решение по делу № 2-2203/2011 по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Гридиной Л.Ф. к Управлению по образованию и делам молодежи администрации АК, администрации АК, администрации г. Новоалтайска о предоставлении субсидии на приобретение жилья



Дело № 2-2203/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 29 ноября 2011 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Сомовой И.В.,

При секретаре Журавлевой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Гридиной Л.Ф. к Управлению по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края, администрации Алтайского края, администрации г. Новоалтайска о возложении обязанности предоставить безвозмездную субсидию на строительство или приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Новоалтайска в интересах Гридиной Л.Ф. обратился в суд с иском к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству и администрации г. Новоалтайска, в котором просил обязать ответчиков вне очереди предоставить Гридиной Л.Ф. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м.

В обоснование заявленных требований указал, что решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 09.04.1994 мать Гридиной Л.Ф. – Г.С.Н. была лишена родительских прав. Поскольку отец Гридиной Л.Ф. в свидетельстве о ее рождении был записан со слов матери, постановлением администрации г. Новоалтайска НОМЕР от ДАТА в отношении Гридиной Л.Ф. была установлена опека.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Федеральных законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Закон Алтайского края № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», предусматривающий предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилы помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма, был принят 12.12.2006 и вступил в законную силу 02.01.2007. С указанной даты органы местного самоуправления формируют из числа граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом даты поданных заявлений, список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма.

Согласно ст. 4, 6 указанного Закона Алтайского края данный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства, который в свою очередь обобщает данные учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма и на основании сводного реестра формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год.

В указанный сводный реестр включаются дети-сироты, поставленные органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений после вступления Закона Алтайского края № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» в силу, т.е. после 02.01.2007.

Согласно ст. 7, 8 Закона Алтайского края № 136-ЗС жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма для одиноко проживающего гражданина устанавливается в размере 33 квадратных метра общей площади.

Постановлением администрации г. Новоалтайска НОМЕР от ДАТА Гридина Л.Ф. была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жильем она не обеспечена, что является нарушением её права на жилище, гарантированного Конституцией РФ.

В ходе рассмотрения дела прокурор требования уточнил, предъявив их к Управлению по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края, администрации Алтайского края и администрации г. Новоалтайска, просил обязать ответчиков предоставить Гридиной Л.Ф. вне очереди безвозмездную субсидию на строительство или приобретения жилья.

В обоснование уточненных требований указал, что статьей 4 Закона Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.

Постановлением Администрации Алтайского края № 8 от 15.01.2008 утверждено Положение о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края (далее по тексту Положение). В соответствии с п. 4.3, 4.4 данного Положения структурное подразделение или комиссия органа местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при участии специалиста по охране детства органов, осуществляющих управление в сфере образования, рассматривают заявление, изучают документы, подтверждающие, что лицо имеет статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие жилья, регистрацию (прописку) по месту подачи заявления, факт постановки в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и выносят заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии.

Формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма.

Субсидии направляются управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в бюджеты муниципальных образований, которые затем перечисляют их продавцу жилья на основании предварительного договора купли-продажи жилья или застройщику жилья на основании договора.

Гридина Л.Ф. в установленном порядке признана лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, в связи с чем имеет право на внеочередное обеспечение жилой площадью или на внеочередное предоставление безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, однако до настоящего времени субсидия ей представлена не была.

В судебном заседании помощник прокурора г. Новоалтайска Овчиникова С.С. исковые требования поддержала, уточнила, что просит обязать ответчиков - Управление по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края, администрацию Алтайского края, администрацию г. Новоалтайска предоставить Гридиной Л.Ф. безвозмездную субсидию на строительство или приобретение жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суду пояснила, что Гридина Л.Ф. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилья, длительное время состоит в очереди на обеспечение жильем.

Гридина Л.Ф. предъявленные прокурором г. Новоалтайска в её интересах требования о предоставлении вне очереди безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Новоалтайска по доверенности Якубова Т.В. против удовлетворения иска возражала, суду пояснила, что финансовое обеспечение предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством бюджета Алтайского края. На муниципальные органы власти возложена обязанность только по формированию списков граждан, нуждающихся в предоставлении жилья или получении безвозмездной субсидии, и перечисление поступивших из краевого бюджета денежных средств на имя конкретного гражданина на счет продавца, у которого приобретена недвижимость. Полагала, что администрация г. Новоалтайска не является надлежащим ответчиком по делу. Также пояснила, что по Алтайскому краю сформирован сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья, Гридина Л.Ф. в данный список включена, однако предоставление ей субсидии вне данной очереди нарушит права других граждан, включенных в данный сводный список раньше Гридиной Л.Ф.

