Решение по делу № 2-3019/2011 по иску КГУ `Центр занятости населения г.Новоалтайска` к Нестерову С.В. о возврате незаконно полученных денежных средств



Дело № 2-3019/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 14 декабря 2011 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

судьи Козловой И.В.,

при секретаре Новиковой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску КГУ «Центр занятости населения г. Новоалтайска» к Нестерову С.В. о возврате незаконно полученных денежных средств

установил:

КГУ «Центр занятости населения г. Новоалтайска» обратилось в суд с иском к Нестерову С.В. о возврате незаконно полученных денежных средств в размере <данные изъяты>. В обоснование указано, что ДАТА ответчик обратился в Центр занятости с целью поиска подходящей работы; в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации» ему был присвоен статус безработного, с ДАТА назначено пособие по безработице. ДАТА на очередной перерегистрации инспектором Д. выявлен тот факт, что ответчик являлся получателем пенсии по стрости (досрочно) с ДАТА, что в соответствии с п.3 ст.3 названного выше Закона Российской Федерации исключает его право на получение пособия по безработице. Данный факт ответчиком был скрыт, пособие получено обманным путем за период с ДАТА по ДАТА, в результате Государству причинен материальный ущерб в размере <данные изъяты>. В добровольном порядке ответчик ущерб не возместил.

В судебном заседании представитель Центра занятости Мормолева О.А. иск поддержала по тем же основаниям. Пояснила, что приказом от ДАТА ответчик был уволен работодателем ввиду сокращения численности штатов, в14-дневный срок обратился в Центр занятости, приказом от ДАТА признан безработным, выплата пособия по безработице установлена с ДАТА, компьютерной программой выплата пособия установлена на срок 12 месяцев. При обращении в Центр занятости ответчик собственноручно заполнил заявление, в котором указал, что не относится к числу «занятых», указанных в ст. 2 названного выше Закона Российской Федерации, категории которых на бланке заявления были перечислены. К заявлению ответчик приложил паспорт, трудовую книжку, страховое свидетельство, ИНН, справку о среднем заработке от предприятия, заполнил две анкеты. Три месяца (по 2 раза в каждый месяц) ответчик являлся в Центр занятости для перерегистрации, после чего денежные средства переводились на предоставленный им лицевой счет. ДАТА на очередной перерегистрации инспектор заметила в документах ответчика удостоверение, попросила показать и обнаружила, что ему назначена пенсия по старости досрочно с ДАТА. Эти сведения ответчик обязан был указать при оформлении заявления в Центр занятости в специально отведенной для этого графе, которое инспектором зачитывается для обратившегося вслух. В этом случае обратившемуся оказывается помощь в трудоустройстве, но пособие по безработице не выплачивается, так как он считается «занятым». Приказом от ДАТАпредоствление указанной государственной услуги в виде пособия по безработице приостановлено, ДАТА пособие уже не начислено. Постановлением следователя ОВД в возбуждении уголовного дела в отношении ответчика был отказано за отсутствием умысла на хищение.

Ответчик Нестеров С.В. иск не признал, пояснил, что факт получения пенсии по старости досрочно (как одному из родителей ребенка-инвалида с детства) от истца не скрывал, о необходимости указать это в заявлении- не знал, приобщил только те документы, которые у него просили. В ДАТА выписку из лицевого счета Управления Пенсионного фонда РФ, из которой можно было понять, что ему назначена пенсия с ДАТА, видела инспектор З., однако вернула ее.

Выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДАТА Нестеров С.В. обратился в Центр занятости с письменным заявлением о признании его безработным и назначении пособия по безработице. В указанном заявлении ответчик подтвердил своей подписью тот факт, что ему не назначена пенсия по инвалидности, по старости, в том числе досрочно, за выслугу лет; не относится к числу лиц, считающихся занятыми в соответствии со ст.2 названного выше Федерального Закона; предупрежден, что в случае сокрытия факта своей занятости, выплаченное пособие будет удержано… (л.д.10). При этом подписанный ответчиком текст напечатан четким и выделенным шрифтом.

В силу п. 2 названного выше Федерального Закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

Приказом КГУ «Центр занятости населения г. Новоалтайска» от ДАТА ответчик признан безработным с ДАТА, назначено пособие с ДАТА. С приказом ответчик ознакомлен ДАТА (л.д. 11).

Согласно пояснительной записки инспектора Центра занятости Д, от ДАТА при очередной перерегистрации Нестерова С.В. было обнаружено наличие у него пенсионного удостоверения НОМЕР от ДАТА, из которого следовало, что ему назначена пенсия по старости с ДАТА. (л.д. 7).

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается, им предъявлено на обозрение суда указанное удостоверение (л.д. 6).

В силу п.3 ст.3 названного выше Федерального Закона безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, а также представившие недостоверные данные для признания их безработными.

Аналогичные положения содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации № 458 от 22.04.1997 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан», действовавшем на момент обращения ответчика в Центр занятости. Так согласно п. 17 постановления безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Эта же категория лиц, а также лица, представившие другие недостоверные данные для признания их безработными не могут быть отнесены к числу безработных и в соответствии с действующим Приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 847н от 30.09.2010 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан», действующим в настоящее время.

Таким образом, судом установлено, что при заполнении заявления ответчик сообщил о себе недостоверные сведения для признания его безработным и получения пособия по безработице.

