Решение по делу № 2-1873/2011 по иску Гребенщикова В.И., Дранишниковой В.И., Лединой Ю.А. к администрации Первомайского района, Потапову С.С. об установлении факта родственных отношений, признании права собственности



Дело № 2-1873/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск                                                                      15 сентября 2011 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Головченко Е.Ю.,

при секретаре Юрмановой Н. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гребенщикова В.И., Дранишниковой В.И., Лединой Ю.А. к администрации Первомайского района, Потапову С.С. об установлении факта родственных отношений, признании права собственности на квартиру в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском ( с учетом неоднократных уточнений) к администрации Первомайского района, Потапову С.С. об установлении факта родственных отношений, признании права собственности на квартиру в порядке наследования. В обоснование указали, что ДАТА между супругами Г., а также Гребенщиковым В. И. и представителем по доверенности Первомайского МОКХ был заключен договор о безвозмездной передаче жилья в собственность - дома АДРЕС. Договор зарегистрирован в администрации сельского совета, что подтверждается регистрационным удостоверением. Жилье передано, используется по назначению, оплачиваются коммунальные услуги, производится необходимый ремонт, муниципальной собственностью жилье не является. На момент заключения договора все трое были зарегистрированы в доме, в договоре указано, что квартира передается семье из трех человек, однако вид собственности ( долевая или совместная) не определен. Дополнительное соглашение, зарегистрированное в сельском совете в 2004 году не имеет юридической силы, т.к. не согласовано всеми участниками долевой собственности. Организации, заключившей договор, не существует (МУП «Березовское ЖКХ», к которому было присоединено МОКХ Первомайского района является банкротом, вновь образованное МУП ТВС «Первомайское» правопреемником Первомайского МОКХ не является). Поэтому во внесудебном порядке истцы лишены возможности оформить свои наследственные права. Земельный участок по указанному адресу принадлежал на праве собственности отцу - Г 1, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю от ДАТА, а также выпиской из государственного кадастра недвижимости о земельном участке от ДАТА.

ДАТА умерла Г 2, последним местом ее жительства являлся спорный жилой дом по адресу: АДРЕС. После ее смерти наследственное дело не заводилось, фактически наследство было принято оставшимися проживать в доме наследниками первой очереди - мужем Г 1 и сыном В., которым стало принадлежать по 1/2 доли в праве собственности на спорный дом.

ДАТА умер Г 1 После его смерти нотариусом Первомайского района Фоминой Л. Б. заведено наследственное дело по заявлению трех наследников первой очереди - детей - Гребенщикова В. И., Дранишниковой В. И. и П. Доли в праве собственности на вышеназванный дом распределились как Гребенщикову В. И. - 4/6 ( к своей 1/2 плюс 1/6 доля отца), Дранишниковой В. И. - 1/6 доля и П. - 1/6 доля. На земельный участок - всем наследникам по 1/3 доли.

ДАТА умерла П., не успев зарегистрировать свое право собственности на наследственное имущество. Наследниками после ее смерти являются дети - Ледина Ю. А., которая обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства и Потапов С. С. (сын), ответчик по делу, который наследство не принимал и не желает принимать.

Поскольку в свидетельстве о рождении Дранишниковой (до брака Гребенщиковой) В.И. фамилии родителей указаны как «Гребенчиковы», а в свидетельстве о рождении истца Гребенщикова В.И. как «Гребеньщиковы», вместо правильного «Гребенщиковы», истцы просили также установить факт их родственных отношений с умершими родителями и признать право собственности на наследственное имущество.

В судебном заседании Гребенщиков В. И. и его представитель по доверенности Шабанова Е. И. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в иске.

Истцы Дранишникова В. И. и Ледина Ю. А. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте слушания дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие, на иске настаивают.

Представитель ответчика - администрации Первомайского района Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Ответчик Потапов С. С. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, возражений по иску не представил.

Представитель третьего лица - Новоалтайского отдела ГУ Управления Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

С учетом мнения истца, представителя истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения истца и представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, ДАТА между супругами Г., а также Гребенщиковым В. И. и представителем по доверенности Первомайского МОКХ был заключен договор о безвозмездной передаче жилья в собственность - дома АДРЕС. Договор зарегистрирован в администрации сельского совета, что подтверждается регистрационным удостоверением. Жилье передано, используется по назначению, оплачиваются коммунальные услуги, производится необходимый ремонт и( л.д.31-33).

Согласно данным технического паспорта по состоянию на ДАТА, жилой дом АДРЕС имеет общую площадь 46,9 кв.м., жилую площадь - 32,7 кв.м. ( л.д.28-30).

          Условия вышеназванного договора дают суду основания полагать, что между сторонами по указанной сделке фактически сложились отношения по приватизации жилого помещения.

При этом согласно Выписки из похозяйственных книг, на момент заключения Договора в доме были прописаны три человека 0 Г 1, его жена Г 2 и их сын Гребенщиков В. И.

В Договоре о передаче жилья в собственность указано, что дом передается в собственность на семью из трех человек. Несмотря на то, что подписал договор только Г 1, суд приходит к выводу, что поскольку все трое на момент заключения договора приватизации проживали в спорном доме, следовательно, имели равные права на приватизацию занимаемого жилого помещения.

    В соответствии со ст.135 ГК РСФСР ( действовавшего на момент заключения договора), право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает с момента регистрации.

