Решение по делу 2-374/2010



Дело № 2-374

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2010 года г. Нолинск

Нолинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Филип Е.Е.

при секретаре Цепелевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Евсеева В.С. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Евсеев B.C. обратилась в суд с требованием к администрации Нолинского района о признании незаконным решений об отказе в согласовании переустройства принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения - <адрес> в <адрес>, связанного с устройством электрической (автономной) системой отопления. В обоснование требований указал, что ему были выданы технические условия на проектирование системы электроснабжения квартиры и фасада дома, выполнен проект на электроснабжение квартиры, за что он понес денежные затраты. Основания отказа в переустройстве не основаны на действующем законодательстве, решения администрации района нарушает его права как собственника квартиры. Просит также обязать ответчика дать согласие на переустройство квартиры.

В судебном заседании Евсеев B.C. поддержал доводы заявления и просит их удовлетворить, и пояснил суду, что он является собственником указанной выше квартиры. Заявитель принял решение о переустройстве центрального отопления на автономное теплоснабжение. С этой целью он обратились в администрацию Нолинского района, где ему объяснили, какие нужно собрать документы, чтобы представить их для решения вопроса о согласовании на переустройство. Согласно требованиям, им был собран пакет документов, куда вошли протокол общего собрания собственников жилых помещений дома, согласование рекомендаций об отключении от центрального отопления, технические условия на проектирование системы электроснабжения квартиры, рабочий проект на электрооборудование жилого дома, и другие документы, указанные в заявлении. Однако ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ решениями комиссии при администрации Нолинского района в переустройстве центрального отопления на автономное электрическое ему было отказано, на основании того, что не имеется общего намерения собственников помещений в многоквартирном доме отказаться от услуг отопления по присоединённой сети путём реконструкции сети теплоснабжения всего дома, а также из-за того, что проект не соответствует требованиям законодательства, документы были предоставлены на комиссию не в виде подлинников или нотариально засвидетельствованных копий. С такими решениями он не согласен, поскольку он собрал и оформил все документы, о которых ему разъясняли в администрации, с целью получения положительного заключения комиссии. Кроме того, на сегодняшний день согласие всех собственников дома на переход от центрального отопления на автономное было оформлено, составлен рабочий проект по гидравлическому расчёту системы отопления жилого дома. На комиссию, состоявшуюся в августе заявитель не приезжал, рассмотрение прошло без его участия, дополнительные документы на неё представлены были. Ему нужно перейти на автономное отопление, поскольку централизованное отопление обогревает только на 5-8 градусов Цельсия зимой, и приходиться пользоваться дополнительным обогревом помещения. Тарифы на отопление очень высокие, а тепла в квартире нет. Поэтому желает обогревать себя сам.

Представитель ответчика юрисконсульт администрации Нолинского района в судебное заседание не явилась, о времени месте слушания дела извещена надлежащим образом причину не явки суду не сообщила.

Третье лицо районный архитектор при администрации Нолинского района ФИО2 пояснила суду, что представленный Евсеевым B.C. проект на электроснабжение квартиры, возможно, принять за основу, т.к. ранее такие проекты допускались в работу. Имеется заключение инженера по отключению от центрального отопления. Ранее по таким документам производились отключения от централизованного отопления с переводом квартир на автономное отопление.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок переустройства жилого помещения регулируется ст.ст. 25-29 главы 4 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч.1 ст.25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии со ст.26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения представляет:

1) заявление о переустройстве по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или)
перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если
заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных
настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о
допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи.

Основания отказа в согласовании переустройства жилого помещения установлены ст.27 ЖК РФ.

В силу указанной нормы закона отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае:

непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;

представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.

При этом решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Пунктом 7.3.7 Строительных норм и правил РФ «Здания жилые многоквартирные» (СНиП 31-01-2003), принятых и введенных в действие постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 г. № 109, в квартирах и встроенных помещениях общественного значения многоквартирных жилых домов, кроме помещений детских и лечебных учреждений, допускается установка индивидуальных систем теплоснабжения с теплогенераторами на природном газе с закрытыми камерами сгорания.

