№ 2-3055/2011 г. РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Новоалтайск 01 декабря 2011 года Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе: судьи Козловой И.В., при секретаре Новиковой Л.Ю., с участием помощника прокурора Федотовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению кандидата в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу № 19 Неплюева Р.К. о защите избирательных прав у с т а н о в и л : Неплюев Р.К., зарегистрированный кандидат в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания, обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, указав, что окружной избирательной комиссией по выборам в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу № 19 (далее по тексту ОИК № 19) на информационном стенде в его биографических данных внесена информация о месте его жительства- АДРЕС, в то время, как он в своем заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты по ОИК № 19 указал местом жительства – АДРЕС. Считает, что эти действия ОИК № 19 ограничивают его права как зарегистрированного кандидата, в частности, нарушают принцип равенства кандидатов. Указанный жилой дом он выбрал в качестве места своего жительства в соответствии со своим правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, предусмотренным пунктом 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». В указанном доме он проживает с ДАТА по настоящее время, согласно договору найма от ДАТА. С ДАТА по ДАТА он работал управляющим директором ОАО «А.» (АДРЕС), с ДАТА – директором ООО «П.» (АДРЕС). ОИК № 19 не вправе была выбирать место его жительства за него. Регистрация или ее отсутствие не является основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Просил признать незаконными действия ОИК № 19, выразившиеся во включении в информацию информационных стендов, размещенных участковыми комиссиями в помещениях для голосования либо непосредственно перед указанными помещениями сведений о его месте жительства в АДРЕС; обязать ОИК № 19 внести изменения в указанную информацию, указав местом его жительства- АДРЕС. В судебном заседании Неплюев Р.К. заявление поддержал, пояснив, что действия ОИК № 19 по указанию местом его жительства АДРЕС, а не АДРЕС могут повлечь нарушение его прав на выборах, так как могут вызвать негативное отношение к нему избирателей. Представитель Неплюева Р.К. Беззубенко С.С. заявление поддержал, пояснив, что место жительства кандидата должно определяться не адресом его регистрации, а на основании фактических данных о месте жительства. Представитель ОИК № 19 Крюкова Н.В. просила в заявлении отказать, пояснив, что место жительства кандидата Неплюева Р.К. было указано на информационном стенде в соответствии с данными о его регистрации в установленном порядке по месту жительства в АДРЕС, которые также внесены в его паспорт, представленный в ОИК. Сведения о месте жительства других кандидатов также указаны в соответствии с данными их паспорта, поэтому принцип равенства кандидатов не нарушен. Другие данные о месте жительства ОИК не вправе указать; обратное приведет к ситуации, что у Неплюева, как у кандидата, будет одно место жительства, как у избирателя, – другое. Выслушав Неплюева Р.К., его представителя Беззубенко С.С., представителя ОИК № 19 Крюкову Н.В., исследовав письменные доказательства по делу, выслушав заключение прокурора об отсутствии нарушений избирательных прав кандидата в действиях ОИК № 19, суд полагает в удовлетворении заявления отказать по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. Согласно статье 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение избирательной комиссии незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права (ч. 1); суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным (ч. 2). Как установлено судом, постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания НОМЕР от ДАТА назначены выборы депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва на ДАТА. ДАТА от гражданина РФ Неплюева Р.К. в окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу № 19 поступило заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 19 в порядке выдвижения избирательным объединением Алтайское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Также Неплюев Р.К. включен в состав зарегистрированного краевого списка кандидатов, выдвинутого указанным объединением политической партии. Неплюевым Р.К. в соответствии с требованиями п. 5 ст. 63 Федерального Закона Российской Федерации от 12июня2002года N67-ФЗ «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» представлены в окружную избирательную комиссию следующие документы: заявление о согласии баллотироваться; сведения о размере и об источниках доходов, а также об имуществе; копия паспорта; свидетельство о регистрации по месту пребывания; копия трудовой книжки; документы об образовании; документы о принадлежности к политической партии; сведения об изменении данных о месте работы. Решением избирательной комиссии от ДАТА Неплюев Р.