Дело № 2-900/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 12 апреля 2011 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Близняковой Н.П.
При секретаре Морозовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чесноковой Н.Д. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе об оспаривании решений Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и начальника ГУ УПФР, включению периода работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском(далее «ГУ-УПФР»), в котором просила отменить как незаконные протокол заседания Комиссии ГУ-УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № <данные изъяты> от <данные изъяты> и решение начальника ГУ-УПФР №<данные изъяты> от <данные изъяты> в части не включения в специальный стаж работы периода работы в должности воспитателя дошкольного учреждения № <данные изъяты> с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года и об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, также просила включить указанный период в специальный стаж работы, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с <данные изъяты> года. Кроме того, просила взыскать с ответчика в ее пользу возврат госпошлины в размере <данные изъяты> руб.
Свои требования обосновала тем, что она в период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года работала воспитателем в детском дошкольном учреждении № <данные изъяты> <данные изъяты> республики Латвия. Ответчик не включил в специальный стаж ее работы данный период, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком учреждений, утвержденным постановлением правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. С принятыми решениями не согласна, так как считает, что на протяжении всего времени ее работы в детском учреждении она выполняла тождественную работу воспитателя детского сада - ее должностные обязанности не изменялись.
В судебном заседании истица настаивала на своих исковых требованиях. Пояснила, что она <данные изъяты> году принята воспитателем в детское дошкольное учреждение № <данные изъяты> <данные изъяты> республики Латвия, где работала по <данные изъяты> года. Название учреждения за указанный период не изменялось, не изменялось и направление деятельности - оно осталось детским дошкольным учреждением, характер и трудовые функции не изменялись, Все время работает на полную ставку.
Представитель ответчика Сидоров Н.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
В настоящее время вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников регулируются постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 вышеуказанного закона (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года № 319-ФЗ).
При разрешении вопроса об установлении досрочной трудовой пенсии учитывается Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан». Конституционный суд РФ при изложении конституционно-правового смысла норм Закона, затрагивающих периоды исчисления продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, признал возможность осуществления оценки приобретенных гражданином до 01.01.2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).
При реализации права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью для периодов работы до 01.11.1999 года применяется постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 и правила исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства от 22.09.1999 года № 1067.
Судом установлено, что истица <данные изъяты> года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
Решением Комиссии ГУ-УПФР в г. Новоалтайске и Первомайском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № <данные изъяты> от <данные изъяты> и решением начальника ГУ-УПФР № <данные изъяты> от <данные изъяты> отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» поскольку по представленным документам у нее отсутствует специальный трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии. При этом указано, что продолжительность страхового стажа составила <данные изъяты>, а трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, - <данные изъяты> (л.д. 6,7).
Из указанного протокола следует, что в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не засчитан период работы истицы с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года в качестве воспитателя ДДУ № <данные изъяты>, поскольку наименование учреждение не предусмотрено Списком учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года.
Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в п. 9 Постановления № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Согласно данного Списка право на пенсию за выслугу лет возникает в связи с работой в качестве воспитателя детских дошкольных учреждений всех типов (детские сады).
Как следует из трудовой книжки на имя Чесноковой Н.Д. (Михадюк) <данные изъяты> года рождения, <данные изъяты> года истица принята воспитателем в детское дошкольное учреждение № <данные изъяты> хлопчатобумажного объединения «<данные изъяты>» Министерства лёгкой промышленности республики Латвия, <данные изъяты>, а <данные изъяты> года была уволена по собственному желанию в связи с переводом мужа к новому месту службы (л.д. 8-10).
Смена фамилии истицы подтверждается свидетельством о браке (л.д. 16).
Истицей представлены в судебное заседание функциональные обязанности воспитателя МДОУ № <данные изъяты> «Золотой ключик» г. Новоалтайска, фотография группы детей дошкольного возраста ДДУ № <данные изъяты> г. <данные изъяты>, копия свидетельства о рождении её дочери, которая посещала ДДУ № <данные изъяты> в связи с трудоустройством матери - истца в указанное детское дошкольное учреждение, год рождения ребёнка <данные изъяты>, в момент трудоустройства истца её ребёнок достиг возраста 2 лет, с которого возможно посещение детского дошкольного учреждения. Представленные доказательства свидетельствуют о том, что функциональные обязанности воспитателя ДДУ № <данные изъяты>, которые выполняла истец за период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, тождественны обязанностям воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Направление деятельности детского дошкольного учреждения № <данные изъяты> заключалось в дошкольном воспитании, образовании, развитии детей дошкольного возраста.
Доводы истицы о том, что направление деятельности ДДУ № <данные изъяты>, а также характер ее работы, функциональные обязанности тождественна работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения (детского сада всех наименований, детского сада, ясли-сада, детских яслей), нашли свое подтверждение в судебном заседании и ответчиком не опровергнуты.
С учетом характера, условий осуществляемой истицей работы, выполняемых ею функциональных обязанностей воспитателя, с учетом целей, задач и направлений деятельности дошкольного учреждения суд приходит к выводу, что работа истицы в качестве воспитателя в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в детском дошкольном учреждении № <данные изъяты> <данные изъяты> республики Латвия тождественна работе воспитателя в дошкольном образовательном учреждении.
Следовательно, указанный период работы истицы в качестве воспитателя ДДУ № <данные изъяты> подлежит включению в стаж педагогической деятельности.
Другие периоды, не засчитанные ответчиком, истицей не оспариваются.
В связи с изложенным, протокол заседания Комиссии ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе № <данные изъяты> от <данные изъяты>, решение начальника ГУ УПФР № <данные изъяты> от <данные изъяты> в части не включения в специальный стаж работы периода работы истицы в должности воспитателя детского дошкольного учреждения № <данные изъяты> <данные изъяты> республики Латвия с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года следует отменить как незаконные и обязать ответчика включить указанный период работы истицы в стаж, дающий истице право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей независимо от их возраста.
Следовательно, при включении указанного периода работы истицы в качестве воспитателя детского дошкольного учреждения № <данные изъяты> в стаж, дающий истице право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей независимо от их возраста ее специальный трудовой стаж составляет не менее <данные изъяты> лет, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.
Трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ст. 19 Закона).
Судом установлено, что истица с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости обратилась к ответчику <данные изъяты> года. На момент обращения к ответчику трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у истицы с учетом периода ее работы с <данные изъяты> года по <данные изъяты> годав дошкольном учреждении № <данные изъяты> был не менее <данные изъяты> лет.
Поэтому следует обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения, т.е. с <данные изъяты> года.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца в возврат государственной пошлины расходы по ее оплате в сумме <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Чесноковой Н.Д. удовлетворить.
Признать за Чесноковой Н.Д. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Отменить протокол заседания Комиссии ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе № <данные изъяты> от <данные изъяты>, решение начальника ГУ УПФР № <данные изъяты> от <данные изъяты> в части не включения в специальный стаж работы период работы Чесноковой Н.Д. в должности воспитателя детского дошкольного учреждения № <данные изъяты> АДРЕС с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года и об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Чесноковой Н.Д. как незаконные.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе включить в стаж, дающий Чесноковой Н.Д. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей независимо от их возраста, период работы ее в качестве воспитателя детского дошкольного учреждения № <данные изъяты> <данные изъяты> республики Латвия с <данные изъяты> года по <данные изъяты> и назначить пенсию с <данные изъяты> года.
Взыскать с Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе в пользу Чесноковой Н.Д. госпошлину в возврат в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.
Судья подпись Н.П. Близнякова. Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2010 года