Решение по делу № 2-469/2012 по иску Филипенко Л.Н. к Управлению по соц.защите населения о признании действий незаконными.



Дело № 2-469/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2012 года г.Новоалтайск

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Козьмик Л.А.,

при секретаре Козловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах реабилитированной Филипенко Л.Н. к Управлению социальной защиты населения по ЗАТО Сибирский, Муниципальному унитарному многоотраслевому коммунальному предприятию о признании действий незаконными и возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Алтайский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в суд с иском в интересах реабилитированного лица - Филипенко Л.Н. к Управлению социальной защиты населения по ЗАТО Сибирский, Муниципальному унитарному многоотраслевому коммунальному предприятию о признании незаконными действий ответчиков по расчету и назначению Филипенко Л.Н. льготы в размере 50% за отопление и возложении обязанности рассчитать денежный эквивалент льготы, исходя из общей площади занимаемого Филипенко Л.Н. жилого помещения и произвести назначение льготы с момента подачи искового заявления в суд.

Требования мотивировал тем, что Филипенко Л.Н. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ, ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 % коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газоснабжение, электрическая и тепловая энергия – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.

Льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги.

Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной п. 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307: P = S x N x Т, где S – это общая площадь отапливаемого помещения, N – норматив потребления тепловой энергии на отопление, Т – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Квартира НОМЕР, расположенная в жилом АДРЕС в АДРЕС, в которой проживает истец, находится на обслуживании МУМКП. Общая площадь жилого помещения, занимаемого истцом, составляет 64, 7 кв. м. Однако, в нарушение установленных норм, расчет льготы Филипенко Л.Н. произведен только на 42 кв. м., то есть исходя из социальной площади жилья, а не из общей площади, что не согласуется с п. 1 приложения НОМЕР к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которому размер платы за потребленную тепловую энергию рассчитывается исходя из общей площади отапливаемого помещения. В связи с допущенными нарушениями право истца подлежит защите в судебном порядке.

Истец Филипенко Л.Н. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела. В представленном в суд заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал по изложенным в иске основаниям.

С учетом мнения прокурора, представителей ответчиков, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца Филипенко, надлежаще извещенной о времени и месте слушания дела.

Представитель ответчика – Управления социальной защиты населения по ЗАТО Сибирский, действующая на основании доверенности, - Степанова Н.А., исковые требования признала.

Представитель ответчика – Муниципального унитарного многоотраслевого коммунального предприятия, действующая на основании доверенности, - Первогласенко А.А. исковые требования не признала, пояснила, что расчет предоставляемой льготы производится правильно. Указала, что реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации 50 % расходов на оплату коммунальных услуг, в том числе и на тепловую энергию, но в пределах установленных нормативов потребления услуги. Данный норматив установлен Решением Совета депутатов ГО ЗАТО Сибирский от 26.06.2009 № 23 в размере 0, 019 Гкал на 1 кв. м. общей площади, а не на человека, в связи с чем расчет производится на основании п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» и компенсируется 50% расходов в пределах социальной нормы площади жилья.

Постановлением Совета депутатов ГО ЗАТО Сибирский от 12.02.2004 № 2/9 установлена социальная норма площади жилья: 18 кв. м – на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв.м. – на семью из 2 человек, 33 кв. м. – на одиноко проживающего человека.

Выслушав прокурора, представителей ответчиков, изучив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; … социальной защиты, включая социальное обеспечение…

В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 30.11.2011) "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС (ред. от 31.10.2008) "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (принят Постановлением АКСНД от 01.12.2004 N 461)), реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.

Согласно ст. 2 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС (ред. от 31.08.2011) "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" (принят Постановлением АКСНД от 26.12.2007 N 832)), меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 4 данного Закона, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган). Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг). Порядок формирования реестра получателей компенсации, порядок исчисления размера компенсации и ее выплаты, порядок взаимодействия с организациями-поставщиками услуг устанавливаются Администрацией Алтайского края.

Судом установлено, что Филипенко Л.Н. является реабилитированным лицом, данное обстоятельство подтверждается копией свидетельства НОМЕР (л.д.НОМЕР).

Собственником АДРЕС, расположенной в АДРЕС в ЗАТО Сибирский, в соответствии со свидетельством о регистрации права, является Филипенко Л.Н., общая площадь занимаемой истцом квартиры составляет 64, 7 кв. м.

Согласно справке Администрации ГО ЗАТО Сибирский, в АДРЕС, расположенной в АДРЕС зарегистрированы и проживают Филипенко Л.Н. и её супруг ФИО (л.д.НОМЕР).

Из указанного следует, что круг лиц, обязанных в соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), содержать и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги совпадает с кругом членов семьи истца, определение которых закреплено в ч. 1 ст. 31 ЖК РФ.

