Решение по делу 2-79/2008



Дело № 2-79

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Нолинск 13 мая 2008 года

Нолинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Филип Е.Е.

при секретаре Цепелевой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Т., Н. к «Жилкоммунсервис» о признании действий по взиманию платы за вывоз твёрдых бытовых отходов и отопление мест общего имущества в жилом доме незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Истицы Т. и Н. проживают в многоквартирном жилом по <адрес> в <адрес>. С обслуживающей организацией ООО «Жилкоммунсервис» заключён договор управления домовым хозяйством № от ДД.ММ.ГГГГ (далее договор…). Согласно п. 2.1 договора общество обязалось представлять услуги по содержанию мест общего пользования. Цена услуги и её размер определены в приложении к договору. Пунктом 3.1 предусмотрено, что «Собственник» уплачивает «Управляющему» в 2007 году за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию общего имущества в многоквартирном доме договорной тариф в размере 3.00 рубля за 1 кв.м. общей площади. Площадь их дома составляет 1496,5 кв.м. Согласно п. 3.2. договора изменение тарифа производится один раз в год. Однако ответчик требует оплату за вывоз твёрдых бытовых отходов, ремонт мест общего пользования и за отопление мест общего пользования. За содержание и ремонт жилого помещения они оплачивают, поэтому на дополнительные платы в частности оплаты отопления за места общего пользования и вывоз твердых бытовых отходов не согласны. Просят признать действия ООО «Жилкоммунсервис» незаконными и обязать начислять оплату в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании истицы Т. и Н. и соистцы И., Г. исковые требования поддержали и пояснили, что не согласны с тем, что должны оплачивать отдельно отопление мест общего пользования и не согласны с тем, что должны отдельно платить за вывоз твёрдых бытовых отходов. Они оплачивают за содержание мест общего пользования, куда и входит оплата за отопление мест общего пользования и за вывоз ТБО.

Представитель ответчика Директор ООО «Жилкоммунсервис» ФИО2 и экономист ФИО10 с исковыми требованиями не согласны, поскольку стоимость на ремонт и содержание мест общего пользования определена в размере 3.00 рублей за 1 кв.м. на 2008 год. Отдельно выведена стоимость за вывоз твёрдых бытовых отходов в размере 49 рублей 13 копеек по пожеланию жителей дома, т.к. тариф за места общего пользования вырастет возможно в 5 или 6 рублей за 1 кв.м. и выйдет большая сумма для жильцов.

Представители ОАО «Коммунэнерго» в судебное заседание не явились, представили письменные возражения по поводу того, что не являются советчиками по данному спору, т.к. они лишь поставляют тепловую энергию юридическому лицу, а не непосредственно физическим лицам. За места общего пользования должны платить все собственники жилых помещений.

Не явились в судебное заседание и представители Нолинского предприятия котельных тепловых сетей ОАО «Коммунэнерго» и ООО «Центра расчётов с потребителями города Нолинска», о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили и представили суду письменные возражения в которых указывают, что не согласны с тем, что являются ответчиками, так как непосредственно с населением расчёты не производят. Суд, выяснив мнение участников судебного разбирательства считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 154 п. 2 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Статьёй 157 ЖК РФ установлено, что видетелей ФИО3 астет возможно в 5 или 6 рублей, что будет очень ие мест общего пользования и за вывоз ТБО.размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

При этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса РФ, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.

Согласно п.2, п.5, п.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 в состав общего имущества включаются:

2. а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

б) крыши;

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

5. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Между жильцами <адрес>- <адрес> по <адрес> в <адрес> (в дальнейшем «Собственники») и администрацией ООО «Жилкоммунсервис» (далее «Управляющий») был заключен договор управления домовым хозяйством № от ДД.ММ.ГГГГ (далее договор) (л.д. 9-12, 16). Договор вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 2.3.1 предусмотрено, что обязательные платежи жильцов определяются пропорционально их доле в общей собственности общего имущества дома и в соответствии с действующим законодательством.

«Собственник» уплачивает «Управляющему» в 2007 году за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию общего имущества в многоквартирном доме договорной тариф в размере 03-00 рублей за 1 квадратный метр общей площади жилья. Изменение тарифа производится один раз в год (п. п. 3.1, 3.2 договора).

К договору приложен перечень работ по содержанию жилого дома и в п. 5.8 указано, что к прочим работам относится вывоз бытовых отходов (л.д. 18-21).

Тариф на 2008 год установлен в размере 3 рубля за 1 кв.м. общей площади, за вывоз ТБО с 1 человека указан в размере 49 рублей 13 копеек (л.д. 22). Из представленных счёт-квитанциях усматривается, что к виду платежа отнесены оплата общего имущества и вывоз твёрдых бытовых отходов (л.д. 27, 28, 30, 31, 54-57).

Суду представлены копии заявлений жильцов дома, которые просили оплату за отопление мест общего пользования возложить на тех лиц, которые отключили свои жилые помещения от центрального отопления (л.д. 69, 104). После их обращения оплата за места общего пользования была начислена всем, в том числе и истцам. Суду в качестве свидетелей юрист ФИО3 и главный бухгалтер ООО «Центр расчётов с потребителями города Нолинска» пояснили, что было письменное обращении жителей дома с просьбой производить начисление за отопление мест общего пользования всем гражданам, которые отключили свои жилые помещения от центрального отопления. Расчёт был произведён исходя из долей каждого собственника и занимаемых площадей. Начисления произведены за ноябрь 2007 года и март 2008 года. У Т. за 4,3 кв.м. размер платежа составил 171,01 рубль, у Н. за 4,1 кв.м. размер оплаты составляет 163. 13 рублей. Принимая во внимание требования п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 о том, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, суд считает, что требования истцов обоснованы. Поскольку в изученных в судебном заседании протоколов общего собрания жильцов нет решений собственников дома о том, что жители квартир, отключившихся от центрального отопления, должны производить оплату. Имеются письменные обращения в виде заявления жителей, которое не является основанием для начисления платы за отопление мест общего пользования. К соглашению этот документ отнести нельзя, т.к. это лишь просьба, а не принятое решение общего собрания. Поэтому отнести действия обслуживающей организации по начислению оплаты за отопление мест общего пользования и признать их верными нельзя, т.к. они противоречат закону.