Из материалов дела усматривается, что Евсеев B.C., являясь собственником <адрес> (договор на получение в собственность жилого помещения в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23), обратился в администрацию Нолинского района с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения, связанного с установкой индивидуальной системы теплоснабжения и перевода на автономное отопление. Однако, решением органа местного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3) ему отказано в согласовании переустройства жилого помещения на основании ч. 1 ст. 27 ЖК РФ в связи с отсутствием проекта переустройства, отвечающего требованиям действующего законодательства, отсутствия протокола общего собрания собственников помещений дома о реконструкции системы отопления. Решением органа местного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4) ему отказано на основании того, что не представлены определённые ч.2 ст. 26 ЖК РФ документы, т.е. правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), а также из-за несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Евсееву B.C. выдано согласование рекомендаций об отключении от центрального отопления, согласно которому рекомендовано отключение от центрального отопления производить до начала отопительного сезона. Места отсоединения трубопроводов с отопительными приборами от стояков и трубопроводов с теплоносителем производить на сварке или заглушками на резьбе. Трубопроводы или стояки, проходящие по данному жилому помещению в соседние квартиры - теплоизолировать, ни в коем случае не удалять. Отсоединение от центрального отопления производить под контролем должностного лица теплоснабжающей организации. Выполнить проект переустройства, предусматривающий гидравлические расчёты систем теплоснабжения по жилому дому с учётом внесения изменений в инженерные коммуникации исходя из требований СНИП 3.05.01 и согласовать его с энергоснабжающей организацией; после окончания работ по реконструкции системы теплопотребления оформить акт прекращения услуг теплоснабжения в присутствии представителя до начала отопительного сезона.

Из представленного на комиссию проекта от декабря 2009 года согласованного с ООО «Архитектурно-планировочным бюро» следует, что он отразил установку электронагревательных приборов бытового применения. Из представленного в судебном заседании рабочего проекта технического перевооружения <адрес> жилого <адрес> в связи с переводом жилого помещения на автономное отопление усматривается, что указанный проект разработан специализированным учреждением, на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ №. Данным проектом предусмотрена установка в жилом помещений отопительного аппарата для теплоснабжения - электрооборудование. Кроме этого, согласно справки, данный проект разработан в соответствии с техническими условиями, действующими СНиП и правилами, предусматривает мероприятия, обеспечивающие охрану окружающей среды, пожаробезопасность и взрывобезопасность при строительстве и эксплуатации объекта, а технические решения, принятые в рабочих чертежах проекта, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ, что обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренными рабочими чертежами мероприятий (л.д. 9-11, 30-34).

Также представлен рабочий проект гидравлического расчёта системы отопления жилого <адрес> в <адрес> при отключении от централизованного отопления квартиры Евсеева B.C. от августа 2010 года (л.д. 14-21).

Доводы администрации муниципального образования Нолинский район о том, что устройство индивидуального отопления связано с демонтажем и изменением внутридомовых систем тепло-, газо- и водоснабжения многоквартирного жилого дома, то есть общего имущества, что требует волеизъявление на отказ от услуг отопления по присоединенной сети путём реконструкции сети теплоснабжения всего дома и тем самым согласия на переустройство, всех его жильцов на основании ч.3 ст.36 ЖК РФ, суд находит необоснованными и несостоятельными по следующим основаниям.

Исходя из положений ст. 36 ЖК РФ, а также п.п. «д» п.2, п.6 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, в состав общего имущества в многоквартирном доме включаются, в частности, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно п. 6 вышеуказанных Правил, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.д.). Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру, могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном ст. 26 ЖК РФ порядке.

Согласно рабочего проекта, перевод принадлежащего Евсееву B.C. жилого помещения на индивидуальное теплоснабжение предусматривает отключение от центрального отопления только внутриквартирной системы отопления путем демонтажа радиаторов водяного отопления с сохранением существующей системы водоснабжения и существующих стояков системы центрального отопления.

Таким образом, перевод на автономное отопление жилого помещения, занимаемого Евсеевым, не связано с каким-либо демонтажем или изменением внутридомовых систем тепло-, газо- и водоснабжения многоквартирного жилого дома, тем самым изменения уровня и степени благоустройства многоквартирного дома, уменьшения объёма собственности всех собственников жилья в многоквартирном доме.

Каких-либо иных доказательств несоблюдения заявителем условий переустройства жилого помещения, установленных ст. 26 ЖК РФ, представителем органа местного самоуправления не представлено и в ходе судебного разбирательства не установлено.

При таких обстоятельствах, суд находит, что отказ администрации муниципального образования «Нолинский район» в согласовании переустройства жилого помещения, принадлежащего Евсееву B.C. на праве собственности, в связи с установкой индивидуальной (автономной) системы отопления, не основан на законе и требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.5 ст.26 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения.

