решение по делу № 2-230/2012 по иску Качусова С.А. к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-230/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 19 января 2012 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Сомовой И.В.,

при секретаре Журавлевой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Качусова С.А. к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Качусов С.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе (далее – «ГУ-УПФР»), в котором просил включить в специальный трудовой стаж периоды работы с ДАТА по ДАТА и возложить на ответчика обязанность по назначению досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в ГУ-УПФР.

Свои требования мотивировал тем, что протоколом Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФР в г. Новоалтайске и Первомайском районе (далее – Комиссия) НОМЕР от ДАТА в его специальный трудовой стаж не был засчитан период работы ДАТА по ДАТА в "А", поскольку наименование должности, указанное в справке, уточняющей особый характер работы, не соответствует наименованиям должностей, указанным в трудовой книжке. В связи с невключением данного периода в специальный трудовой стаж решением начальника ГУ-УПФР от ДАТА ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием специального трудового стажа.

Между тем, в период с ДАТА по ДАТА он работал в "А" в качестве машиниста парового котла. В указанный период его должность именовалась «машинист парового котла», «слесарь по котельному оборудованию», «слесарь-бригадир по котельному оборудованию». Фактически в указанный период он выполнял одну и ту же работу в качестве машиниста котельной. Полагает, что постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 установлен Список № 2 производств, работ, профессий должностей и показателей с тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. В указанном списке также предусмотрена работа в должности машиниста (кочегара) котельной (на угле и сланце), в том числе занятого на удалении золы. В его трудовой книжке название профессии указано как машинист парового котла, что включает возможность работы машинистом котельной, и это соответствует указанным в списке профессиям, поэтому он имеет право на досрочное назначение пенсии.

В судебном заседании Качусов С.А. исковые требования поддержал по основаниям, просил удовлетворить. Суду пояснил, что в спорный период времени он работал машинистом в котельная, отапливавшей жилые дома, сначала в ней были установлены водяные котлы, потом оборудование сменили, стали работать на паровых котлах. Котельная работала только на угле, в его обязанности входило следить за котлом, удалять из него золу. Золу и шлак из котла удаляли вручную.

Представитель ответчика ГУ-УПФР Сидоров Н.С. иск не признал, просил в его удовлетворении отказать.

Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования Качусова С.А. подлежат частичному удовлетворению ввиду следующего.

В части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации предписано, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам

ДАТА Качусов С.А. обратился с заявлением к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением Начальника ГУ-УПФР НОМЕР от ДАТА Качусову С.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 - ФЗ от 17.12.2001 года отказано.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 Постановления от 20.12.2005 г. № 25, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периода его работы, подлежащего по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что в вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании.

Как установлено в судебном заседании, Качусов С.А. на момент обращения в ГУ - УПФР с заявлением имел страховой стаж <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня.

Продолжительность специального трудового стажа истца, дающего право на досрочную трудовую пенсию, в связи с тяжелыми условиями труда, по мнению ответчика, составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня.

Списком № 2 разделом XIV «Электростанции, электропоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173, предусмотрены мотористы на топливоподаче.

Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991 года утвержден Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Разделом ХIII указанного Списка предусмотрена работа в должности машиниста котлов (код позиции 2140000а -13785), а также разделом ХXXIII (код позиции 23200000-13786) указанного Списка предусмотрена работа в должности машиниста (кочегара) котельной (на угле и сланце), в том числе занятого на удалении золы.

Период работы истца в "А" с ДАТА по ДАТА в должности машиниста (кочегара) котельной, не засчитан ответчиком в специальный трудовой стаж истца, поскольку наименование должности, указанное в справке, уточняющей особый характер работы, не соответствует наименованиям должностей, указанным в трудовой книжке: «машинист парового котла», «старший машинист парового котла», «слесарь по котельному оборудованию», «слесарь-бригадир по котельному оборудованию», «машинист котла».

Согласно ст. ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.

Согласно пункту 4 и 5 указанных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Как установлено из записей в трудовой книжке истца, архивной справки НОМЕР от ДАТА, Качусов С.А. работал в "А" в период с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА в должностях «машинист парового котла», «старший машинист парового котла», «машинист котла», в период с ДАТА по ДАТА в должностях «слесарь по котельному оборудованию», «слесарь-бригадир по котельному оборудованию».

Судом установлено, что котельная ДАТА от "А" была передана в муниципальную собственность, на баланс муниципального предприятия <данные изъяты>.

Из сообщения администрации г. Новоалтайска от ДАТА следует, что на момент передачи вышеуказанной котельной в ней были установлены водогрейные угольные котлы следующих марок: котел ДКВР-10-13 (3 ед.), котел 2 КВТС-20-150 (2 ед.), котельная работала на твердом топливе, а с ДАТА котельная НОМЕР переведена на природный газ.

