Дело № 2-298
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ30 июля 2010 года г. Нолинск
Нолинский районный суд Кировской области в составе:
Председательствующего федерального судьи Смертиной О.А.,
при секретаре Обуховой С.С.
с участием заявителя Вихаревой Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вихаревой Г.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:Заявитель Вихарева Г.В. обратилась в суд с требованием к администрации Нолинского района о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства принадлежащей ей на праве собственности жилого помещения - <адрес>, связанном с устройством газовой (автономной) системы отопления. В обоснование заявленных требований указала, что в жилом секторе города проводится газификация, ей были выданы технические условия на проектирование системы газоснабжения квартиры и фасада дома, выполнен проект на газоснабжение квартиры, за что она понесла денежные затраты. Основания отказа в переустройстве не основаны на действующем законодательстве, решение администрации района нарушает её права как собственника квартиры. Просит также обязать ответчика дать согласие на переустройство квартиры.
В судебном заседании заявитель Вихарева Г.В.. поддержала свои требования и просит их удовлетворить. В судебном заседании пояснила, что является собственником <адрес> жилом <адрес>. Она и другие жители данного дома, приняли решение о переустройстве центрального отопления на автономное (газовое) теплоснабжение. С этой целью они обратились в администрацию Нолинского района, где им объяснили какие нужно собрать документы, чтобы представить для решения вопроса о согласовании на переустройство. Согласно требованиям, ею был собран пакет документов, куда вошли протокол общего собрания собственников жилых помещений дома, согласование рекомендаций об отключении от центрального отопления, технические условия на проектирование системы газоснабжения природным газом квартиры, рабочий проект на газоснабжение природным газом жилого дома, рабочий проект газопровода по фасаду жилого дома, технические условия на присоединение к газораспределительной сети и другие документы, указанные в заявлении. Однако ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии при администрации Нолинского района в переустройстве центрального отопления на автономное газовое было отказано, на основании того, что не имеется общего намерения собственников помещений в многоквартирном доме отказаться от услуг отопления по присоединенной сети путём реконструкции сети теплоснабжения всего дома, а также отсутствия решения общего собрания собственников помещения об отключении от системы централизованного теплоснабжения, а следовательно, об изменении уровня и степени благоустройства многоквартирного дома.
Представитель администрации Нолинского района в судебное заседание не явилась, просит слушание дела провести в её отсутствие. В судебное заседание представила отзыв на заявленные требования, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией по перепланировке (переоборудованию) жилых и нежилых помещений администрации Нолинского района Вихаревой Г.В. отказано в переустройстве центрального отопления на автономное газовое в связи с тем, что нёт общего намерения собственников помещений в многоквартирном доме отказаться от услуг отопления по присоединенной сети путем реконструкции сети теплоснабжения всего дома, а также нет решения собственников помещения об отключении от системы централизованного отопления, а, следовательно, об изменении уровня и степени благоустройства многоквартирного дома, поскольку батареи в квартирах относятся к общему имуществу собственников жилья в многоквартирных домах. Считает, что отказ от централизованного отопления представляет собой замену и перенос инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт, что в соответствии со статьей 25 ЖК РФ является переустройством жилого помещения ( квартиры), порядок проведения которого регулируется как главой 4 ЖК РФ, так и положениями Градостроительного Кодекса РФ о реконструкции внутридомовой системы отопления (то есть получении проекта реконструкции, разрешения на реконструкцию, акта ввода в эксплуатацию и т.п.). В соответствии с п.6 Правил содержания общего Имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 “Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (Общедомовых) приборов учёта тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, следовательно, обогревающие элементы (радиаторы), находящиеся внутри квартир, входят в состав общего имущества многоквартирного дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. хотя бы в одной квартире, возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст.36 ЖК РФ). Согласно требованиям Градостроительного кодекса РФ (пункт 14 статьи 1) под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства и качества инженерно-технического обеспечения для чего необходимо подготовку проекта реконструкции системы отопления, его согласование, получение разрешения на реконструкцию системы отопления, ввод многоквартирного дома в эксплуатацию. Решение в отношении реконструкции многоквартирного дома в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принимается общим собранием собственников помещений в многоквартирного дома.
Заявитель с заявлением обязан представить также правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства.
Документы на переустройство рассматриваются на комиссии по перепланировке (или по переоборудованию) жилых и не жилых помещений.
Представитель заинтересованного лица Управляющей компании <данные изъяты> не явился по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела по существу извещена надлежащим образом.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок переустройства жилого помещения регулируется ст.ст. 25-29 главы 4 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст.25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со ст.26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи.
Основания отказа в согласовании переустройства жилого помещения установлены ст.27 ЖК РФ.
В силу указанной нормы закона отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.
При этом, решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Пунктом 7.3.7 Строительных норм и правил РФ «Здания жилые многоквартирные» (СНиП 31-01-2003), принятых и введенных в действие постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 г. № 109, в квартирах и встроенных помещениях общественного значения многоквартирных жилых домов, кроме помещений детских и лечебных учреждений, допускается установка индивидуальных систем теплоснабжения с теплогенераторами на природном газе с закрытыми камерами сгорания.
