Решение по делу № 2-470/2012 по иску Ильиной Л.И. к Управлению по соц. защите населения о признании действий незаконными.



Дело № 2-470/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2012 года г.Новоалтайск

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Козьмик Л.А.,

при секретаре Козловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах реабилитированной Ильиной Л.И. к Управлению социальной защиты населения по ЗАТО Сибирский, Муниципальному унитарному многоотраслевому коммунальному предприятию о признании действий незаконными и возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Алтайский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в суд с иском в интересах реабилитированного лица – Ильиной Л.И. к Управлению социальной защиты населения по ЗАТО Сибирский, Муниципальному унитарному многоотраслевому коммунальному предприятию о признании незаконными действий ответчиков по расчету и назначению Ильиной Л.И. льготы в размере 50% за отопление и возложении обязанности рассчитать денежный эквивалент льготы, исходя из общей площади занимаемого Ильиной Л.И. жилого помещения и произвести назначение льготы с момента подачи искового заявления в суд.

Требования мотивировал тем, что Ильина Л.И. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ, ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 % коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газоснабжение, электрическая и тепловая энергия – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.

Льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги.

Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной п. 1 приложения НОМЕР к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДАТА НОМЕР: P = S x N x Т, где S – это общая площадь отапливаемого помещения, N – норматив потребления тепловой энергии на отопление, Т – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Квартира НОМЕР, расположенная в жилом АДРЕС в АДРЕС, в которой проживает истец, находится на обслуживании МУМКП. Общая площадь жилого помещения, занимаемого истцом, составляет 53, 9 кв. м. Однако, в нарушение установленных норм, расчет льготы Ильиной Л.И. произведен только на 36 кв. м., то есть исходя из социальной площади жилья, а не из общей площади – 53,9 кв.м, что не согласуется с п. 1 приложения НОМЕР к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которому размер платы за потребленную тепловую энергию рассчитывается исходя из общей площади отапливаемого помещения. В связи с допущенными нарушениями право истца подлежит защите в судебном порядке.

Истец Ильина Л.И. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал по изложенным в иске основаниям.

С учетом мнения прокурора, представителей ответчиков, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца Ильиной, надлежаще извещенной о времени и месте слушания дела.

Представитель ответчика – Управления социальной защиты населения по ЗАТО Сибирский, действующая на основании доверенности, - Степанова Н.А., не признавая исковые требования, суду пояснила, что денежная компенсация 50 % расходов на оплату коммунальных услуг рассчитывалась в отношении Ильиной Л.И. исходя из 36 кв. м. из занимаемых ею и сыном 54 кв.м жилого помещения, поскольку принималось во внимание, что мать Ильиной – ФИО, являющаяся членом её семьи, получала меры социальной поддержки в АДРЕС по ДАТА, поэтому была определена ее доля – 18 кв.м в размере 1/3 от общей площади квартиры (54 кв. м.).

Представитель ответчика – Муниципального унитарного многоотраслевого коммунального предприятия, действующая на основании доверенности, - Первогласенко А.А. исковые требования не признала, пояснила, что расчет предоставляемой льготы производится правильно. Указала, что реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации 50 % расходов на оплату коммунальных услуг, в том числе и на тепловую энергию, но в пределах установленных нормативов потребления услуги. Данный норматив установлен Решением Совета депутатов ГО ЗАТО Сибирский от 26.06.2009 № 23 в размере 0, 019 Гкал на 1 кв. м. общей площади, а не на человека, в связи с чем расчет производится на основании п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» и компенсируется 50% расходов в пределах социальной нормы площади жилья. Постановлением Совета депутатов ГО ЗАТО Сибирский от 12.02.2004 № 2/9 установлена социальная норма площади жилья: 18 кв. м – на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв.м. – на семью из 2 человек, 33 кв. м. – на одиноко проживающего человека.

Выслушав прокурора, представителей ответчиков, изучив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; … социальной защиты, включая социальное обеспечение…

В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 30.11.2011) "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС (ред. от 31.10.2008) "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (принят Постановлением АКСНД от 01.12.2004 N 461)), реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.

Согласно ст. 2 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС (ред. от 31.08.2011) "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" (принят Постановлением АКСНД от 26.12.2007 N 832)), меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 4 данного Закона, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган). Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг). Порядок формирования реестра получателей компенсации, порядок исчисления размера компенсации и ее выплаты, порядок взаимодействия с организациями-поставщиками услуг устанавливаются Администрацией Алтайского края.

Судом установлено, что Ильина Л.И. является реабилитированным лицом, данное обстоятельство подтверждается копией свидетельства НОМЕР (л.д.НОМЕР).

Собственником 1/2 доли в праве собственности на АДРЕС, расположенную в АДРЕС в АДРЕС, в соответствии со свидетельством о регистрации права, является Ильина Л.И., общая площадь занимаемой истцом квартиры составляет 53, 9 кв. м.

Как следует из материалов дела, в АДРЕС, расположенной в АДРЕС в АДРЕС, зарегистрированы и проживают Ильина Л.И. и её сын – ФИО <данные изъяты>, мать ФИО(л.д.НОМЕР).

