решение по делу № 2-2825/2011 по иску Овешникова Е.Б. к администрации Первомайского района о признании постановления муниципального органа и сделки недействительными



Дело № 2-2825/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 26 декабря 2011 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Сомовой И.В.,

При секретаре Журавлевой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овешникова Е.Б. к администрации Первомайского района о признании постановления муниципального органа и сделки недействительными, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Овешников Е.Б. обратился в суд с иском к администрации Первомайского района, в котором просил признать незаконным постановление администрации Первомайского района Алтайского края НОМЕР от ДАТА о бесплатном предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 0,15 га, расположенного по АДРЕС, кадастровый НОМЕР; признать недействительным заключенный на основании данного постановления между ним и комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района договор НОМЕР от ДАТА о безвозмездной передаче ему в собственность указанного земельного участка и вернуть данный земельный участок в муниципальную собственность.

В обоснование требований указал, что спорный земельный участок был предоставлен ему для индивидуального жилищного строительства. При заключении договора о предоставлении в собственность данного земельного участка он был уверен, что участок расположен на территории, подлежащей комплексному освоению под жилищное строительство, на что указывало его расположение в жилом микрорайоне и план территории. Согласно ст. 30.2 Земельного кодекса РФ на орган местного самоуправления возложена обязанность подготовить технические условия на этапе разработки градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства. Для получения технических условий орган местного самоуправления должен самостоятельно обращаться в организации, предоставляющие ресурсы и осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. Исключением является право застройщика как правообладателя земельного участка самостоятельно обратиться в указанные организации, если истек срок ранее выданных технических условий. Аналогичные требования содержатся в Законе Алтайского края от 29.12.2009 «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края», согласно ст. 35 которого комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по ее обустройству посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования. Поскольку в месте расположения спорного земельного участка полностью отсутствуют элементы инфраструктуры в виде водо– и газоснабжения, канализации и подведенных электрических сетей, что делает невозможным использование земельного участка по назначению, истец считает незаконным постановление администрации Первомайского района о предоставлении ему в собственность данного земельного участка. При таких обстоятельствах договор НОМЕР от ДАТА о безвозмездной передаче ему в собственность указанного земельного участка является недействительным как сделка, противоречащая закону. Кроме того, оспариваемое постановление нарушает его права, поскольку в настоящее время лишает его и членов его семьи принять участие в Федеральной целевой программе «Жилище» в соответствии с правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья.

В ходе рассмотрения дела истец требования уточнил, просил отменить постановление администрации Первомайского района Алтайского края НОМЕР от ДАТА о бесплатном предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 0,15 га, расположенного по АДРЕС, кадастровый НОМЕР; признать незаключенным договор НОМЕР от ДАТА о безвозмездной передаче ему в собственность указанного земельного участка и исключить из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о регистрации за ним права собственности на указанный земельный участок.

В обоснование уточненных требований указал, что целью предоставления ему земельного участка имелось улучшение жилищных условий, однако поскольку в месте расположения спорного земельного участка полностью отсутствуют элементы инфраструктуры в виде водо– и газоснабжения, канализации и подведенных электрических сетей, что делает невозможным использование земельного участка по назначению, т.е. для индивидуального жилищного строительства, цель совершения сделки достигнута не была и не может быть достигнута в ближайшем будущем. Поскольку в договоре не было оговорено условие о наличии или отсутствии в месте расположения спорного земельного участка сетей инженерно-технического обеспечения, что является существенным условием для данного вида договоров, полагал договор незаключенным.

В настоящем судебном заседании истец и его представитель Сорокин О.Н. требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Первомайского района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил возражения относительно иска, в которых указал, что нормы закона о предоставлении земельных участков для комплексного освоения, на которые ссылается истец, не регулируют отношения, связанные с предоставлением истцу жилья для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, в настоящее время вид разрешенного использования спорного земельного участка изменен, разрешено его использование для ведения личного подсобного хозяйства, а не для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем права истца не нарушены.