Согласно информации Управления социальной защиты населения по ЗАТО Сибирский, истцу Филипенко Л.Н. с учетом членов её семьи назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере <данные изъяты> (л.д. НОМЕР).

Исходя из предоставленных суду сведений о размере компенсации реабилитированным лицам за отопление, Филипенко Л.Н. оплачено за октябрь 2011 г. <данные изъяты>, за ноябрь 2011 г. – <данные изъяты>

В соответствии с Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденными Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 (ред. от 22.11.2011), решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения в течение 15 дней со дня обращения.

Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (далее - "денежный эквивалент"), на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры.

Расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.

Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями - поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии.

Организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке. Передача сведений о денежных эквивалентах в электронном виде осуществляется по акту приема-передачи, составленному по установленной форме на бумажном носителе.

Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа.

Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг.

Ответственность за достоверность представляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения.

Исходя из содержания данных норм права, суд приходит к выводу о том, что информацию о льготной площади для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление предоставляет Управление социальной защиты населения по ЗАТО Сибирский, а организация-поставщик (МУМКП) несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных Управлением параметров для исчисления денежного эквивалента.

Из анализа действующего законодательства, суд приходит к выводу, что в настоящее время отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения.

В соответствии ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии, в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

В силу п. 14 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (далее - "денежный эквивалент"), на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (п.16 Правил). Данными Правилами установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива (п. 17-20 Правил).

Согласно п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 06.05.2011), норматив потребления коммунальных услуг - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Исходя из Приложения № 1 к данным Правилам, размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.

Решением Совета депутатов городского округа ЗАТО Сибирский от 26.06.2009 № 23 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг, установлен норматив потребления тепловой энергии (централизованное отопление) в размере 0, 019 Гкал в месяц на 1 кв. м. общей площади.

Доводы представителя ответчика МУМКП о том, что расчет денежного эквивалента 50 % льготы по оплате услуг по отоплению производится согласно п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» являются несостоятельными, так как не основаны на положениях данного закона. Пунктом 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 59-ЗС предусмотрено определение размера компенсации расходов на оплату занимаемой общей площади жилого помещения, тогда как п. 5 ч. 1 ст. 2 указанного Закона предусматривает компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг (в том числе тепловой энергии).

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Поскольку собственником жилого помещения является истец, предоставленное ей право на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов, понесенных за оказанную услугу по отоплению, цена которой определяется, исходя из общего количества квадратных метров в квартире, подлежит реализации в полном объеме, то есть исходя из всей площади жилого помещения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что действия Муниципального унитарного многоотраслевого коммунального предприятия и Управления социальной защиты населения по ЗАТО Сибирский по расчету и назначению Филипенко Л.Н. денежного эквивалента 50% льготы по оплате услуги по отоплению, исходя из социальной площади жилого помещенияАДРЕС, расположенной в АДРЕС являются незаконными.

Поэтому следует принять признание иска Управлением социальной защиты населения по ЗАТО Сибирский, поскольку оно соответствует закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В связи с этим следует обязать Муниципальное унитарное многоотраслевое коммунальное предприятие произвести Филипенко Л.Н. расчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате услуги по отоплению, исходя из расчета 64,7 кв. м общей площади жилого помещения – АДРЕС, расположенной в АДРЕС, начиная с ДАТА, то есть с момента обращения с иском в суд. Управление социальной защиты населения по ЗАТО Сибирский следует обязать произвести назначение и выплаты Филипенко Л.Н. сумм компенсации расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из расчета 64,7 кв. м общей площади жилого помещения – АДРЕС, расположенной в АДРЕС начиная с ДАТА.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Принять от представителя Управления социальной защиты населения по ЗАТО Сибирский признание иска.

Иск Алтайского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах удовлетворить.

Признать незаконными действия Муниципального унитарного многоотраслевого коммунального предприятия и Управления социальной защиты населения по ЗАТО Сибирский по расчету и назначению Филипенко Л.Н. денежного эквивалента 50% льготы по оплате услуги по отоплению, исходя из социальной площади жилого помещения – АДРЕС, расположенной в АДРЕС

Обязать Муниципальное унитарное многоотраслевое коммунальное предприятие произвести Филипенко Л.Н. расчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате услуги по отоплению, исходя из расчета 64,7 кв. м общей площади жилого помещения – АДРЕС, расположенной в АДРЕС АДРЕС, начиная с ДАТА.

Обязать Управление социальной защиты населения по ЗАТО Сибирский произвести назначение и выплаты Филипенко Л.Н. сумм компенсации расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из расчета 64,7 кв. м общей площади жилого помещения – АДРЕС, расположенной в АДРЕС АДРЕС, начиная с ДАТА.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий подпись Л.А. Козьмик

Мотивированное решение составлено 29.02.2012.

Решение вступило в законную силу.