Решение по делу 2-123/2008



Дело № 2-123

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Нолинск 04 июля 2008 года

Нолинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Филип Е.Е.

с участием прокурора Балыбердиной Е.А.

при секретаре Цепелевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нолинского района Кировской области о признании решения Нолинской районной Думы от 23 апреля 2008 года № 27/286 «Об утверждении платы населения п. Аркуль за жилищные услуги по домам с выгребными ямами» незаконным и недействующим со дня его принятия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нолинского района обратился в суд с данным иском на том основании, что решением Нолинской районной Думы № 27/286 от 23 апреля 2008 г. «Об утверждении платы населения п. Аркуль за жилищные услуги по домам с выгребными ямами» утверждена плата для домов, из которых осуществляется вывоз жидких бытовых отходов. Решение опубликовано в газете «Сельская Новь» № 58 (12067) от 13 мая 2008 года. Считает, что решение принято с нарушением действующего законодательства. Пунктом 1.3 решения правления Региональной службы по тарифам в Кировской области от 28 сентября 2007 года № 30/2 установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение по всем муниципальным образованиям

Кировской области на 2008 год в размере 113,0 %. По решению Нолинской районной Думы от 18 декабря 2007 года № 23/233 «Об утверждении нормативов на жилищно-коммунальные услуги» изменился размер платы за жилое помещение на 2008 года, индекс по МО ГП Аркульское составил 113,0 %. Оспариваемым решением установлена плата за жилищные услуги и индекс изменился с 214,98 % до 1076,62 %. Не определена дата, с которой решение подлежит применению, а также невозможно определить группу благоустройства, в соответствии с которой должно быть произведено начисление платы за жилищные услуги. Принятым решением Думы допущены нарушения Федерального Закона от 26 декабря 2005 годка № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Приказа Федеральной службы по тарифам РФ от 11 апреля 2007 № 68-Э/5, Решения правления Региональной службы по тарифам в Кировской области от 28 сентября 2007 года № 30/2, а также п.33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства № 491 от 13 августа 2006 года, поэтому просит решение Нолинской районной Думы № 27/286 от 23 апреля 2008 г. «Об утверждении платы населения п. Аркуль за жилищные услуги по домам с выгребными ямами» признать незаконным и недействующим со дня его принятия.

В судебном заседании заместитель прокурора Балыбердина Е.А. исковые требования поддержала в полном объёме и просит их удовлетворить. На момент принятия оспариваемого решения объём предоставляемых в рамках содержания общего имущества услуг не менялся. Основанием для изменения размера платы явилось якобы предоставление новой услуги - сбор и вывоз жидких бытовых отходов. Однако данная услуга предоставлялась как до принятия спорного решения, так и после вступления его в силу. Поскольку объём предоставляемых услуг оставался неизменным, то при принятии решения необходимо было руководствоваться ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 183-ФЗ. В решении не определена дата, с которой оно подлежит применению. Кроме того, не определена группа благоустройства по отдельным домам, что приводит к затруднению при определении размера тарифа по оплате за жилищные услуги.

Представитель ответчика юрист Нолинской районной Думы Кировской области ФИО3, выступающая по доверенности, с исковыми требованиями прокурора не согласна, так как тарифы приведены в соответствии с требованиями действующего законодательства и установлены на уровне индекса 113,0 %. За утилизацию бытовых отходов население должно оплачивать, эта услуга внесена в перечень жилищных услуг.

Представитель третьего лица юрисконсульт администрации Нолинского муниципального района Кировской области Пушкарёва О.И. и ведущий специалист по ЖКХ и СИ ФИО4, выступающие по доверенности, пояснили суду, что с исковыми требованиями они не согласны, так как тарифы приведены в норму и индекс соответствует 113,0 %. Вывоз жидких бытовых отходов действительно не упомянут в Жилищном законодательстве, но данная услуга отражена в п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 491 от 143 августа 2006 года, и должна оплачиваться. Эта услуга введена в жилищные услуги дополнительно, поэтому предельные индексы не исчисляются.

Глава муниципального образования городское поселение Аркуль ФИО5 поддерживает требования прокурора, поскольку огромные платы за вывоз жидких бытовых отходов населению не поднять. Кроме того, одни дома пользуются откачкой ЖБО раз в год, а другие около десяти раз в месяц, а оплата введена ежемесячно. То, что по концу года население может истребовать свои деньги назад - по закону возможно, а на практике очень сложно. Дома неправильно распределены по степени благоустройства. Решение Думой не продумано, т.к. имеются две группы благоустройства и тарифы по ним указаны разные, однако в графе указаны дома, расположенные на разных улицах, и не понятно, по какому тарифу должен обслуживаться жилой дом: по первой группе или по второй. Расшифровки категорий не представлено. При проведении расчёта затрат мнение его не спрашивали, а он с представленным расчётом не согласен. Не согласен с тем, что за жилищную услугу население должно вносить предоплату, т.к. заранее известно, что услугу не получит в полном объёме. Нужен работник, следящий за количеством вывезенных машин, что очень сложно при плохом бюджете посёлка. Население не должно оставаться в заложниках.