Ст. 35 названного выше Федерального Закона предусмотрено прекращение выплаты пособия в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем, назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 Закона о занятости населения, либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина).

Аналогичные положения содержатся в п.22 «Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», который также, как и Федеральные Законы, был опубликован в СМИ, в частности, в бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 14 от 02.04.2007.

При этом не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о том, что смысл текста: «мне не назначена пенсия по инвалидности, по старости, в том числе досрочно, за выслугу лет» он понял как то, что ему не должна быть назначена пенсия «досрочно за выслугу лет». Данное предложение сформулировано правильно, правильно расставлены знаки препинания, которые позволяют однозначно толковать фразу о пенсии по старости, в том числе досрочно. Ответчик не мог в ней сомневаться, так ему была назначена именно такая пенсия, что им не оспаривается. Толкование фразы ответчиком как о пенсии «досрочно за выслугу лет» очевидно не соответствует тексту, имеющемуся в бланке заполненного ответчиком заявления, в связи с чем суд полагает, что эти доводы ответчиком надуманны, а представленные им сведения изначально являлись недостоверными.

Доводы ответчика о том, что им представлены лишь те документы, которые у него запрошены истцом, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям. Перечень приложенных ответчиком к заявлению документов соответствует требованиям п.2 названного выше Федерального закона, а также названному выше постановлению Правительства Российской Федерации № 458 от 22.04.1997, согласно которому для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в учреждения службы занятости по месту жительства справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке, и предъявляют: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию (п. 7); безработные граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных предъявляют в учреждения службы занятости следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию; при необходимости граждане представляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке (п.14).

Таким образом установлено, что пенсионное удостоверение при обращении ответчика в Центр занятости не предоставлялось, в приложениях к заявлению оно не указано, в перечне необходимых для представления документов таковое не указано, поэтому утверждение ответчика в объяснительной от ДАТА о его предоставлении истцу (л.д.8), не соответствует действительности.

Доводы ответчика о предоставлении им инспектору Центра занятости в ДАТА выписки из лицевого счета застрахованного лица соответствуют пояснениям представителя истца о том, что указанная выписка действительно запрашивалась у ответчика в целях продления ему выплат пособия по безработице в соответствии со ст. 342 названного выше Федерального Закона, как имеющему страховой стаж работы свыше 25 лет, ДАТА издан приказ об изменении продолжительности периода выплаты пособия по безработице на 22 недели, т.е. до ДАТА. Из указанной выписки инспектор Центра занятости может получить информацию лишь о трудовом стаже, остальное, в том числе факт назначения пенсии, по указанной выписке инспектору самостоятельно определить невозможно.

Судом обозревалась указанная выписка, предоставленная суду ответчиком, из которой следует, что графа о назначении пенсии, дате назначения, виде пенсии отсутствует. Для определения факта наличия этой информации в выписке требуются пояснения специалиста.

Доводы представителя ответчика в этой части не противоречат «Административному регламенту Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», утвержденному Приказом Минздравсоцразвития от 30.11.2006 N 819:

увеличение продолжительности предоставления государственной услуги по выплате пособия по безработице (п.1 ст. 32 Закона о занятости населения) осуществляется при условии наличия страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимого стажа на соответствующих видах работ, дающего им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п.29);

основанием для увеличения продолжительности предоставления государственной услуги в первом периоде выплаты пособия по безработице гражданину, признанному в установленном порядке безработным, является предъявление выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица <*>, подтверждающей наличие страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимого стажа на соответствующих видах работ, дающего ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

<*> Выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица предъявляется при необходимости подтверждения наличия страхового стажа гражданина в период работы и/или иной деятельности (п.83).

Таким образом, выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица не является документом, необходимым к предоставлению при обращении в Центр занятости, по этой причине она не была истребована инспектором при обращении ответчика, не была приложена последним в приложениях к заявлению, доводы ответчика ничем не подтверждены.

Вместе с тем, в соответствии с п. 26 постановления Правительства РФ № 458 от 22.04.1997, действовавшим на момент обращения ответчика в Центр занятости, нарушение установленного порядка регистрации безработных граждан влечет за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом не установлены нарушения должностными лицами Центра занятости законодательства в части порядка признания ответчика безработным.

Факт назначения ему пенсии по старости досрочно исключает выплату пособия по безработице, а при установленных судом обстоятельствах, связанных с предоставлением ответчиком недостоверных данных для признания его безработным указанные суммы подлежат возврату как неосновательное обогащение.

В силу ст. 1102 Гражданского Кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса (п.1);

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п.2).

В соответствии со ст. 1109 Гражданского Кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:

1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;

2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;

3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;

4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Суд установил наличие недобросовестности в действиях ответчика, приведших к незаконной выплате ему пособия по безработице.

В соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ ответчиком принято признание факта, что в период с ДАТА по ДАТА ему выплачено пособие по безработице в сумме <данные изъяты>. Таким образом, расчет иска ответчиком не оспаривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст.194-198, 199 ГПК, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования КГУ «Центр занятости населения г. Новоалтайска» к Нестерову С.В. удовлетворить.

Взыскать с Нестерова С.В. в пользу КГУ «Центр занятости населения г. Новоалтайска» <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.

Судья И.В.Козлова

Мотивированное решение изготовлено ДАТА.