решение по делу № 2-374/2012 по иску прокурора Тальменского района в интересах Красюкова Г.С. о возложении обязанности



Дело № 2-374/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 30 января 2012 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Петрова Р.Э.

при секретаре Деминой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Тальменского района в интересах Красюкова Г.С. к Государственному учреждению – Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу №5 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставить путевки на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тальменского района в интересах Красюкова Г.С. обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению – Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, филиалу №5 Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, в котором просил признать незаконным действия ответчиков, возложить на них обязанность предоставить путевки на санаторно-курортное лечение Красюкова Г.С.

В обоснование иска прокурор ссылается на то, что в прокуратуру Тальменского района поступило заявление Красюкова Г.С. с просьбой обратиться в суд в его интересах, с иском о возложении обязанности на Фонд социального страхования РФ предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. В ходе проверки установлено, что Красюков Г.С. является инвалидом и в соответствии со ст.6.1 Федерального закона №178-ФЗ от 17.07.1999г. «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственного социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно п.3.7 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2004г. №328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», с заявлением на предоставление путевки гражданин должен обратиться в исполнительный орган Фонд социального страхования РФ (далее – ФСС РФ) по месту жительства до 1 декабря текущего года. ДАТА Красюков Г.С. обратился в филиал №5 Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с письменным заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году, но до настоящего времени Красюков Г.С. путевкой не обеспечен. В ответ на запрос прокурора директор филиала №5 Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ указал, что Мананников Н.В. не обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение в силу того, что обязательства фонда ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета, средств из бюджета выделено было недостаточно, в связи с чем, не представилось возможным обеспечить всех граждан льготной категории путевками, заявления граждан по предоставлению санаторно-курортного лечения удовлетворялись в порядке очередности. В силу ст.1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. Согласно информации, предоставленной из ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Тальменском районе, Красюков Г.С. от набора социальных услуг на 2010 год не отказывался. В связи с тем, что Фондом социального страхования обязательства по предоставлению Красюкову Г.С. путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году исполнены не были, у него сохранилось право на получение путевки в 2011 году.

Истец Красюков Г.С. в судебное заседание не явился, извещен.

В судебном заседании помощник прокурора - Решетникова Е.М.. исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик Государственное учреждение - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся надлежаще извещенных лиц.

Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что согласно справке МСЭ-2011 НОМЕР ФИО1, является инвалиАДРЕС группы по общему заболеванию (л.д. 9).

Как следует из материалов дела истец от набора социальных услуг, в том числе от путевки на санаторно-курортное лечение, в 2010 году не отказывалась.

ДАТА Красюков Г.С. обратился в филиал № 5 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение (л.д. 13). Наличие медицинских показаний для прохождения санаторно-курортного лечения было подтверждено справками для получения путевки НОМЕР от ДАТА, выданными по соответствующей форме НОМЕР/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДАТА НОМЕР (л.д. 13-14).

Уведомление о постановке на очередь на получение санаторно-курортной путевки получено истцом ДАТА (л.д. 13).

Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от ДАТА № 178-ФЗ (далее - Закон) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В силу ст. 6.1 Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют в том числе и инвалиды.

Согласно п.п. 1.1 ст. 6.2 Закона в состав предоставляемых гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренных главой 2 ФЗ «О государственной социальной помощи», устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 6.5 Закона).

Согласно Правилам финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.

В силу ч. 2. ст. 6.3. Закона, периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.

В соответствии с ч.5 ст. 6.3 Закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года № 328.

В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее – Порядок) путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования.

Согласно п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - исполнительные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п. 3.8 Приказа).

Право на обращение с данным заявлением, а также право на получение истцом путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году ответчиками не оспаривается.

При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году истцом в установленном порядке была предоставлена справка о нуждаемости в санаторно-курортном лечении.

Поскольку истец в установленном порядке до 01 декабря 2010 года обратился к ответчикам по вопросу предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, то у него возникло право на получение путевки в 2010 году. Не предоставление такой путевки в 2010 году фактически свидетельствует об отказе в ее предоставлении в предусмотренный законом срок.

Довод ответчика об отсутствие финансовой возможности предоставления путевки истцу в предусмотренный законом срок не может быть признан заслуживающим внимания, поскольку реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодателей и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

В соответствии с п. 4 «Правил финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.

В силу ст. ст. 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.

В Федеральном законе от 17.07.1999 года № 178–ФЗ «О государственной социальной помощи» отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета.

Согласно п.п. 11, 19 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, обязанность по выдаче путевок, а также формированию бюджетной заявки на финансирование расходов по предоставлению путевок возложена на Фонд социального страхования РФ. Финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.

В силу прямого указания в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года № 178–ФЗ на то, что инвалид имеет право на предоставление путевки, в связи с чем, довод ответчика, изложенный в письменном отзыве на исковое заявление прокурору о том, что предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя и не носит гарантийного характера, является несостоятельным.

Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Судом установлено, что истец имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ему не предоставлена, поэтому в силу ст. 46 Конституции РФ он имеет право на судебную защиту своего нарушенного права, при этом суд учитывает, что в материалах дела имеется справка НОМЕР, выданная ДАТА, которая подтверждает нуждаемость истца в санаторно-курортном лечении и в настоящее время.

Присуждение обязательства в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

По изложенным основаниям суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является ГУ – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, так как обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования, а также находит не убедительным довод ответчика о том, что объем денежных средств, выделенных на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, не позволил удовлетворить потребности всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении в 2010 году.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Тальменского района интересах Красюкова Г.С. подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 89 ГПК РФ, ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, освобождаются истцы по искам неимущественного характера, связанных с защитой прав и законных интересов инвалидов.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поэтому с Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 200 рублей в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Тальменского района в интересах Красюкова Г.С. удовлетворить.

Признать незаконными действия Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российский Федерации по не предоставлению Красюкову Г.С. путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год.

Обязать Государственное учреждение – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Красюкову Г.С. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета.

Взыскать с Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российский Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий Р.Э. Петров