Гр. дело № 2-2209/2011 по иску Кожевниковой Н.А. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе о признании права на досрочное назначение пенсии



№ 2-2209/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск                                                                       13 октября 2011 года

            Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

Председательствующего                                              Головченко Е.Ю.,

При секретаре                                                                Юрмановой Н.В.,

            рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожевниковой Н.А. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

.

УСТАНОВИЛ:

        

Истец обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе (далее «ГУ-УПФР»), в котором просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», обязать ответчика досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости с момента вынесения решения судом, включить в специальный трудовой стаж период работы с ДАТА по ДАТА в дошкольном учреждении детский сад НОМЕР.         

Свои требования обосновала тем, что она ДАТА обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», однако ей было отказано в назначении такой пенсии в связи с отсутствием специального стажа 25 лет. Согласно решению ответчика, период работы ее в качестве воспитателя с ДАТА по ДАТА в детском учреждении НОМЕР не включен в специальный стаж, поскольку наименование «детское дошкольное учреждение» не предусмотрено Списком. Кроме того, ответчик не включил в специальный стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с ДАТА по ДАТА, а также периоды работы с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА в качестве воспитателя в МДОУ «Детский сад общеобразовательного вида НОМЕР <данные изъяты> из-за отсутствия на лицевом счете застрахованного лица сведений, подтверждающих особый характер работы. С принятым решением не согласна, так как считает, что за время ее работы с ДАТА и по ДАТА данное дошкольное образовательное учреждение изменяло свое название, но на протяжении всего времени ее работы в детском учреждении она выполняла тождественную работу воспитателя детского сада - ее должностные обязанности не изменялись. Что касается не включения ответчиком в специальный стаж спорных периодов ее работы в качестве воспитателя из-за отсутствия на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведений, то считает, что это не может служить основанием для ограничения ее права, т.к. данный периоды подтверждаются записями в ее трудовой книжке. При включении спорных периодов в специальный стаж, ее специальный стаж составит более 25 лет, что дает ей право на досочную трудовую пенсию.         

В судебном заседании истец уточнила заявленные требования, просила отменить протокол заседания Комиссии ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе НОМЕР от ДАТА, решение начальника ГУ УПФР НОМЕР от ДАТА в части не включения в специальный стаж работы период работы ее в качестве воспитателя в дошкольном учреждении НОМЕР с ДАТА по ДАТА и об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе включить в стаж, дающий ей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей независимо от их возраста, период работы ее в качестве воспитателя в дошкольном учреждении НОМЕР с ДАТА по ДАТА. Кроме того, истец просила обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости не с момента обращения к ответчику, а с момента возникновения права на назначение пенсии. Пояснила, что она ДАТА была принята в ясли-сад НОМЕР на должность воспитателя и работала там по ДАТА включительно. За период ее работы название дошкольного учреждения неоднократно изменилось, но не изменилось направление его деятельности - оно осталось детским дошкольным учреждением, характер и трудовые функции не изменились, она продолжала выполнять работу воспитателя. Все время работала на полную ставку.         

Представитель ответчика Сидоров Н.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в протоколах заседания Комиссии ГУ-УПФР.         

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.         

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.        

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.         

Законом Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» была предусмотрена пенсия за выслугу лет в связи с отдельными видами профессиональной деятельности, включая педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет (статья 80). Согласно ст. 83 этого Закона списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом РФ.         

Названный закон утратил силу со дня введения в действие Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», которым изменены принципы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, не предусмотрен.         

Вместе с тем статья 27 этого Федерального закона, включенная в главу 4 «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав», сохраняет право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, в том числе лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста; предусматривает, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.         

Таким образом, статья 27 указанного Федерального закона не устанавливает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, а лишь сохраняет такое право за определенными категориями граждан, в том числе за лицами, имевшими право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.         

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года № 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.         

В силу пункта 2 статьи 27 Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.         

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.         