Из материалов дела усматривается, что Вихарева Г.В., являясь собственником <адрес> по ул. по <адрес>, обратилась в администрацию Нолинского района с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения, связанного с установкой индивидуальной системы теплоснабжения и перевода на автономное отопление. Однако, решением органа местного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в согласовании переустройства жилого помещения на основании п. 1 ч. 1 ст. 25 ЖК РФ в связи с отсутствием общего намерения собственников помещений в многоквартирном доме отказаться от услуги отопления по присоединенной сети путем реконструкции сети теплоснабжения всего дома, а также отсутствием решения общего собрания собственников помещения об отключении от системы централизованного теплоснабжения, т.е. об изменении уровня и степени благоустройства многоквартирного дома.
Управляющей компанией ООО «Управляющая компания <данные изъяты> выдано согласование рекомендаций об отключении от центрального отопления, согласно которому рекомендовано отключение от центрального отопления производить до начала отопительного сезона. Места отсоединения трубопроводов с отопительными приборами от стояков и трубопроводов с теплоносителем производить на сварке или заглушками на резьбе. Трубопроводы или стояки, проходящие по данному жилому помещению в соседние квартиры – теплоизолировать. Отсоединение от центрального отопления производить под контролем должностного лица теплоснабжающей организации. Выполнить проект на реконструкцию и согласовать его с энергоснабжающей организацией; после окончания работ по реконструкции системы теплопотребления оформить акт прекращения услуги теплоснабжения в присутствии представителя. Место установки котла на газовом топливе с закрытой камерой сгорания согласовать с газовым участком Уржумского филиала ОАО <данные изъяты>
Из рабочего проекта технического перевооружения <адрес> жилого <адрес> в связи с переводом жилого помещения на автономное отопление усматривается, что указанный проект разработан специализированным учреждением, на основании свидетельства № ГСП-01-148-16022010. Данным проектом предусмотрена установка в жилом помещении отопительного аппарата для теплоснабжения – бытового газового котла с герметичной (закрытой) камерой сгорания и устройством для принудительного удаления продуктов сгорания. Кроме этого, согласно справки, данный проект разработан в соответствии с техническими условиями, действующими СНиП и правилами, предусматривает мероприятия, обеспечивающие охрану окружающей среды, пожаробезопасность и взрывобезопасность при строительстве и эксплуатации объекта, а технические решения, принятые в рабочих чертежах проекта, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ, что обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренными рабочими чертежами мероприятий.
Доводы представителя администрации муниципального образования «Нолинский район» о том, что устройство индивидуального отопления связано с демонтажем и изменением внутридомовых систем тепло-, газо- и водоснабжения многоквартирного жилого дома, то есть общего имущества, что требует волеизъявление на отказ от услуг отопления по присоединенной сети путём реконструкции сети теплоснабжения всего дома и тем самым согласия на переустройство, всех его жильцов на основании ч.3 ст.36 ЖК РФ, суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Исходя из положений ст.36 ЖК РФ, а также п.п. «д» п.2, п.6 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, в состав общего имущества в многоквартирном доме включаются, в частности, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 6 вышеуказанных Правил, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления ( радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры(находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.д.). Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы),которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру, могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном ст. 26 ЖК РФ порядке.
Согласно рабочего проекта перевод принадлежащего Вихаревой Г.В. жилого помещения на индивидуальное теплоснабжение предусматривает отключение от центрального отопления только внутриквартирной системы отопления путем демонтажа радиаторов водяного отопления с сохранением существующей системы водоснабжения и существующих стояков системы центрального отопления.
Таким образом, перевод на автономное отопление жилого помещения, занимаемого Вихаревой Г.В. не связано с каким-либо демонтажем или изменением внутридомовых систем тепло-, газо- и водоснабжения многоквартирного жилого дома, тем самым изменения уровня и степени благоустройства многоквартирного дома, уменьшения объёма собственности всех собственников жилья в многоквартирном доме.
Каких-либо иных доказательств несоблюдения Вихаревой Г.В. условий переустройства жилого помещения, установленных ст. 26 ЖК РФ, представителем органа местного самоуправления не представлено и в ходе судебного разбирательства не установлено.
При таких установленных по делу обстоятельствах, суд находит, что отказ администрации муниципального образования «Нолинский район» в согласовании переустройства жилого помещения, принадлежащего Вихаревой Г.В. на праве собственности, в связи с установкой индивидуальной (автономной) системы отопления, не основан на законе и требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.5 ст.26 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения.
При этом, форма и содержание данного документа установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 г. № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения».
Поскольку, как установлено в судебном заседании, положений о создании, работе, полномочиях комиссии по перепланировке (или переоборудованию) жилых и не жилых помещений в МО « Нолинский муниципальный район» не разработано, не принято и не действует, в Уставе муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области, принятом решением Нолинской районной Думы от 07.06.2005 года № 32/393 (с изменениями и дополнениями от 2008 года) отсутствуют положения о создании данной комиссии, суд находит протокол заседания комиссии по перепланировке (или по переоборудованию ) жилых и нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ не законным и не принимает его во внимание, оценивая решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ как акт администрации муниципального образования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение администрации муниципального образования « Нолинский муниципальный район Кировской области» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Вихаревой Г.В. в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу : <адрес>, в связи с установкой индивидуальной (автономной) системы отопления-незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования « Нолинский муниципальный район Кировской области» выдать Вихаревой Г.В. документ по форме и содержанию, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от28.04.2005 года № 266 « Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения», подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу : <адрес>, в связи с установкой индивидуальной (автономной)системы отопления в соответствии с представленным проектом..
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путем подачи жалобы через Нолинский районный суд с момента получения изготовленного решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2010 года.
Председательствующий О.А.Смертина