Решение по делу № 2-2466/2011 по заявление администрации городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края об оспаривании предписания отделения ГПН СУ ФПС № 36 МЧС России по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопастности.



                       Дело № 2-2466\2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск       12 октября 2011 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Мартыновой И.А.,

при секретаре Рукиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации городского округа закрытого административно-территориального образования Сибирский Алтайского края об оспаривании предписания НОМЕР отделения ГПН СУ ФПС № 36 МЧС России по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

Администрация ГО ЗАТО Сибирский АК обратилась в суд с указанным заявлением и просила признать незаконным и отменить предписание НОМЕР отделения ГПН СУ ФПС № 36 МЧС России по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. В обоснование требований указано, что в отношении муниципального образования городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края в период с ДАТА по ДАТА была проведена проверка, по её результатам составлен акт НОМЕР от ДАТА, исходя из которого было установлено нарушение требований пожарной безопасности по объектам жилищного фонда по адресам: АДРЕС, АДРЕС, АДРЕС, и в адрес администрации ЗАТО Сибирский вынесено предписание НОМЕР от ДАТА, с которым администрация не согласна и считает, что предметом проверки муниципальное образование городской округ закрытое административно-территориальное образование Сибирский Алтайского края быть не может. Кроме того, проведение данной проверки с органом прокуратуры не было согласовано ни до начала её проведения, ни после; а приказ (распоряжение) указанный в качестве основания данной проверки издан не полномочным лицом; о проведении проверки было извещено не надлежащее должностное лицо- директор Управления по строительству и архитектуре, ЖКХ и транспорту администрации городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края, Ц в то время как надлежащим должностным лицом является директор муниципального многоотраслевого коммунального предприятия, Л., которому был передан проверяемый жилой фонд по договорам управления жилищным фондом; при проведении проверки не присутствовал уполномоченный представитель администрации ЗАТО Сибирский, а И на участие в проверке глава администрации не уполномочивал ни лично, ни через начальника Управления по строительству и архитектуре, ЖКХ и транспорту администрации городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края.

Считает также, что ни одно из указанных в предписании нарушений не соответствует действительности, а требования предписания не исполнимы.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представителем заинтересованного лица, ОГПН СУ ФПС № 36 МЧС России, представлен отзыв на заявление, из которого следует, что действия органов государственного пожарного надзора по организациии осуществлению в рамках своей компетенции надзора за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами регламентированы положениями действующего законодательства о государственном пожарном надзоре.

В соответствии с требованиями п.1 ст.14 Федерального Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля, соответственно приказ (распоряжение) о проведении проверки в отношении муниципального образования городского округа закрытого административно-территориального образования Сибирский Алтайского края издан полномочным лицом. Согласования же проведения данной проверки с органами прокуратуры не требовалось, так как в соответствии с п.5 ст.10 ФЗ № 294 от 26.12.2008 согласование требуется только по основаниям проведения, указанным в пункте 2 подпунктах «а» и «б» статьи 10 настоящего закона, а проверка проводилась по основаниям, указанным в п.3 ст.10 закона.

О проведении проверки (в том числе о времени и месте) помимо Управления по строительству и архитектуре, жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту администрации ЗАТО Сибирский, уполномоченного на основании действующего Положения представлять интересы администрации ЗАТО Сибирский в области строительства и архитектуры, ЖКХ и транспорта, уведомлялась и администрация городского округа ЗАТО Сибирский.

       Вопросы организации первичных мер пожарной безопасности, включающие в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности в силу требований ст.63 п.1, п.2 Федерального Закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.16 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложены на органы местного самоуправления, соответственно ответственность за пожарную безопасность муниципальных общежитий несет администрация городского округа ЗАТО Сибирскийкак собственник этих объектов.

Представители заинтересованных лиц, Муниципального унитарного предприятия «Жилсервис», и Муниципального унитарного многоотраслевого коммунального предприятия, в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии не явившихся лиц.

Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации регламентированы требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами, гражданами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ).

Как усматривается из материалов дела здания общежития, расположенные по адресу: АДРЕС принадлежат на праве собственности Муниципальному образованию городской округ ЗАТО Сибирский Алтайского края.