Свидетели Ш. и Т., допрошенные в судебном заседании ДАТА, пояснили, что работали кочегарами в котельной НОМЕР, указанная котельная работала только на угле, в ней были установлены водяные и паровые котлы. Качусов С.А. работал машинистом. В обязанности машинистов входило в том числе удаление шлака и золы вручную. Работали машинисты котельной полный рабочий день, полную рабочую неделю, в течение целого года.

Факт работы указанных свидетелей в период с ДАТА по ДАТА с Качусовым С.А. в "А" подтверждается трудовыми книжками свидетелей, где указаны периоды работы, совпадающие с периодами работы Качусова С.А.

Суд принимает во внимание показания указанных свидетелей, которые хотя и не могут быть положены в основу доказательств о наличии особого характера работы истца, но в совокупности с другими доказательствами подтверждают то обстоятельство, что указанные в трудовой книжке должности истца: «машинист парового котла», «старший машинист парового котла» соответствуют фактически выполняемой им работе машиниста котельной, работающей на угле.

Из справки НОМЕР от ДАТА, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии, и подтверждающих постоянную занятость на льготной работе (л.д.16), и архивной справки НОМЕР от ДАТА следует, что Качусов С.А. был принят на работу в "А" машинистом (кочегаром) котельной на угле и сланце, работал в котельная с ДАТА по ДАТА. За указанный период Качусову С.А. отпуска без сохранения заработной платы, учебные отпуска не предоставлялись, для прохождения производственной практики он не направлялся, работу с сокращенным рабочим днем, работу по совместительству не осуществлял. Работа осуществлялась полный рабочий день, при полной рабочей неделе, круглогодично.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что Качусов С.А., работая в период с ДАТА по ДАТА в должностях «машинист парового котла», «старший машинист парового котла», в период с ДАТА по ДАТА в должности «машинист котла», выполнял работы машиниста котельной, отапливаемой на твердом топливе (на угле), в том числе был занят на удалении золы, следовательно, указанные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж истца.

Таким образом, в специальный трудовой стаж Качусова С.А. подлежат включению следующие периоды работы в "А": с ДАТА по ДАТА в должности машиниста парового котла, с ДАТА по ДАТА в должности старшего машиниста парового котла, с ДАТА по ДАТА в должности «машинист котла» (<данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней).

Поскольку Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, должности слесаря по котельному оборудованию, слесаря-бригадира по котельному оборудованию не предусмотрены, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований Качусова С.А. о включении в специальный трудовой стаж периода работы в "А" с ДАТА по ДАТА в должностях «слесарь по котельному оборудованию», «слесарь-бригадир по котельному оборудованию».

Между тем, при включении периодов работы Качусова С.А. с ДАТА по ДАТА в должности машиниста парового котла, с ДАТА по ДАТА в должности старшего машиниста парового котла, с ДАТА по ДАТА в должности «машинист котла» в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, согласно пп. 2 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», его специальный трудовой стаж составит <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе следует обязать засчитать Качусову С.А. в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» следующие периоды работы в "А": с ДАТА по ДАТА в должности машиниста парового котла, с ДАТА по ДАТА в должности старшего машиниста парового котла, с ДАТА по ДАТА в должности «машинист котла».

В судебном заседании установлено, что Качусов С.А. проработал на работах с тяжелыми условиями труда <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня и имеет страховой стаж более 25 лет, поэтому с учетом положений пп.2 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 - ФЗ от 17.12.2001 года, он имеет право на назначение пенсии с 55 лет.

Согласно п.1 ст.19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Судом установлено, что Качусов С.А. обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ДАТА, предоставив все необходимые документы.

Право на получение указанной пенсии у Качусова С.А., ДАТА рождения, возникло с ДАТА, то есть с момента достижения им возраста 55 лет.

В связи с изложенным, ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе надлежит обязать назначить Качусову С.А. досрочную трудовую пенсию по старости с ДАТА.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ГУ Управление пенсионного Фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе в пользу Качусова С.А. следует взыскать судебные расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст. 194, ст. 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Качусова С.А. удовлетворить частично.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе засчитать Качусову С.А. в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» следующие периоды работы в "А": с ДАТА по ДАТА в должности машиниста парового котла, с ДАТА по ДАТА в должности старшего машиниста парового котла, с ДАТА по ДАТА в должности «машинист котла».

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе назначить Качусову С.А. досрочную трудовую пенсию по старости с ДАТА.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе в пользу Качусова С.А. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 1 месяца со дня его принятия.

Председательствующий (подпись) И.В. Сомова