В настоящее время вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников регулируются постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 вышеуказанного закона (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года № 319-ФЗ). При реализации права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью для периодов работы до 01.11.1999 года применяется постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, с 01.11.1999 года по 12.11.2002 года - Постановление Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 года, а для периодов работы после 12.11.2002 года - Постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года.         

Указанными Списками предусмотрена должность воспитателя детского сада.         

В стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, включается работа на штатных должностях в учреждениях, предусмотренных Списком от 06.09.1991 года № 463, независимо от объема выполняемой педагогической (учебной) нагрузки, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), объема преподавательской работы.         

При разрешении вопроса об установлении досрочной пенсии учитывается Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан». Конституционный суд РФ при изложении конституционно-правового смысла норм Закона, затрагивающих периоды исчисления продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, признал возможность осуществления оценки приобретенных гражданином до 01.01.2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).         

Судом установлено, что истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии ДАТА.        

Решением Комиссии ГУ-УПФР в г. Новоалтайске и Первомайском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТА и решением начальника ГУ-УПФР НОМЕР от ДАТА истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» поскольку по представленным документам у нее отсутствует специальный трудовой стаж необходимый для назначения пенсии. При этом указано, что продолжительность страхового стажа составила 30 лет 4 месяца 27 дней, а трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, - 18 лет 9 месяцев 8 дней (л.д. 6-7).         

Из указанного протокола следует, что в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не засчитаны периоды работы истца: с ДАТА по ДАТА - в связи с нахождением на курсах повышения квалификации, с ДАТА по ДАТА в качестве воспитателя в детском учреждении НОМЕР, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, а также списком учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 года. Также в данном протоколе указано, что периоды работы с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА не включены, поскольку на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отсутствуют сведения, подтверждающие особый характер труда.        

Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в п. 9 Постановления НОМЕР от ДАТА «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).         

В соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 года в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).         

Согласно данному Списку право на пенсию за выслугу лет возникает в связи с работой в качестве воспитателя детских дошкольных учреждений всех типов (детские сады).         

Как следует из трудовой книжки на имя Кожевниковой (Дубининой) Н.А., ДАТА года рождения, ДАТА истец принята в я/с НОМЕР Гороно на должность воспитателя, ДАТА истец уволена по ст. 77 п. 3 ТК РФ с должности воспитателя Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида НОМЕР <данные изъяты> (л.д. 14-17).          

Из представленной суду справки, выданной ДАТА заведующей Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детского сада общеразвиваюего вида НОМЕР <данные изъяты> на основании приказов по детском саду за ДАТА штатного расписания, тарификационных списков, Кожевникова Н.А. за период работы с ДАТА по ДАТА (день выдачи справки) выполняла норму рабочего времени, установленной за ставку заработной платы и должностного оклада. В ученических отпусках, прогулах, простоях, в отпуске по уходу за ребенком не находилась, на курсах повышения квалификации находилась с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, в отпуске без сохранения заработной платы находилась с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА (л.д. 56).

Согласно постановлению администрации г. Новоалтайска № 470 от 01.07.1993 детский сад-ясли НОМЕР переименован в дошкольное учреждение НОМЕР с ДАТА (л.д. 37-40).

Суду представлен Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида НОМЕР <данные изъяты>, утвержденный в 1999 году, в котором отражено, что данное ДОУ - муниципальное учреждение общеразвивающего вида и его деятельность направлена на реализацию основных задач дошкольного образования.         

Из Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида НОМЕР <данные изъяты>, утвержденного ДАТА, видно, что вид данного учреждения - детский сад, тип учреждения - образовательный. Пунктом 1.9 данного Устава предусмотрено, что, что ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», законодательными и нормативными актами Алтайского края, договором с Учредителем и настоящим Уставом. Учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования оберазвивающей направленности.     

Допрошенная в судебном заседании свидетель Б., работающая с 1995 года заведующей детским садом НОМЕР, подтвердила, что учреждение неоднократно меняло свое наименование, при этом как деятельность учреждения, так и функции воспитателя не изменялись.

