Решение по гражданскому делу № 2-497/2012 по иску прокурора г.Новоалтайска в интересах Комович Е.В. к ГУ- АРО ФСС о признании действий незаконными и возложении обязанности предоставления путевки на санаторно- курортное лечение



Дело № 2-497/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 16 февраля 2012 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Козловой И.В.,

при секретаре Новиковой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Комович Е.В. к Государственному учреждению – Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу № 5 Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными и возложении обязанности предоставления путевки на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Новоалтайска интересах Комович Е.В. обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (далее по тексту ГУ-АРО ФСС) и Филиалу № 5 ГУ-АРО ФСС, в котором просил признать незаконными действия по не предоставлению в ДАТА году истцу путевки на санаторно-курортное лечение, а также второй путевки на санаторно-курортное лечение для сопровождающего ее лица – Комович Г.А. Кроме того, Прокурор г. Новоалтайска просил обязать ГУ-АРО ФСС предоставить Комович Е.В. путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА год, а также вторую путевку на санаторно-курортное лечение для сопровождающего лица – Комович Г.А. на тех же условиях за счет средств федерального бюджета за ДАТА год.

Требования обоснованы тем, что Комович Е.В. является <данные изъяты> и в соответствии с положениями Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту Закон) имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а именно путевки на санаторно-курортное лечение. Однако ответчиками путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА году ей, а также сопровождающему ее лицу не предоставлены, чем нарушены права истца.

Истцы в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.

В судебном заседании помощник прокурора г. Новоалтайска Поломошина О.П. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ГУ-АРО ФСС Зайцева Т.Г., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении иска отказать.

Суд с учетом мнения прокурора и представителя ответчика считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав прокурора, представителя ГУ-АРО ФСС, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно справки сер. НОМЕР НОМЕР от ДАТА, Комович Е.В., ДАТА года рождения, является <данные изъяты>, <данные изъяты> установлена бессрочно (л.д. 16).

Как следует из материалов дела, истец от набора социальных услуг, в том числе от путевки на санаторно-курортное лечение, в ДАТА году не отказывался.

В судебном заседании установлено, что Комович Е.В. ДАТА обратилась в филиал № 5 ГУ-АРО ФСС с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение, указав сопровождающим лицом – Комович Г.А. (л.д. 12). Наличие медицинских показаний для прохождения санаторно-курортного лечения истцом было подтверждено справкой для получения путевки НОМЕР от ДАТА, выданной по соответствующей форме НОМЕР, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДАТА НОМЕР (л.д. 9), в которой имеется отметка о нуждаемости Комович Е.В. в сопровождении. Наличие медицинских показаний для прохождения санаторно-курортного лечения сопровождающей Комович Г.А. подтверждено справкой для получения путевки НОМЕР от ДАТА, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 года № 256 (л.д. 12).

Уведомление о постановке на очередь на получение санаторно-курортной путевки получено истцом ДАТА (л.д. 8).

Законом предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В силу ст. 6.1 Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, и инвалиды.

Согласно п.п. 1.1 ст. 6.2 Закона в состав предоставляемых гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренных главой 2 Закона, устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 6.5 Закона).

Согласно Правилам финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.

В силу ч. 2. ст. 6.3. Закона, периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.

В соответствии с ч. 5 ст. 6.3 Закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДАТА НОМЕР.

В силу п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее – Порядок) путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования.

Согласно п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - исполнительные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п. 3.8 Приказа).

Право на обращение с данным заявлением, а также право на получение истцом путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА году ответчиками не оспаривается.

При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА году истцом в установленном порядке была предоставлена справка о нуждаемости в санаторно-курортном лечении.

Поскольку истец в установленном порядке до ДАТА обратился к ответчикам по вопросу предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, то в ДАТА году у него возникло право на получение путевки. Не предоставление такой путевки в ДАТА году фактически свидетельствует об отказе в ее предоставлении истцу в предусмотренный законом срок.

Как указано в сообщении ответчика, обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисляемых из федерального бюджета. Путевка истцу не предоставлена ввиду недостаточного финансирования из федерального бюджета, а также того, что заявления граждан должны удовлетворяться в порядке очередности, по мере их поступления. Однако довод ответчика в сообщении об отсутствии финансовой возможности предоставления путевки истцу в предусмотренный законом срок не может быть признан заслуживающим внимания, поскольку реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодателей и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

В соответствии с п. 4 «Правил финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.

В силу ст. ст. 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.

В Законе отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета.

Согласно п.п. 11, 19 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, обязанность по выдаче путевок, а также формированию бюджетной заявки на финансирование расходов по предоставлению путевок возложена на Фонд социального страхования РФ. Финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.

В силу прямого указания в Законе инвалид имеет право на предоставление путевки.

Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Судом установлено, что истец имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ему не представлена, поэтому в силу ст. 46 Конституции РФ он имеет право на судебную защиту своего нарушенного права.

Присуждение обязательства в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

Суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является ГУ-АРО ФСС, так как обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования.

Поскольку право на санаторно-курортное лечение у истца за ДАТА год не погашается истечением календарного года, не обеспечение его путевкой произошло по причинам, от него не зависящим и осталось не реализованным из-за бездействия государственных органов, нарушенное право подлежит восстановлению.

Необходимо учитывать, что истец, являясь <данные изъяты>, нуждается в сопровождении в силу ст. 6.2 Закона, согласно которой при предоставлении социальных услуг гражданам, имеющим <данные изъяты>, они имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Поскольку сведений об исполнении ответчиками обязательств перед истцом суду не представлено, то при таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора в интересах истца подлежит удовлетворению в полном объеме и необходимо обязать ГУ-АРО ФСС предоставить Комович Е.В. путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА год за счет средств федерального бюджета и путевку на санаторно-курортное лечение для сопровождающего его лица – Г..

В соответствии со ст. 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, освобождаются истцы по искам неимущественного характера, связанных с защитой прав и законных интересов инвалидов.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ГУ-АРО ФСС подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб. в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора г. Новоалтайска в интересах Комович Е.В. удовлетворить.

Признать незаконными действия Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившиеся в не предоставлении Комович Е.В. и сопровождающему лицу – Г. путевок на санаторно-курортное лечение в ДАТА году.

Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Комович Е.В. путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА год за счет средств федерального бюджета и путевку на санаторно-курортное лечение для сопровождающего лица – Г..

Взыскать с Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья И.В.Козлова

Мотивированное решение составлено ДАТА