Представитель третьего лица администрации г. Новоалтайска не явился, извещен надлежаще. Ранее в ходе рассмотрения дела представитель администрации г. Новоалтайска Якубова Т.В. против удовлетворения иска возражала, полагала, что постановление администрации Первомайского района о представлении Овешникову Е.Б. земельного участка законно, отмене не подлежит. Указывала, что в администрации г. Новоалтайска семья Овешникова состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» с ДАТА. Постановлением администрации г. Новоалтайска от ДАТА в связи с предоставлением Овешникову Е.Б. оспариваемым истцом постановлением администрации Первомайского района земельного участка для строительства жилого дома его семья была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Выслушав истца, его представителя, допросив свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Согласно ст. ст. 12, 13 ГК РФ и ст. 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 01.07.1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Так, основания для бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан на территории Алтайского края установлены Законом Алтайского края № 88-ЗС от 16.12.2002 «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».

В соответствии с указанным законом ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории Российской Федерации, бывшего СССР и территориях других государств, состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории Алтайского края, для осуществления на данных участках индивидуального жилищного строительства.

В целях улучшения своих жилищных условий посредством реализации указанного права на предоставление в собственность земельного участка Овешников Е.Б., являющийся ветераном боевых действий, ДАТА обратился в администрацию Первомайского района с заявлением о предоставлении ему земельного участка в АДРЕС под строительство жилого дома.

Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.

Анализ положений Земельного кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что работы по формированию земельного участка включают в себя в том числе определение технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения объектов, для строительства которых данный участок предоставляется.

Согласно п. 7 ст. 2.1 Закона Алтайского края № 88-ЗС от 16.12.2002 «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются гражданам в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Кроме того, Порядком предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» установлено, что при составлении перечня земельных участков, подлежащих передаче в собственность граждан в соответствии с указанным законом, должна учитываться возможность подключения индивидуальных жилых домов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Постановлением администрации Первомайского района НОМЕР от ДАТА на основании указанно заявления Овешникову Е.Б. для индивидуального жилищного строительства был безвозмездно предоставлен в собственность земельный участок площадью 0,15 га, расположенный по АДРЕС, кадастровый НОМЕР.

Указанный земельный участок был сформирован при разделении на 40 самостоятельных участков единого земельного участка из категории земель населенных пунктов площадью 11,5155 га. Как усматривается из проекта границ данного участка площадью 11.5455 га, цель его использования – сельскохозяйственное производство. Выделенные из него земельные участки гражданам были предоставлены для индивидуального жилищного строительства.

Истец пояснил, что предоставленный ему земельный участок непригоден для осуществления на нем индивидуального жилищного строительства, т.к. он расположен в поле, используемом гражданами для посадки картофеля, рядом никаких построек не имеется, на расстоянии около 500 м. находится садоводство. Ближайшие инженерные коммуникации – газо- и водопровод, электрические сети расположены на расстоянии около 1,5 км. от участка, в ближайшее время к месту расположения участка они подведены не будут. Рельеф земельного участка также не позволяет осуществлять на нем строительство, т.к. на участке имеется канава глубиной около 2 м. и большой бугор, для выравнивания рельефа требуются очень большие материальные затраты. Данный участок он не видел, просто выбрал кадастровый номер, на местности ориентиры земельного участка были установлены только ДАТА.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста С., имеющий опыт работы в строительных организациях 37 лет, суду пояснил, что для ведения строительства на предоставленном истцу земельном участке необходимо получение технических условий на подведение всех коммуникаций, которые фактически отсутствуют, также требуется проведение геодезических изысканий, освоение и вертикальная планировка участка, устройство подъездных дорог, подведение инженерных коммуникаций – водопровода, электрических сетей. До выполнения этих работ строить на участке жилье не представляется возможным, кроме того, такое строительство не может быть разрешено. Специалист осматривал участок, он находится далеко от населенного пункта – АДРЕС и от необходимых для индивидуального жилого строительства инженерно-технических коммуникаций. Поверхность участка неровная, имеет перепад высот до 2-х м., участок с таким рельефом сложно освоить и осуществить на нем строительство жилого дома, кроме того, это требует больших финансовых затрат.

