Решение по делу № 2-539/2012 по иску Волковой А.М. к администрации г.Новоалтайска о признании права собственности на жилой дом, решение в законную силу не вступило



№ 2-539/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 13 февраля 2012 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе

председательствующего Труновой А.В.,

при секретаре Морозовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волковой А.М. к администрации г. Новоалтайска о признании права собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

Волкова А.М. обратилась в суд с иском к администрации г. Новоалтайска Алтайского края о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС.

Свои требования мотивировала следующим. С ДАТА Волкова А.М. состояла в зарегистрированном браке с В. В период брака В. был куплен жилой дом по адресу: АДРЕС, полезной площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., на земельном участке мерою <данные изъяты> кв.м., что подтверждается договором от ДАТА Впоследствии адрес дома был изменен на АДРЕС. Без соответствующего разрешения, самовольно, Волковыми был возведен пристрой к жилому дому, выстроены сени. В. умер ДАТА, завещание им составлено не было, наследниками по закону являются жена Волкова А.М., дети Топчиёва А.В., Лупина Л.В., Волков Н.В. Родители В. умерли задолго до его смерти, дети от принятия наследства отказались. В установленный законом срок Волкова А.М. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, получила деньги со вклада в банк, однако в настоящее время истица лишена возможности оформить свои наследственные права на жилой дом, т.к. переустройство было выполнено без разрешения соответствующих органов.

При подготовке дела к судебному разбирательству судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Лупина А.В., Топчиёва А.В., Волков Н.В.

В судебном заседании истец Волкова А.М. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – администрации г. Новоалтайска в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте, дате и времени судебного разбирательства.

Третьи лица – Лупина Л.В., Волков Н.В., Николаева Л.Е. в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований Волковой А.М.

Третье лицо Топчиёва А.В. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о месте, дате и времени судебного разбирательства, в материалах дела имеется заявление, в котором она просит рассмотреть дело в ее отсутствие, не возражает против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица –Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Третье лицо – нотариус Олейникова Н.И. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

С учетом мнения участников процесса суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения истца, третьих лиц Лупиной Л.В., Волкова Н.В., Николаевой Л.Е., исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как пояснила в судебном заседании истец Волкова А.М., жилой дом по адресу: АДРЕС был куплен ее мужем – В. Впоследствии адрес дома был изменен, сейчас адрес дома: АДРЕС. Без соответствующего разрешения В. был возведен пристрой к жилому дому, выстроены сени. Когда муж умер, она обратилась к нотариусу, однако право собственности на дом оформить не смогла, т.к. переустройство дома было проведено без разрешения. Дети от принятия наследства отказались.

Третьи лица Лупина Л.В. и Волков Н.В. пояснили, что спорный жилой дом был куплен родителями в 1967 году, позже был возведен пристрой к дому. Не возражают против удовлетворения исковых требований матери, на наследственное имущество после смерти отца не претендуют.

Третье лицо Николаева Л.Е. пояснила, что является собственницей жилого дома, расположенного на соседнем с Волковой А.М. земельном участке. Действительный адрес ее жилого дома: АДРЕС. В материалах данного дела адрес ее дома указан как АДРЕС, поскольку дом угловой и расположен на пересечении улиц АДРЕС и АДРЕС. Против удовлетворения исковых требований Волковой А.М. не возражает. Считает, что несоответствие расстояний между жилым домом Волковой А.М. и ее участком, а также между строениями на указанных земельных участках не нарушает ее прав. Жилые дома, как ее, так и Волковой А.М., были построены давно, проблем с их эксплуатацией не возникало.

Как следует из договора купли-продажи от ДАТА В. приобретено в личную собственность целое домостроение, состоящее из жилого бруса дома, полезной площадью <данные изъяты> кв.м. и жилой площадью <данные изъяты> кв.м., с надворной постройкой к нему, на земельном участке мерою <данные изъяты> кв.м. Домостроение находится по адресу: АДРЕС.

В справке от ДАТА НОМЕР, выданной В. Новоалтайским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Алтайскому краю, указано, что жилой дом, ранее имевший адрес: АДРЕС, в настоящее время имеет адрес: АДРЕС.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДАТА В. на основании договора о безвозмездной передаче земельного участка в собственность от ДАТА НОМЕР передан в собственность земельный участок, относящийся к категории земель поселений, по адресу: АДРЕС

Из выписки из технического паспорта на домовладение от ДАТА следует, что по адресу: АДРЕС находится земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Имеется отметка, что на самовольные строения документов не представлено.