        Свидетели К. и Т. работавшие вместе с истицей, как в ДУ НОМЕР, так и в МДОУ детский сад общеразвивающего вида НОМЕР <данные изъяты>», в судебном заседании дали показания, аналогичные показаниям свидетеля Б.. При этом суду были представлены копии трудовых книжек свидетелей, где периоды их работы совпадают с периодами работы истца.         

Доводы истца о том, что направление деятельности детского учреждения, а также характер ее работы, функциональные обязанности после переименования детского сада в дошкольное учреждение не изменены, нашли свое подтверждение в судебном заседании и ответчиком не опровергнуты.

С учетом характера, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых ею функциональных обязанностей воспитателя, с учетом целей, задач и направлений деятельности дошкольных учреждений суд приходит к выводу, что работа истицы в качестве воспитателя с ДАТА по ДАТА в дошкольном учреждении детский сад НОМЕР тождественна работе воспитателя в дошкольном образовательном учреждении - детский сад.         

Следовательно, период работы с ДАТА по ДАТА истца в качестве воспитателя подлежат включению в стаж педагогической деятельности.

В стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, включалась работа на штатных должностях в учреждениях, предусмотренных Списком от 06.09.1991 года № 463, независимо от объема выполняемой педагогической (учебной) нагрузки, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), объема преподавательской работы.         

В соответствии с Правилами от 22.09.1999 года № 1067 с 01 сентября 2000 года в педагогический стаж включается работа в должности, предусмотренной Списком от 22.09.1999г №1067, при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной на ставку заработной платы (должностной оклад), установленного объема преподавательской работы.        

Следовательно, подлежит включению в специальный стаж, дающий истцу право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей независимо от их возраста, период работы ее в качестве воспитателя в дошкольном учреждении детский сад НОМЕР с ДАТА по ДАТА, за исключением времени нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДАТА по ДАТА, а также периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДАТА по ДАТА, что составляет 6 лет 1 месяц 18 дней.        

Другие периоды, не засчитанные ответчиком, в том числе периоды с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА истцом в судебном заседании не оспариваются.         

В связи с изложенным, протокол заседания Комиссии ГУ-УПФР НОМЕР от ДАТА, решение начальника ГУ-УПФР НОМЕР от ДАТА в части не включения в специальный стаж работы период работы истца в качестве воспитателя в дошкольном учреждении детский сад НОМЕР с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА следует отменить и обязать ответчика включить указанные периоды работы истицы в стаж, дающий ей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей независимо от их возраста.         

При включении указанных периодов работы истицы в качестве воспитателя в педагогический стаж, дающий истцу право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей независимо от их возраста, специальный трудовой стаж Кожевниковой составляет не менее 25 лет, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.         

Трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ст. 19 Закона).         

Судом установлено, что истец с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости первоначально обратилась к ответчику ДАТА. На момент обращения к ответчику трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у истца был менее 25 лет и составлял 24 года 10 месяцев 26 дней. Но поскольку истец продолжала работать воспитателем после обращения к ответчику, то с учетом периода с ДАТА по ДАТА (1 месяц 4 дня) следует обязать ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости со дня возникновения права на указанную пенсию, т.е. с ДАТА.            

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        Иск Кожевниковой Н.А. удовлетворить.

        Отменить протокол заседания Комиссии ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе НОМЕР от ДАТА, решения начальника ГУ УПФР НОМЕР от ДАТА в части не включения в специальный стаж работы период работы Кожевниковой Н.А. в качестве воспитателя в дошкольном учреждении НОМЕР с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА и об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Кожевниковой Н.А..

        Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе включить в стаж, дающий Кожевниковой Н.А. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей независимо от их возраста, период работы ее в качестве воспитателя в дошкольном учреждении НОМЕР с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА и назначить пенсию с ДАТА.

        Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий                                                   Е.Ю. Головченко

        Мотивированное решение изготовлено 18.10.2011.