К. зарегистрирован кандидатом в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 19. В силу п.3 ст. 61 названного выше Федерального Закона Российской Федерации от 12июня2002года № 67-ФЗ 3 в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень: биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень (подп. «а»). В силу п. 3 ст. 90 Кодекса Алтайского края «О выборах, референдуме, отзыве депутатов», принятого постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 30.07.2003 № 232, в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением не позднее чем за 15 дней до дня голосования участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, краевых списках кандидатов, муниципальных списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень, при этом биографические данные кандидатов должны быть указаны в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень (подп. 1). Решением избирательной комиссии Алтайского края НОМЕР от ДАТА утвержден порядок изготовления информационных материалов и требования, предъявляемые к информационным материалам о кандидатах в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания, внесенных в избирательный бюллетень для голосования по одномандатному избирательному округу, предназначенным для размещения в помещениях для голосования, согласно п.1 которого, в информационном материале должно быть указано место жительства кандидата. Требование об указании места жительства кандидата содержится в п. 5 ст. 63 названного выше Федерального Закона Российской Федерации от 12июня2002года № 67-ФЗ, п. 3 ст. 90 Кодекса Алтайского края «О выборах, референдуме, отзыве депутатов», а также в утвержденном ОИК № 19 в соответствии с п. 4 ст. 63 названного выше Федерального Закона Российской Федерации от 12июня2002года № 67-ФЗ решением № 6\24 от 12.11.2011 тексте бюллетеня. Оценив представленные доказательства, суд полагает, что ОИК № 19 на информационном стенде в помещении для голосования верно указана информация о месте жительства кандидата – АДРЕС по следующим основаниям. Согласно подп. «в» п. 5 названного выше Федерального Закона Российской Федерации от 12июня2002года № 67-ФЗ, в бюллетене для голосования должно быть указано наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата. В соответствии с п. 5 ст. 2 названного выше Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в. пределах Российской Федерации. В силу ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В силу положений ст. 158 Кодекса Алтайского края «О выборах, референдуме, отзыве депутатов», соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным Законом, после поступления в данную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В заявлении должен быть указан адрес места его жительства, вместе с заявлением должна быть представлена, в частности, копия паспорта. Поскольку Неплюев Р.К. согласно паспорту, зарегистрирован по месту жительства в АДРЕС, ул. АДРЕС, АДРЕС, ОИК № 19 правильно указано место жительства кандидата- АДРЕС. По смыслу правовых позиций, изложенных в определении Конституционного Суда РФ от 19.10.2010 года N 1426-О-О "По жалобе гражданина Б. на нарушение его конституционных прав подпунктом 5 статьи 2 и пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" исходя из буквального смысла приведенной нормы (подпункта 2 статьи 2), адрес места жительства должен указываться в в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства. В силу пункта 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713) такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства. Как пояснил Неплюев Р.К. жилое помещение в АДРЕС, указанное в паспорте, является собственностью его родителей. Таким образом, указанное жилое помещение является местом постоянного проживания граждан. Установлено, что договор найма жилого помещения- АДРЕС в АДРЕС заключен на период со ДАТА по ДАТА (л.д 8-12). Неплюевым Р.К. к заявлению о согласии баллотироваться было приложено свидетельство о его регистрации по месту пребывания НОМЕР, выданное главой <данные изъяты> сельского Совета ДАТА, в котором указано, что срок пребывания по указанному адресу- с ДАТА – по ДАТА. Согласно ст.3 названного выше Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации ведется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Таким образом, местом жительства Неплюева Р.К. является АДРЕС, а местом пребывания- АДРЕС. Кроме того, суд приходит к выводу о том, что указанное свидетельство о регистрации по месту пребывания выдано с нарушением требований законодательства, в связи с чем не может быть принято во внимание. Так, в соответствии со ст. 4 названного выше Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация. Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 26.10.2011) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить заявление о регистрации с приложением необходимых документов. В связи с изложенным основания к регистрационному учету по месту пребывания и выдаче соответствующего свидетельства могли возникнуть не ранее ДАТА – по договору найма жилого помещения и не ранее ДАТА – по сведениям, имеющимся в свидетельстве о регистрации. Проживание Неплюева Р.К. в указанном жилом помещении являлось краткосрочным – около 2 месяцев, соглашение о найме также заключено на короткий срок. Иных прав на постоянное или преимущественное проживание в данном помещении Неплюев Р.К. не имеет, поэтому оно не может являться его местом жительства по смыслу Закона. Таким образом, единственным регистрационным учетом Неплюева Р.К. на момент подачи заявления в ОИК № 19 являлся регистрационный учет по месту его жительства в АДРЕС. Также суд приходит к выводу о том, что избирательные права Неплюев Р.К. данным обстоятельством не нарушены и возможность их нарушения в будущем не установлена. Основными принципами проведения в Российской Федерации выборов является участие гражданина Российской Федерации в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (ст. 3, 4, 5, 39 названного выше Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, ст. 10 Федерального Закона РФ № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации»). Доводы о том, что место жительства кандидата может вызвать негативное отношение к нему избирателя носят субъективный, оценочный характер, не доказаны, кроме того, следует учесть, что сведения, указанные о депутате ОИК № 19, соответствуют действительности. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд В удовлетворении заявления кандидата в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу № 19 Неплюева Р.К. отказать. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 5 дней. Судья И.В. Козлова