При этом форма и содержание данного документа установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 г/№ 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения».

Поскольку, как установлено в судебном заседании, положений о создании, работе, полномочиях комиссии по перепланировке (или переоборудованию) жилых и не жилых помещений в МО « Нолинский муниципальный район» не разработано, не принято и не действует, в Уставе муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области, принятом решением Нолинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями и дополнениями от 2008 года), отсутствуют положения о создании данной комиссии, суд находит протокол заседания комиссии по перепланировке (или по переоборудованию) жилых и нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ не законным и не принимает его во внимание, оценивая решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ как акт администрации муниципального образования. В последствии администрацией Нолинского районного было принято другое решение № от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано Евсееву на основании того, что не представлены определённые ч.2 ст. 26 ЖК РФ документы, т.е. правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), а также несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. Суду не представлено доказательств того, что заявителем на комиссию не были представлены документы в подлиннике, т.е. не представлен протокол заседания комиссии, где было бы отражено, что Евсеев B.C. не представил им документы в подлиннике или нотариально заверенные копии.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ комиссия принимала решение без заявителя по ранее разрешённому вопросу. Указания, которые были ему даны в мае 2010 года он выполнил, но новые указания, которые отражены в решении от августа месяца он также выполнил, однако, эти указания необходимо было отразить в рекомендации в мае 2010 года, т.к. ранее им были представлены на комиссию тот же проект и те же самые документы. Таким образом, вынесением второго решения об отказе в согласовании, администрацией нарушило право заявителя предоставить надлежаще оформленные документы, поскольку ранее представленные документы комиссией проверялись, но не указано было о необходимости приведения их в соответствующую форму, необходимую для представления на повторную комиссию с целью получения положительного заключения.

Также суду не представлено доказательств того, что рабочий проект электроснабжения является несоответствующим действующему законодательству. Данный Проект согласован с обслуживающей организацией. Суду не указаны нормы закона, которые подтвердили бы то, что представленный проект не соответствует тому документу, согласно которого возможно произвести индивидуальное (автономное) электрическое отопление.

Кроме того, заявитель вынужден произвести отключение от центрального отопления, поскольку он не получал надлежащего тепла, в квартире температура зимой была 5-8 градусов по Цельсию, а плата за отопление очень высокая, поэтому он вынужден перейти на индивидуальное (автономное) отопление, и ранее ему в этом отказано не было. Также, распоряжением администрации Аркульского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Евсееву было разрешено проведение проектных работ по переоборудованию центрального отопления на автономное электрическое в его квартире и было рекомендовано: согласовать проведение проектных работ по переоборудованию центрального отопления на автономное электрическое с надзорными службами; получить в администрации района разрешение на переоборудование центрального отопления на автономное электрическое в установленном законом порядке; законченный строительством объект по переоборудованию центрального отопления на автономное электрическое предъявить к вводу в эксплуатацию приёмочной комиссии, назначенной администрацией района; предложено осуществить контроль за переоборудованием отопления ведущему специалисту, инженеру по газификации и инженерной инфраструктуре администрации Нолинского района (ФИО1) (л.д. 5). Тем самым, вынесением такого указанного постановления Евсееву было разрешено переоборудование центрального отопления в квартире на автономное, все указания он выполнил в полном объёме в соответствии с требованиями нормативной и технической документации.

При таких обстоятельствах, суд считает, что необходимо решение администрации Нолинского района № от ДД.ММ.ГГГГ, и решение № от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконными, т.к. они вынесено по одному вопросу, но в них указаны разные нарушения.

Руководствуясь ст.ст. 25-29, 36 ЖК РФ, ч.14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение администрации муниципального образования «Нолинский муниципальный район Кировской области» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Евсееву В.С. в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> связи с установкой индивидуальной (автономной) системы отопления - незаконным.

Признать решение администрации муниципального образования «Нолинский муниципальный район Кировской области» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Евсееву В.С. в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> связи с установкой индивидуальной (автономной) системы отопления - незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Нолинский муниципальный район Кировской области» выдать Евсееву В.С. документ по форме и содержанию, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 года № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения», подтверждающей принятие решения о согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с установкой индивидуальной (автономной) системы отопления в соответствии с представленным проектом.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путём подачи жалобы через Нолинский районный суд.

Председательствующий судья подпись.

Вступило в законную силу 25 сентября 2010 года.