Из технического заключения НОМЕР от ДАТА, составленного филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю по результатам обследования строительных конструкций и коммуникаций жилого дома по АДРЕС, после перепланировки, переустройства и самовольного строительства пристроя следует, что состояние строительных конструкций пристроя соответствует СП 55.1333.2011. Угрозы для жизни и здоровья граждан не выявлено. Пристрой пригоден для дальнейшей эксплуатации и может быть сохранен в установленном законом порядке. Самовольно выполненные перепланировки и переустройства в жилом АДРЕС не снижают несущей способности здания в целом, не нарушают права и законные интересы граждан, не создают угрозы их жизни и здоровью, не противоречат нормам эксплуатации жилых зданий и могут быть признаны допустимыми.

Согласно заключению отдела архитектуры и градостроительства администрации АДРЕС жилой дом по адресу: АДРЕС, соответствует требованиям СНиПа 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». При этом выявлено несоответствие объекта положениям п. 2.2.43 «Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края», утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 14.10.2009 № 431. В соответствии с требованиями данного пункта Нормативов расстояние от усадебного, одно-двухквартирного блокированного дома до границы соседнего приквартирного участка должно быть не менее 3 метров, в данном же случае расстояние от спорного жилого дома до границ соседнего приквартирного земельного участка НОМЕР по АДРЕС, ориентировочно составляет 2,5 метра.

В учетной карточке личной консультации гражданина, выданной ДАТА территориальным отделом надзорной деятельности № 8 г. Новоалтайска и районов Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, указано, что противопожарное расстояние между строениями на земельном участке по адресу: АДРЕС, и строениями на земельном участке по адресу: АДРЕС, составляет 10 метров, что не соответствует требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиПа 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», согласно которым расстояние между строениями пятой степени огнестойкости, к которым относятся постройки на вышеуказанных земельных участках, должно быть не менее 15 метров.

Согласно ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.

В статье 222 Гражданского кодекса РФ указано, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

В силу ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса РФ жилое помещение на основании решения суда может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Как установлено судом, В. приобрел спорный дом по договору купли-продажи. Согласно свидетельству о государственной регистрации права земельный участок, на котором находится спорный дом, находился в собственности В., был передан ему по договору о безвозмездной передаче земельного участка в собственность. Таким образом, В. являлся правообладателем земельного участка и расположенного на нем жилого дома.

Без установленных на то разрешений в спорном жилом доме были выполнены работы по переустройству и перепланировке, а также строительству пристроя.

Как указано в п. 26 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, суд, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с техническим заключением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю жилой дом пригоден для дальнейшей эксплуатации, нарушений прав и законных интересов граждан, а также возможности угрозы их жизни и здоровью не выявлено.

Несоответствие жилого дома требованиям п. 2.2.43 «Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края», на что указано в заключении отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Новоалтайска, а также несоответствие расстояния до строений на соседнем участке требованиями пожарной безопасности, не может быть признано существенным и препятствующим реализации права лица на признание права собственности на жилой дом, размер выявленных несоответствий в расстояниях является незначительным. Как следует из представленных заключений расстояние до границ соседнего земельного участка меньше установленного градостроительными нормами на 0,5 м, расстояние между строениями на участке НОМЕР и НОМЕР по АДРЕС меньше установленного законом на 5 м.

Суд принимает во внимание, что имеющаяся застройка рассматриваемых земельных участков сложилась еще до принятия законодателем «Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края» от 14.10.2009 г. и Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ. Собственник соседнего земельного участка Николаева Л.Е. против удовлетворения исковых требований не возражала.

При указанных обстоятельствах суд признает, что жилой дом по адресу: АДРЕС, может быть сохранен в переустроенном виде, поскольку создан без существенных нарушений градостроительных и строительных норм, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно свидетельству о смерти В. умер ДАТА.

Учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.

Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (статья 1142 Гражданского кодекса РФ).

Как следует из материалов наследственного дела, наследниками после смерти В. являются его жена – Волкова А.М., и их дети: Лупина Л.В., Волков Н.В., Топчиёва А.В.

В срок, установленный для принятия наследства, Волкова А.М. обратилась с соответствующим заявлением к нотариусу.

От Лупиной Л.В., Волкова Н.В., Топчиёвой А.В. поступили заявления об отказе от наследования причитающихся им долей на наследство, оставшееся после смерти В.

Волковой А.М. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону от ДАТА, удостоверяющее права истца на денежные средства и компенсационные выплаты.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что наследником по закону после В., умершего ДАТА, является Волкова А.М., принявшая имущество наследодателя в установленном законом порядке.

В силу п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ одним из оснований приобретения права собственности является переход имущества, принадлежащего гражданину, в случае его смерти к другим лицам в соответствии с законом.

На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания за Волковой А.М. права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Волковой А.М. удовлетворить.

Признать за Волковой А.М. право собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Трунова