Представитель ответчика администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве просила в удовлетворении исковых требований прокурору отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что в соответствии с п. 4.3 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края формирование сводного списка граждан из числа детей и сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также подготовка правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий между муниципальными образованиями осуществляется Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи. Согласно п. 4.4 Положения субсидии направляются в бюджеты муниципальных образований, которые затем перечисляют их продавцам жилья на основании предварительного договора купли-продажи жилья или застройщику на основании договора. Гридина Л.Ф. состоит в сводном списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, однако требование о внеочередном предоставлении ей безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья является необоснованным, поскольку указанная субсидия предоставляется только одной категории граждан – лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обладают равными правами на ее получение. Данная субсидия предоставляется в порядке очередности, установленной сводным списком граждан, поэтому предоставление Гридиной Л.Ф. субсидии вне очереди будет являться нарушением прав иных граждан, включенных в сводный список раньше нее. Также указал, что администрация Алтайского края является ненадлежащим ответчиком по требованию о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья вне очереди, поскольку не является органом, уполномоченным на решение данного вопроса. Кроме того, на момент обращения прокурора в суд с данным иском право Гридиной Л.Ф. на предоставление субсидии нарушено не было, поскольку она в установленном порядке включена в сводный список граждан, нуждающихся в предоставлении данной субсидии.

Представитель ответчика Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи в судебное заседание также не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление просил отказать прокурору в удовлетворении иска. Указал, что Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделено полномочиями по распоряжению бюджетными средствами. В соответствии с Положением о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, Управление лишь формирует сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и готовит проект правового акта администрации Алтайского края о распределении безвозмездных субсидий между муниципальными образованиями. Финансирование мероприятий по предоставлению безвозмездных субсидий на строительство или приобретения жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств краевого бюджета, следовательно главным распорядителем денежных средств на предоставление данных субсидий является администрация Алтайского края в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике.

Представитель третьего лица комитета по образованию администрации г. Новоалтайска Верещагина С.М. против удовлетворения исковых требований прокурора возражала, ссылаясь на то, что Гридина Л.Ф. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она в установленном законом порядке поставлена на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилья. Ее документы были направлены в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, она включена в сводный список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, т.е. ее право на данную субсидию ничем не нарушено.

Выслушав объяснения помощника прокурора г. Новоалтайска, Гридиной Л.Ф., представителя администрации г. Новоалтайска, представителя комитета по образованию администрации г. Новоалтайска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что решением Железнодорожного районного народного суда г. Барнаула от ДАТА мать Гридиной Л.Ф. – Г.С.Н. была лишена родительских прав. Поскольку отец Гридиной Л.Ф. в свидетельстве о ее рождении был записан со слов матери, после лишения ее матери родительских прав Гридина Л.Ф. осталась без попечения родителей, в связи с чем на основании постановления администрации г. Новоалтайска НОМЕР от ДАТА в отношении Гридиной Л.Ф. была установлена опека.

Указанные обстоятельства подтверждаются копиями справки о рождении Гридиной Л.Ф. НОМЕР от ДАТА, решения Железнодорожного районного народного суда г. Барнаула от ДАТА, вступившего в законную силу ДАТА.

Согласно справке комитета администрации по народному образованию г. Новоалтайска от ДАТА Гридина Л.Ф. относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на льготы, установленные Федеральным законом «О дополнительных защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Как усматривается из сообщения архивного отдела администрации г. Новоалтайска от ДАТА, в документах архивного фонда администрации г. Новоалтайска сведения о закреплении за Гридиной Л.Ф. жилья либо о ее постановке на регистрационный учет за период с ДАТА по ДАТА не имеется.

Отсутствие в собственности Гридиной Л.Ф. жилья подтверждается справками Новоалтйаского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Алтайскому краю, уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.

Кроме того, как усматривается из сообщений комитета по управлению имуществом администрации г. Новоалтайска от ДАТА и ДАТА земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, а также жилье по договору социального найма Гридиной Л.Ф. не предоставлялись.

27.10.2010 Гридина Л.Ф. обратилась в администрацию г. Новоалтайска с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем постановлением администрации г. Новоалтайска от ДАТА НОМЕР она была принята на учет как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающееся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Кроме того, абзацем 3 пункта 1 статьи 8 указанного Закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, на уровне федерального законодательства установлено лишь право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.