В сл уст. 7 ФЗ № 1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда…» передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора не требуется, государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов ( по месту учета этого имущества - в Бюро технической инвентаризации).

Из представленного суда договора следует, что указанное требование - о регистрации в БТИ - сторонами исполнено не было.

Однако учитывая, что сделка сторонами была исполнена, отсутствие регистрации договора не влечет его недействительность.

Согласно п. 1 ст. 245 ГК РФ, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.

В соответствии со ст. 3.1 ФЗ О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что дом АДРЕС был передан в равнодолевую собственность Г 1, Г 2 и Гребенщикову В. И.

Земельный участок по вышеуказанному адресу принадлежал на праве собственности Г 1, что подтверждается Свидетельством о праве собственности на землю от ДАТА ( л.д.37), кадастровой выпиской о земельном участке ( л.д.38). Постановлением администрации Первомайского района площадь принадлежащего Г 1 земельного участка была уточнена - 0,0732 га. ( л.д.55).

В соответствии со ст.218 ч.2 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с законом или завещанием.

В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.

В судебном заседании установлено, что ДАТА умерла Г 2, последним местом ее жительства являлся спорный жилой дом по адресу: АДРЕС. После ее смерти наследственное дело не заводилось, фактически наследство было принято оставшимися проживать в доме наследниками первой очереди - мужем Г 1 и сыном В., которым стало принадлежать по 1/2 доли в праве собственности на спорный дом.

ДАТА умер Г 1 После его смерти нотариусом Первомайского района Фоминой Л. Б. заведено наследственное дело по заявлению трех наследников первой очереди - детей - Гребенщикова В. И., Дранишниковой В. И. и П. Доли в праве собственности на вышеназванный дом распределились как Гребенщикову В. И. - 4/6 ( к своей 1/2 плюс 1/6 доля отца), Дранишниковой В. И. - 1/6 доля и П. - 1/6 доля. На земельный участок - всем наследникам по 1/3 доли.

ДАТА умерла П., не успев зарегистрировать свое право собственности на наследственное имущество. Наследниками после ее смерти являются дети - Ледина Ю. А., которая обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства и Потапов С. С. (сын), ответчик по делу, который наследство не принимал и не желает принимать.

Указанные обстоятельства подтверждаются сообщениями нотариуса Фоминой Л. Б. ( л.д.63), Литвиновой И. Ю. ( л.д.95-103).

Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает юридические факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Поскольку в свидетельстве о рождении Дранишниковой (до брака Гребенщиковой) Валентины Ивановны фамилии родителей указаны как «Гребенчиковы», а в свидетельстве о рождении истца Гребенщикова В.И. как «Гребеньщиковы», вместо правильного «Гребенщиковы», суд считает необходимым установить, что Г 1, умерший ДАТА и Г 2, умершая ДАТА годя являются соответственно отцом и матерью истцам - Гребенщикову В.И. и Дранишниковой В.И..

Поскольку суд установил действительность договора от ДАТА на передачу спорного жилого дома в равнодолевую собственность Г 1, Г 2 и Гребенщикова В. И., а также то обстоятельство, что истцы являются наследниками умерших Г 1 и Г 2, а Ледина Ю. А. - П., ответчик Потапов С. С. принимать наследство после смерти матери не желает, суд полагает требования истцов законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Следует признать за Гребенщиковым В.И. право собственности на 4/6 доли в праве собственности на жилой дом по адресу: АДРЕС и 1/3 долю в праве собственности на земельный участок по вышеуказанному адресу, а за Дранишниковой В. И. и Лединой Ю. А. - право собственности по 1/6 доли за каждой на жилой дом по указанному адресу и по 1/3 доли в праве собственности на земельный участок.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Гребенщикова В.И., Дранишниковой В.И. и Лединой Ю.А. удовлетворить.

Установить, что Г 2, умершая ДАТА и Г 1, умерший ДАТА являются матерью и отцом Гребенщикова В.И. и Дранишниковой В.И..

Признать за Гребенщиковым В.И. право собственности на 4/6 доли в праве собственности на жилой дом общей площадью 46,9 кв.м., жилой - 32,7 кв.м, расположенный по адресу: АДРЕС.

Признать за Дранишниковой В.И. право собственности на 1/6 долю в праве собственности на жилой дом общей площадью 46,9 кв.м., жилой - 32,7 кв.м, расположенный по адресу: АДРЕС.

Признать за Лединой Ю.А. право собственности на 1/6 долю в праве собственности на жилой дом общей площадью 46,9 кв.м., жилой - 32,7 кв.м, расположенный по адресу: АДРЕС.

Признать за Гребенщиковым В.И. право собственности на 1/3 долю в праве собственности на земельный участок общей площадью 732 кв.м., кадастровый номер НОМЕР, расположенный по адресу: АДРЕС.

Признать за Дранишниковой В.И. право собственности на 1/3 долю в праве собственности на земельный участок общей площадью 732 кв.м., кадастровый номер НОМЕР, расположенный по адресу: АДРЕС.

Признать за Лединой Ю.А. право собственности на 1/3 долю в праве собственности на земельный участок общей площадью 732 кв.м., кадастровый номер НОМЕР, расположенный по адресу: АДРЕС.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:     Е.Ю. Головченко

Мотивированное решение изготовлено 29.09.2011