Допрошенные в качестве свидетелей: домком ФИО4, ранее выступающая в роли домкома ФИО5 и житель дома ФИО6 не согласны с тем, что должны оплачивать отдельно за вывоз ТБО. Размер оплаты ранее был установлен в 18 рублей 75 копеек, поэтому они согласились производить его отдельно, т.к. он был не большим, а нынешняя сумма в размере 49 рублей 13 копеек забирает значительную сумму из семейного бюджета, что крайне не выгодно для жильцов, половина которых пенсионеры.

В протоколах общих собраний отсутствуют сведения о том, что жильцы согласились с указанным тарифом на вывоз ТБО и нет сведений о том, что граждане сами предложили производить оплату за вывоз ТБО отдельно, и не с занимаемой площади, как это предусмотрено законом, а с человека (л.д. 111-114).

Размер платы за пользование жилым помещением (плата за наём), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской) (ч.3 ст. 156 ЖК РФ).

В п. 11 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера оплаты за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определено содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, которое включает в себя также сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме. Утилизация бытовых отходов не указана.

В Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утверждённых постановлением правительства РФ от 10 февраля 1997 года № 155, в п. 4 указано, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах по вывозу бытовых отходов, обеспечивающую возможность их правильного выбора. У исполнителя - организации в удобном для ознакомления месте должны находиться: Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов; сведения о предельных сроках вывоза бытовых отходов, устанавливаемых органами местного самоуправления; тарифы по оказанию услуг; гарантийные обязательства исполнителя услуг; сведения о льготах и преимуществах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, актами органов местного самоуправления для отдельных категорий потребителей. Пунктами 10 и 11 предусмотрено, что цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.

<данные изъяты>

В судебном заседании было исследовано приложение к договору № 2 от 14 мая 2007 года о тарифе на 2008 год, из которого следует, что вывоз ТБО с 1 человека составляет 49 рублей 13 копеек и данный документ подписан домкомом ФИО4 В судебном заседании ФИО4 пояснила, что подписала этот документ без обсуждения его на собрании, о цене было доложено жильцам, но решения по поводу того, что все были согласны платить такую сумму, не было принято. В настоящее время этот вопрос рассматривается, и рассчитываются все возможные варианты по поводу вывоза ТБО. Подписала этот документ только потому, что лица, которые получают субсидии их бы получили только по старым расценкам, а ООО «Жилкоммунсервис» представило бы новую цену и население бы пострадало. С такой ценой она также не согласна. Суд считает, что данный документ не является соглашением между сторонами, поскольку он был составлен в нарушение требований закона, а также Порядка проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес> <адрес> ( л.д. 4-8). В Перечне вопросов, относящихся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, количество голосов, необходимое для принятия решений по ним в п. 15 указано, что другие вопросы, решение которых отнесено ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны решаться большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в Общем собрании (при наличии кворума). Домкому не представлено прав решать вопросы по тарифу самостоятельно без обсуждения его на Общем собрании и принятия какого-либо решения.

Из выше установленного следует, что действия ООО «Жилкоммунсервис» по взиманию платы за вывоз ТБО отдельно от оплаты за обслуживание мест общего пользования не верны. Они совершены в нарушение требований закона. Также имеется соглашение о том, что вывоз ТБО входит в оплату мест общего пользования по приложению, следовательно он должен входить в тариф 3 рубля за 1 кв. м.

Стороной ответчика не соблюдены требования ст. 56 ГПК РФ и не представлено подтверждений того, что стороны согласились платить отдельно от оплаты за обслуживание мест общего пользования за вывоз ТБО и приняли решение об оплате за отопление мест общего пользования владельцами квартир, отключёнными от центрального отопления.

На основании изложенного суд считает, что требования истцов нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и подлежат удовлетворению, поскольку сделка, совершённая в нарушение требований закона, с учётом требований ст. 168 ГК РФ является незаконной. Тариф, установленный в 3 рубля за 1 кв.м. на обслуживание мест общего пользования, уже включает в себя вывоз твёрдых бытовых отходов и отопление мест общего пользования для всех жителей данного дома, в том числе и истицам.

Поскольку требования истиц удовлетворены, то с ответчика необходимо взыскать государственную пошлину в доход государства в размере 2000 рублей (ст. 103 п.1 ГПК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования Т. и Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Жилкоммунсервис» о признании действий по взиманию платы за вывоз твёрдых бытовых отходов и отопление мест общего пользования незаконными удовлетворить.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Жилкоммунсервис» по взиманию платы за вывоз твёрдых бытовых отходов и отопление мест общего пользования с Т., И. и Н., Г. и обязать общество с ограниченной ответственностью предоставлять услуги в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилкоммунсервис» государственную пошлину в доход государства в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путём подачи жалобы через Нолинский районный суд.

Председательствующий судья – подпись.

Решение вступило в законную силу 24 мая 2008 года.