Решение по делу №2-3068/2011 по иску прокурора Первомайского района к интересах неопределенного круга лиц к МО Первомайский с/с о возложении обязанности по разработке и утверждению дислокации дорожных знаков



Дело № 2-3068/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 16 декабря 2011 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Колесниковой Л.В.,

при секретаре Ивановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Первомайский сельсовет Первомайского района Алтайского края о возложении обязанности по разработке и утверждению дислокации дорожных знаков,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, в котором просит обязать муниципальное образование Первомайский сельсовет Первомайского района Алтайского края в лице администрации Первомайского сельсовета разработать и утвердить дислокацию дорожных знаков.

В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой Первомайского района, в целях защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц, предупреждения дорожно-транспортных происшествий и гибели людей, проведена проверка соответствия состояния автомобильных дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно нормам действующего законодательства, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, должны быть оборудованы дорожными знаками, которые размещаются на территории муниципального образования в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, которая в свою очередь, должна быть утверждена (согласована) с органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения – ГИБДД. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к вопросам местного значения поселения. В ходе проверки установлено, что муниципальным образованием Первомайский сельсовет Первомайского района Алтайского края дислокация дорожных знаков в установленном порядке не разработана и не утверждена. ДАТА в прокуратуру ответчиком представлена информация, из которой следует, что на территории муниципального образования Первомайский сельсовет дорожные знаки отсутствуют. Бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в отсутствии утвержденной в установленном порядке дислокации дорожных знаков нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории муниципального образования, представляет угрозу их жизни, здоровью и имуществу, а также противоречит интересам общества и государства, так как провоцирует аварийные ситуации на дорогах.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Первомайскому району.

В ходе рассмотрения дела прокурор Первомайского района требования уточнил в части, дополнив требование о признании незаконным бездействия муниципального образования Первомайский сельсовет Первомайского района Алтайского края в лице администрации Первомайского сельсовета по неисполнению обязанности по разработке и утверждению в установленном порядке дислокации дорожных знаков.

В настоящем судебном заседании помощник прокурора Первомайского района Федотова Н.В.уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила установить ответчику срок для исполнения обязанностей по разработке и утверждению дислокации дорожных знаков – <данные изъяты> со дня вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика глава администрации Первомайского сельсовета Первомайского района Алтайского края Фролова Ю.А. исковые требования прокурора Первомайского района признала в полном объеме, предоставила суду письменное заявление о признании иска.

Судом разъяснены последствия признания иска и принятия его судом, предусмотренные ч.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ). Последствия признания иска представителю ответчика ясны и понятны, о чем он также отразил в своем заявлении.

Представитель третьего лица Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Первомайскому району Кадышев А.А. не возражал против удовлетворения требований прокурора и принятия судом признания иска ответчика, пояснив, что отсутствие дислокации дорожных знаков провоцирует аварийную ситуацию на дорогах населенных пунктах поселения, чем создает угрозу безопасности неопределенного круга лиц.

Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, суд считает возможным принять от ответчика признание иска и удовлетворить исковые требования прокурора Первомайского района в полном объеме ввиду следующего.

В соответствии с п.5 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131) к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ) к полномочиям местного самоуправления в области использования автомобильных дорог относит, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п.6 ст. 13).

Пункт 8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ гласит, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно пункту 15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года №160, в прочие работы по содержанию дорог входит разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов.

Статья 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ) определяет, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровью граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно п.п.1,2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Таким образом, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющее содержание автомобильных дорог.

Положениями п.п. 3,7 ст. 3 Закона Алтайского края от 16 июля 1996 года №32-ЗС «О безопасности дорожного движения в Алтайском крае» предусмотрено, что органы местного самоуправления (в числе прочего) обеспечивают разработку в населенных пунктах комплексных схем организации дорожного движения, осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, находящихся в их ведении.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Устава муниципального образования Первомайский сельсовет Первомайского района Алтайского края (далее Устав), к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Администрация сельсовета является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом поселения, обладает правами юридического лица (п.п.1,3 ст. 33 Устава).

Согласно п. 27 ст. 36 Устава к полномочиям администрации сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движении» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ Р 52290 и размешенными по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Требования данного ГОСТа являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.

Как установлено п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 №711, на Госавтоинспекцию возлагается обязанность по изучению условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения.

Пункт 22.7 Приказа МВД РФ от 08.06.1999 №410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» определяет, что заместитель начальника отдела ГИБДД МВД (отдела) внутренних дел района, курирующий деятельность службы дорожной инспекции и организации движения, организует контроль за разработкой дислокаций дорожных знаков на дороги, утверждает их и дает предписания дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков. Предписывает или разрешает указанным организациям установку других технических средств организации дорожного движения.

Таким образом, действующее законодательство возлагает на органы местного самоуправления сельских поселений обязанность в установленном законом порядке разрабатывать схемы дислокации дорожных знаков, согласовывать (утверждать) дислокации с органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения, и, согласно утвержденной дислокации, оборудовать дорожными знаками автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов каждого поселения.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что муниципальным образованием Первомайский сельсовет Первомайского района Алтайского края дислокация дорожных знаков в установленном порядке не разработана и не утверждена.

В силу п.2 т. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Таким образом, установленная федеральным законодательством обязанность по разработке и утверждению (согласованию) дислокации дорожных знаков муниципальным образованием Первомайский сельсовет Первомайского района Алтайского края в лице администрации Первомайского сельсовета не исполняется. Вместе с тем, разработка и утверждение (согласование) дислокации дорожных знаков является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

Принимая во внимание, что своим бездействием администрация муниципального образование Первомайского сельсовета нарушает нормы действующего законодательства, а также принимая во внимание, что отсутствие дорожных знаков, размещенных в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, провоцирует аварийную ситуацию на дорогах населенных пунктов поселений, чем создается угроза безопасности неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что исковые требований прокурора Первомайского района подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Согласно п.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку это является правом ответчика, не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом мнения сторон, суд считает возможным определить ответчику общий срок для разработки и утверждения дислокации дорожных знаков – <данные изъяты> со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Первомайский сельсовет Первомайского района Алтайского края о возложении обязанности по разработке и утверждению дислокации дорожных знаков удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования Первомайский сельсовет Первомайского района Алтайского края в лице администрации Первомайского сельсовета Первомайского района Алтайского края по неисполнению обязанности по разработке и утверждению в установленном порядке дислокации дорожных знаков.

Обязать Муниципальное образование Первомайский сельсовет Первомайского района Алтайского края в лице администрации Первомайского сельсовета Первомайского района Алтайского края в течение <данные изъяты> со дня вступления решения в законную силу разработать и согласовать с ОГИБДД Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Первомайскому району дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании Первомайский сельсовет Первомайского района Алтайского края.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий Л.В. Колесникова

Мотивированное решение составлено 21.12.2011 года