В рамках представленных субъекту РФ полномочий на территории Алтайского края принят Закон Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае», которым предусмотрено также предоставление лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лицам старше 18 лет) при отсутствии у них жилой площади, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья (п. 3 ст. 4 указанного Закона).

При этом установлено, что порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается администрацией Алтайского края.

Право на внеочередное предоставление указанной субсидии законом не предусмотрено.

В целях реализации Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории Алтайского края постановлением Администрации Алтайского края от 15.01.2008 года № 8, утверждено Положение о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, определяющее порядок и условия предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья детям указанной категории.

В разделе 4 Положения закреплен порядок предоставления безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.

Согласно п.4.2 указанного Положения, лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившие желание ее получать, стоящее в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления.

Структурное подразделение или комиссия органа местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при участии специалиста по охране детства органов, осуществляющих управление в сфере образования, рассматривают заявление, изучают документы, подтверждающие, что лицо имеет статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие жилья, регистрацию (прописку) по месту подачи заявления, факт постановки в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и выносят заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии.

Из имеющейся в материалах дела анкеты Гридиной Л.Ф. усматривается, что комиссией по жилищным вопросам администрации г. Новоалтайска вынесено положительное заключение на предоставление последней безвозмездной субсидии.

Пунктом 4.3 Положения установлено, что формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, осуществляется Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших возраста 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма.

Судом установлено, что заявка комитета администрации по народному образованию г. Новоалтайска о включении Гридиной Л.Ф. в реестр принятых на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, и анкета Гридиной Л.Ф. на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья были направлены в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи 29.12.2010.

Согласно сообщения Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 24.11.2011, адресованного прокурору г. Новоалтайска, Гридина Л.Ф. была включена в краевой реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья за НОМЕР. По состоянию на 24.11.2011 последний гражданин из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивший указанную субсидию, зарегистрирован в реестре за НОМЕР.

Таким образом, возложенные на ответчиков обязанности исполняются надлежащим образом, право на получение Гридиной Л.Ф. безвозмездной субсидии не оспаривается, она в установленном законом порядке включена в сводный список (реестр) лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья.

Положением о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края предусмотрено, что финансирование мероприятий по предоставлению безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств краевого бюджета (п.2.1 Положения).

При поступлении денежных средств субсидии направляются в бюджеты муниципальных образований, а затем перечисляются непосредственно продавцу или застройщику жилья на основании соответствующего договора. Выдача субсидий лично лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не производится.

Прокурором сведений о заключении Гридиной Л.Ф. предварительного договора купли-продажи конкретного жилого помещения, либо о ее намерении заключить такой договор с конкретным лицом, на счет которого подлежит зачислению сумма субсидии, суду не представлено. При таких обстоятельствах иск прокурора направлен на внеочередную выдачу субсидии Гридиной Л.Ф. в нарушение установленного порядка, в связи с чем основания для его удовлетворения отсутствуют.

Кроме того, как следует из материалов дела, Управление администрации Алтайского края по образованию и делам молодежи, являющееся органом, уполномоченным осуществлять формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовку проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями, признает за Гридиной Л.Ф. право на получение субсидии и указывает, что она включена в реестр на получение субсидии, поэтому ее право в установленном порядке будет реализовано.

При таких обстоятельствах у Гридиной Л.Ф. отсутствует нарушенное право, подлежащее защите в судебном порядке, и оснований для удовлетворения иска не имеется.

Доводы прокурора г. Новоалтайска о том, что Гридиной Л.Ф. должна быть выделена безвозмездная субсидия вне очереди и независимо от лиц, имеющих такое же право на ее получение, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Несмотря на то, что Гридина Л.Ф. имеет право на получение субсидии на приобретение или строительство жилья вне очереди, суд при разрешении данного спора учитывает наличие сводного списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий, в котором Гридина Л.Ф. состоит под номером НОМЕР. Лица, относящиеся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и учтенные в данном сводном списке, имеют равное между собой право на получение дополнительной социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилья, кроме того, действующим законодательством не предусмотрены преимущества для каких-либо лиц из числа данной категории граждан на внеочередное получение субсидии на строительство или приобретение жилья.

Федеральным законом и иными нормативными правыми актами не установлены также и определенные сроки, в течение которых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должна быть предоставлена безвозмездная субсидия.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предоставление Гридиной Л.Ф. субсидии на приобретение или строительство жилья должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах Гридиной Л.Ф. к Управлению по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края, администрации Алтайского края, администрации г. Новоалтайска о возложении обязанности предоставить безвозмездную субсидию на строительство или приобретение жилья оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий И.В. Сомова

Мотивированное решение составлено 05.12.2011