Как следует из установленных судом обстоятельств, технические условия подключения объекта, для строительства которого предоставлялся истцу земельный участок, к сетям инженерно-технического обеспечения не определялись, освоение территории не проводилось. Более того, и на момент предоставления истцу спорного земельного участка, и по состоянию на дату рассмотрения дела объективно отсутствует возможность подключения индивидуального жилого дома, для строительства которого предоставлен участок, к сетям инженерно-технического обеспечения.

Конституционный суд РФ, в своем определении от 5 марта 2009 г. № 376-О-П, «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации», указал, что человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище (статья 40).

Поскольку в судебном заседании установлено, что использование спорного земельного участка по его целевому назначению невозможно, суд считает установленным, что предоставлением его в собственность истцу цель обращения Овешникова Е.Б. к ответчику – улучшение жилищных условий – не достигнута, органом местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления истцом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, права на жилище, не исполнена.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что в течение длительного времени право истца на улучшение жилищных условий, возникшее у него как у ветерана боевых действий, реализовано не было.

В связи с изложенным Овешников Е.Б. в установленном законом порядке обратился в администрацию г. Новоалтайска с заявлением о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Семья истца была признана таковой и ДАТА поставлена администрацией г. Новоалтайска на соответствующий учет в рамках целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей».

Между тем, ДАТА в связи с предоставлением Овешникову Е.Б. оспариваемым постановлением администрации Первомайского района спорного земельного участка для строительства жилого дома, семья истца была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Отказ истца от предоставленного ему земельного участка, непригодного для строительства, восстановлению его права на улучшение жилищных условий не послужит, поскольку такой отказ является намеренным ухудшением жилищных условий, и в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, истец может быть вновь принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое истцом постановление администрации Первомайского района не соответствует закону и нарушает права истца как гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с чем полагает подлежащими удовлетворению требования Овешникова Е.Б. о признании указанного постановления недействительным.

Признание судом ненормативного правового акта недействительным означает, что он не создал юридических последствий с момента его принятия, в связи с чем заключенный на основании вышеуказанного постановления администрации Первомайского района договор НОМЕР от ДАТА о безвозмездной передаче в собственность Овешникову Е.Б. земельного участка площадью 0,15 га, расположенного по АДРЕС, кадастровый НОМЕР является недействительным.

Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

С учетом изложенных выше норм и исследованных обстоятельств дела, суд считает, что в качестве применения последствий недействительности сделки, предоставленный истцу земельный участок подлежит возвращению в муниципальную собственность – в распоряжение комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района, поскольку земельный участок изначально являлся муниципальной собственностью и был предоставлен истцу из собственности муниципалитета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Овешникова Е.Б. к администрации Первомайского района о признании постановления муниципального органа и сделки недействительными удовлетворить полностью.

Признать недействительным постановление администрации Первомайского района Алтайского края НОМЕР от ДАТА о бесплатном предоставлении в собственность Овешникову Е.Б. земельного участка площадью 0,15 га, расположенного по АДРЕС, кадастровый НОМЕР.

Признать недействительным заключенный между комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района и Овешниковым Е.Б. договор НОМЕР от ДАТА о безвозмездной передаче в собственность Овешникову Е.Б. земельного участка площадью 0,15 га, расположенного по АДРЕС, кадастровый НОМЕР.

Возвратить комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района земельный участок площадью 0,15 га, расположенный по АДРЕС, кадастровый НОМЕР.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: И.В. Сомова

Мотивированное решение изготовлено 30.12.2011