Из указанного следует, что круг лиц, обязанных в соответствие со ст. 30 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), содержать и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги совпадает с кругом членов семьи истца, определение которых закреплено в ч. 1 ст. 31 ЖК РФ.

Согласно информации Управления социальной защиты населения по ЗАТО Сибирский, истцу Ильиной Л.И. с учетом членов её семьи назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере <данные изъяты> (л.д. НОМЕР).

Исходя из предоставленных суду сведений о размере компенсации реабилитированным лицам за отопление, Ильиной Л.И. оплачено за октябрь 2011 г. <данные изъяты>, за ноябрь 2011 г. – <данные изъяты> (л.д.НОМЕР).

В соответствии с Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденными Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 (ред. от 22.11.2011), решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения в течение 15 дней со дня обращения.

Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (далее - "денежный эквивалент"), на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры.

Расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.

Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями - поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии.

Организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке. Передача сведений о денежных эквивалентах в электронном виде осуществляется по акту приема-передачи, составленному по установленной форме на бумажном носителе.

Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа.

Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг.

Ответственность за достоверность представляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения.

Исходя из содержания данных норм права, суд приходит к выводу о том, что информацию о льготной площади для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление предоставляет Управление социальной защиты населения по ЗАТО Сибирский, а организация-поставщик (МУМКП) несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных Управлением параметров для исчисления денежного эквивалента.

Из анализа действующего законодательства, суд приходит к выводу, что в настоящее время отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения.

В соответствии ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии, в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

В силу п. 14 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (далее - "денежный эквивалент"), на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (п.16 Правил). Данными Правилами установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива (п. 17-20 Правил).

Согласно п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 06.05.2011), норматив потребления коммунальных услуг - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Исходя из Приложения № 1 к данным Правилам, размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.

Решением Совета депутатов городского округа ЗАТО Сибирский от 26.06.2009 № 23 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг, установлен норматив потребления тепловой энергии (централизованное отопление) в размере 0, 019 Гкал в месяц на 1 кв. м. общей площади.

Доводы представителя ответчика МУМКП о том, что расчет денежного эквивалента 50 % льготы по оплате услуг по отоплению производится согласно п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» являются несостоятельными, так как не основаны на положениях данного закона. Пунктом 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 59-ЗС предусмотрено определение размера компенсации расходов на оплату занимаемой общей площади жилого помещения, тогда как п. 5 ч. 1 ст. 2 указанного Закона предусматривает компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг (в том числе тепловой энергии).

Доводы представителя ответчика - Управления социальной защиты населения по ЗАТО Сибирский о порядке расчета денежной компенсации истцу не соответствуют вышеприведенным нормам закона. Поэтому судом во внимание приняты быть не могут.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Поскольку собственником жилого помещения является истец, предоставленное ей право на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов, понесенных за оказанную услугу по отоплению, цена которой определяется, исходя из общего количества квадратных метров в квартире, подлежит реализации в полном объеме, то есть исходя из всей площади жилого помещения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что действия Муниципального унитарного многоотраслевого коммунального предприятия и Управления социальной защиты населения по ЗАТО Сибирский по расчету и назначению Ильиной Л.И. денежного эквивалента 50% льготы по оплате услуги по отоплению, исходя из социальной площади жилого помещения – АДРЕС, расположенной в АДРЕС АДРЕС, являются незаконными.

В связи с этим следует обязать Муниципальное унитарное многоотраслевое коммунальное предприятие произвести Ильиной Л.И. расчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате услуги по отоплению, исходя из расчета 53, 9 кв. м общей площади жилого помещения – АДРЕС, расположенной в АДРЕС АДРЕС, начиная с ДАТА, то есть с момента обращения с иском в суд.

Управление социальной защиты населения по ЗАТО Сибирский следует обязать произвести назначение и выплаты Ильиной Л.И. сумм компенсации расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из расчета 53, 9 кв. м общей площади жилого помещения – АДРЕС, расположенной в АДРЕС АДРЕС, начиная с ДАТА.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Алтайского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах удовлетворить.

Признать незаконными действия Муниципального унитарного многоотраслевого коммунального предприятия и Управления социальной защиты населения по ЗАТО Сибирский по расчету и назначению Ильиной Л.И. денежного эквивалента 50% льготы по оплате услуги по отоплению, исходя из социальной площади жилого помещения – АДРЕС, расположенной в АДРЕС.

Обязать Муниципальное унитарное многоотраслевое коммунальное предприятие произвести Ильиной Л.И. расчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате услуги по отоплению, исходя из расчета 53, 9 кв. м общей площади жилого помещения – АДРЕС, расположенной в АДРЕС АДРЕС, начиная с ДАТА.

Обязать Управление социальной защиты населения по ЗАТО Сибирский произвести назначение и выплаты Ильиной Л.И. сумм компенсации расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из расчета 53, 9 кв. м общей площади жилого помещения – АДРЕС, расположенной в АДРЕС АДРЕС, начиная с ДАТА.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий Л.А. Козьмик

Мотивированное решение составлено 29.02.2012.