В силу требований ст.63 п.1,2 Федерального Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-ФЗ от 22.07.2008, ст.16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 вопросы организации первичных мер пожарной безопасности, включающие в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов муниципальной собственности возложены на органы местного самоуправления.

Федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (ст.6 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ).

Распоряжение (приказ) от ДАТА НОМЕР о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Муниципального образования городского округа закрытого административно-территориального образования Сибирский Алтайского края, общежитий по адресу: АДРЕС издано заместителем руководителя органа государственного контроля - заместителем начальника отделения ГПН Специального управления ФПС № 36 МЧС России, что соответствует требованиямФедерального Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ст.14 п.1).

Основанием для проведения данной внеплановой проверки послужило поручение Первого Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ш от ДАТАНОМЕР и распоряжение Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору генерал-полковника К от ДАТА НОМЕР об организации и проведении внеплановых выездных проверок противопожарного состояния объектов, используемых в качестве общежитий. Согласованию же сорганом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц, в силу требований п.5 ст.10 Федерального Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, подлежат внеплановые выездные проверки юридических лиц, проведение которых вызванопоступлением в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

1. возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2. причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст.2 п.2 п.п. «а», «б»). Соответственно, в данном случае проверка проводилась по основаниям, указанным в п.3 ст.10 Федерального Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласования которой не требовалось.

Из материалов дела также усматривается, что направленное в адрес главы администрации ЗАТО Сибирский уведомление о предстоящей внеплановой проверке противопожарного состояния общежитий, расположенных по адресу: АДРЕС, получено ДАТА, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции.

ДАТА для ознакомления с распоряжением от ДАТА НОМЕРзаместителя начальника отделения ГПН Специального управления ФПС № 36 МЧС России о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Муниципального образования городского округа закрытого административно-территориального образования Сибирский Алтайского края, общежитий по адресу: АДРЕС предстал начальник Управления по строительствуи архитектуре, ЖКХ и транспорту администрации городского округа ЗАО Сибирский Алтайского края, Ц, представляющий интересы администрации ЗАТО Сибирский на основании действующего положения об управлениипостроительству и архитектуре, ЖКХ и транспорту администрации городского округа ЗАО Сибирский Алтайского края.

При проверке присутствовало должностное лицо данного управления.По результатам указанной проверки составлен акт НОМЕР от ДАТА, констатирующий выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности по объектам муниципального жилищного фонда по адресам: АДРЕС и в адрес администрации ЗАТО Сибирский вынесено предписание НОМЕР от ДАТА, на законность которого не влияет не участие в проверке иного представителя МО ГО ЗАТО Сибирский Алтайского края при наличии надлежащего уведомления муниципального образования о предстоящей проверке.

Кроме того, не нашли своего подтверждения и доводы заявителя о допущенном со стороны органа государственного пожарного надзоранарушении полномочий хозяйствующего субъекта. Так, указанный в договорах НОМЕРк и НОМЕРС управления муниципальным жилищным фондом, заключенных ДАТА между Управлением по строительству и архитектуре, ЖКХ и транспорту администрации городского округа ЗАТО Сибирский, действующим от лица собственника и управляющей компанией МУМКП, предмет договора- выполнение Управляющей организацией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: АДРЕС, включающих обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, обеспечение реализации решения вопросов пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, обеспечение предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми помещениями, не свидетельствует о возложении на указанный хозяйствующий субъект обязанности по материально-техническому обеспечению пожарной безопасности объектов муниципального жилищного фонда по адресам: АДРЕС и соответственно не исключает ответственности самого собственника этих объектов.

В то же время, как следует из показаний допрошенного в судебном заседании заведующего общежитием, Ж, выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности соответствуют действительности, большая часть из которых в настоящее время устранена за счет средств, выделенных собственником муниципального жилищного фонда- МО ГО ЗАТО Сибирский. Ранее материально-техническое обеспечение пожарной безопасности также осуществлялось за счет средств собственника этих объектов, о нуждаемости в котором последний информировался посредствам направления докладных записок.

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш Е И Л :

Требования администрации городского округа закрытого административно-территориального образования Сибирский Алтайского края о признании незаконным и отмене предписания НОМЕР отделения ГПН СУ ФПС НОМЕР МЧС России по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий       И.А. Мартынова

Мотивированное решение изготовлено ДАТА