Дело № 12-111/2011 Р Е Ш Е Н И Е Новоалтайск 10 августа 2011 года Судья Новоалтайского городского суда Алтайского края Хохлова Е.В., при секретаре Денисовой Н.И., рассмотрев жалобу инженера по охране окружающей среды (эколог) МУМКП Мазурцева Н.С., ДАТА года рождения, уроженца <данные изъяты>, проживающего по адресу: Алтайский край, АДРЕС на постановление Главного государственного санитарного врача (начальника территориального отдела Роспотребнадзора) по Алтайскому краю в г. Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Троицком, Тальменском районе от 24.05.2011г. № 24/240 по ст. 6.5 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением Главного государственного санитарного врача (начальника территориального отдела Роспотребнадзора) по Алтайскому краю в г. Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Троицком, Тальменском районе от 24.05.2011г. № 24/240 Мазурцев Н.С. был привлечен к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ - за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Мазурцев Н.С. с данным постановлением не согласился по следующим основаниям: ДАТА при проведении проверки на объектах водоснабжения в ЗАТО Сибирский были установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований. В ходе проверки из водопровода на территории ЗАТО Сибирский были отобраны пробы питьевой воды на объектах МУМКП ЗАТО Сибирский, площадка № 6. Согласно протокола лабораторных испытаний от 22.04.2011 № 1456/134 в пробе питьевой воды из скважины № 5 установлено, что мутность воды составляет 1,75 мг/дм3, что не соответствует требованиям ГОСТ 3351-74, в пробе воды из скважины № 3 также установлены нарушения ГОСТ 3351-74. Из материалов дела следует, что основанием привлечения к административной ответственности послужило выявление Роспотребнадзором факта несоответствия качества холодной питьевой воды по мутности требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Однако, при изъятии проб были допущены процессуальные нарушения, так не был составлен протокол об изъятии. Акты отбора проб и протоколы лабораторных испытаний от 22.04.2011 № 1458/1 и № 1456/134 не предъявлялись для ознакомления, акты отбора проб от 15.04.2011 составлены в отсутствие понятых и подписаны главным инженером МУМКП. Эти данные не могут быть использованы в качестве допустимого доказательства. В связи с чем, просит постановление по делу об административном правонарушении от 24.05.2011 отменить, а дело прекратить. В судебном заседании Мазурцев Н.С. и его представитель Яковлев В.Г. доводы жалобы поддержали в полном объеме. Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю Роор В.В., действующая на основании доверенности, с доводами жалобы не согласилась, просила в удовлетворении жалобы Мазурцеву Н.С. отказать. Выслушав пояснения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю Роор В.В., заключение прокурора Брякотиной К.В., изучив представленные материалы дела, считаю, что постановление Главного государственного санитарного врача (начальника территориального отдела Роспотребнадзора) по Алтайскому краю в г. Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Троицком, Тальменском районе от 24.05.2011г. № 24/240 по ст. 6.5 КоАП следует оставить без изменения по следующим основаниям: Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ наступает за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. На основании его положений санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ч. 1 ст. 2). Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг (ст. 11). На основании части 2 статьи 19 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002 года, определены санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Указанным СанПиН предусмотрено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников; основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (пункт 1.4); ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала; его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения; второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения; санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой; в каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункт 1.5); Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (пункт 1.6). В соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного питьевого водоснабжения. Контроль качества" данные санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест. Согласно пункту 4.2 указанных Правил производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе; индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Согласно ч. 8 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом, суд не связан доводами жалобы, а проверяет законность вынесенного постановления в полном объеме. В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Как установлено при проведении проверки, Мазурцев Н.С. приказом директора МУМКП от 11.01.2011г. № 23, назначен на должность инженера-эколога. В соответствии с п.3.3, 3.5 «Должностной инструкции инженера по охране окружающей среды (эколога)» - инженер -эколог обязан участвовать в проведении экологической экспертизы, технико-экологических обоснований, проектов расширения и реконструкции действующих производств, а также создаваемых новых технологий и оборудования, разработке мероприятий по внедрению новой техники, осуществлять контроль за соблюдением технологических режимов природоохранных объектов, анализировать их работу, следить за соблюдением экологических стандартов и нормативов, за состоянием окружающей среды в районе расположения предприятия. Так, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения несет ответственность инженер по охране окружающей среды (эколог). В силу ст.2.1 и 2.4 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц. Вина Мазурцева Н.С. подтверждается : - постановлением № 24/240 от 24.05.2011г. по делу об административном правонарушении; - заключением эксперта № 204 от 26.04.2011; - показаниями свидетелей Ш. П. И. Как следует из материалов дела об административном правонарушении: 15.04.2011г. должностным лицом специалистом ТО Управления Роспотребнадзора Алтайского края в г. Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах Ш. произведено взятие проб и образцов МУМКП по адресу: Алтайский край ЗАТО Сибирский при участии главного инженера И. на насосной станции, в скважине № 3 и скважине № 5. Понятые при взятии проб не присутствовали. Доводы жалобы Мазурцева Н.С. о том, что при изъятии проб были допущены процессуальные нарушения, нашли подтверждение, однако не являются существенными, влекущими отмену постановления по делу об административном правонарушении. В судебном заседании свидетель И. пояснил, что он является главным инженером ФИО1 и инженер-эколог подчиняется ему. На момент проведения проверки и забора воды Мазурцева Н.С. не было и поэтому к участию в деле привлекли его, забор образцов воды производился в его присутствии и именно из скважин №3 и №5. Факты нарушений санитарно-эпидемиологических требований, установленные 15.04.2011г. при проведении проверки на объектах водоснабжения в городском округе ЗАТО Сибирский являются основанием привлечения к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ. Согласно протоколу лабораторных испытаний от 22.04.2011г. № 1456/134 в пробе питьевой воды, отбор которой произведен из скважины № 5 установлено, что мутность воды составляет 1,75 мг/дм3, что не соответствует требованиям ГОСТ 3351-74 «вода питьевая. Методы определения вкуса, запаха, цветности и мутности» согласно которым величина допустимого уровня не может превышать более 1,5 мг/дм3. В соответствии с протоколом лабораторных испытаний от 22.04.2011 № 1458/136 в пробе питьевой воды из скважины № 3 также установлены нарушения ГОСТ 3351-74 - показатель мутности составляет 1,91 мг/дм3. Мутность питьевой воды, отобранной из резервуара, составляет 3,61 мг/дм3. Также в ходе проверки установлено, что в питьевой воде имеются превышения марганца, который составляет 0,21 мг/дм3 при норме 0,1 мг/дм3. Таким образом, установлены нарушения требований п.2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24 «О введении в действие Санитарных правил». В силу п.1.1 названных правил гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест. Суд установил, что в действиях инженера по охране окружающей среды (эколога) Муниципального унитарного многоотраслевого коммунального предприятия - Мазурцева Н.С. усматривается состав правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ. Руководствуясь ст. 30.7, 24.5 КоАП РФ, РЕШИЛ: Постановление Главного государственного санитарного врача (начальника территориального отдела Роспотребнадзора) по Алтайскому краю в г. Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Троицком, Тальменском районе от 24.05.2011г. № 24/240 в отношении инженера по охране окружающей среды (эколога) МУМКП Мазурцева Н.С. по ст. 6.5 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Мазурцева Н.С. - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение 10 дней. Судья: (подпись) Е.В. Хохлова Верно Судья Е.В. Хохлова