образом, судом установлено, что истец Бут Н.И. имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ему не предоставлена, поэтому в силу ст.46 Конституции РФ он имеет право на судебную защиту своего нарушенного права. Присуждение обязательства в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Поскольку право на санаторно-курортное лечение Бут Н.И. за 2010 год не погашается истечением календарного года, необеспечение его путевкой произошло по причинам, от него не зависящим, осталось не реализованным из-за бездействия государственных органов, нарушенное право подлежит восстановлению. Сведений об исполнении ответчиком обязательств перед Бут Н.И. суду не представлено. Изложенный в отзыве довод ответчика о непредоставлении истцу путевки на санаторно-курортное лечение в связи с истечением шестимесячного срока действия справки формы № 070/у-04 не может быть принят во внимание, поскольку справка, выданная Бут Н.И. ДАТА, являлась основанием для предоставления истцу путевки в 2010 году. Истечение срока действия справки не лишает истца права на получение путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год при подтверждении нуждаемости в нем. Прокурором предоставлены письменные доказательства, свидетельствующие, о том, что санаторно-курортное лечение в настоящее время истцу не противопоказано. Медицинские показания на санаторно-курортное лечение Бут Н.И. на день рассмотрения дела в суде подтверждаются справками <данные изъяты> больницы формы № 070/у-04 от ДАТА НОМЕР, от ДАТА НОМЕР (л.д. НОМЕР). При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Тальменского района в интересах Бут Н.И. подлежит удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере <данные изъяты> в доход местного бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103,194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Тальменского района в интересах Бут Н.И. удовлетворить. Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Бут Н.И. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета. Взыскать с Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российский Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме. Председательствующий: В.В. Титова Мотивированное решение изготовлено 14.11.2011. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Именем Российской Федерации <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> В.В. Титова