Представитель ООО «ЖКХ п. Аркуль» ФИО6 указывает, что при заключении договора с «Управляющей компанией ЖКХ Нолинского района» ему не включено в тариф вывоз жидких бытовых отходов. Ранее эта плата проходила как водоотведение, однако в домах отсутствуют канализационные сети, а имеются выгребные ямы, обслуживание которых требует больше затрат, чем обслуживание водоотводных инженерных сетей. Тариф ранее был утверждён в размере 2 рублей 79 копеек без учёта вывоза жидких бытовых отходов. Расчёт представлен обоснованный и утверждён решением Думы. Предприятие не должно нести затраты, которые ему не возвращаются. Работа, которая велась на договорных отношениях, была более правильной, поскольку одни дома вывозят жидкие бытовые отходы раз в год, а другие дома пользуются этой услугой около десяти раз в месяц, тем самым население поставлено в неравные условия при утверждении тарифа, однако закон предусмотрел, что вывоз жидких бытовых отходов относится к жилищным услугам и он утвержден верно.

Выслушав пояснения сторон, показания свидетеля ФИО8, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением Нолинской районной Думы № 27/286 от 23 апреля 2008 г. «Об утверждении платы населения п. Аркуль за жилищные услуги по домам с выгребными ямами» утверждена плата для домов, из которых осуществляется вывоз жидких бытовых отходов (л.д. 9).

Решением Нолинской районной Думы от 18 декабря 2007 года № 23/233 «Об утверждении нормативов на жилищно-коммунальные услуги» изменился размер платы за жилое помещение на 2008 год, индекс по МО ГП Аркульское составил 113%. По оспариваемому решению Думы, по мнению прокурора, индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение колеблется от 214,98 % до 1076, 62 %, что отрицательно сказывается на материальном положении жителей.

Из представленного суду расчёта предельного индекса за жилищные услуги усматривается, что индекс изменения размера платы не изменился и установлен в размере 113 %.(л.д. 24).

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги статьёй 153 ЖК РФ. Структура платы за жилое помещение и порядок установления размера платы за жилое помещение определены статьями 154 и 156 ЖК РФ.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и перерывами, превышающими установленную продолжительность». Пунктом 11 данного постановления определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя в том числе сбор и вывоз твёрдых и жидких бытовых отходов.

В соответствии со статьёй 158 ЖК РФ собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно свои долям в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, утвержденные Приказом ФСТ России, относятся к совокупному изменению платежа, в который входят как непосредственный рост тарифов организаций коммунального комплекса, так и изменение уровня оплаты граждан за жилищные и коммунальные услуги.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями ст. 156 ЖК РФ.

Статьей 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 года № 184 -ФЗ определено, что ограничение роста платы граждан за жилое помещение осуществляется через установление предельных индексов. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 6 указанного Закона предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учётом соотношения платы граждан за жилое помещение и затрат на содержание и ремонт жилья.

Так, в частности Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" было установлено ограничение роста размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на основании предельных индексов изменения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которые устанавливаются по субъектам Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона). В случае, если рост размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги превышает установленные предельные индексы платы за жилое помещение и коммунальные услуги, то размер данной платы должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения федерального органа исполнительной власти об установлении указанных индексов (ч. 6 ст. 6 Федерального закона).

Статьей 6 п. 2.1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 26 декабря 2005 года № 184-ФЗ предусмотрено, что предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг. При применении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения объема предоставления гражданам льгот и субсидий в соответствии с законодательством.

Региональной службой по тарифам Кировской области представлено заключение по делу об оспаривании решения Нолинской районной Думы от 23 апреля 2008 года № 27/286 «Об утверждении платы населения п. Аркуль за жилищные услуги по домам с выгребными ямами», в котором в части применения установленного предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение указано:

«На 2008 год предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение утверждён приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 11 апреля 2007 года № 68-Э/5 в размере 113,0% с учётом соотношения затратам на содержание и ремонт жилья.

С учётом соотношения затратам на содержание и ремонт жилья утверждён предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение и решением региональной службы по тарифам Кировской области от 28 сентября 2007 года № 30/2 по муниципальным образованиям области.

Решением Нолинской районной Думы Кировской области третьего созыва от 23 апреля 2008 года № 27/268 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 установлена плата за содержание и ремонт жилого помещения с учётом затрат по вывозу жидких бытовых отходов, которые в предыдущих периодах регулирования не учитывались».

На основании изложенного Служба считает, «Что оснований для применения установленного решением правления региональной службы по тарифам от 28 сентября 2007 года № 302 для муниципального образования предельного индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение с учётом соотношения затрат на содержание и ремонт жилого помещения в размере 113,0%, с учётом затрат по вывозу жидких бытовых отходов, нет».

Установленный тариф на вывоз жидких бытовых отходов составляет от 5 рублей 31 копейки до 16 рублей 79 копеек. Затраты на вывоз рассчитаны на одну автомашину в размере 325 рублей. Представленный директором ООО «ЖКХ п. Аркуль» расчёт был проверен ведущим специалистом Нолинской районной администрации и ему была дана оценка.

В оспариваемом решении Думы не указано, что вывоз жидких бытовых отходов введён в жилищные услуги, однако, тариф увеличивается согласно группам по благоустройству. Кроме того, у любого гражданина и специалиста может возникнуть вопрос, по какой группе нужно начислять тариф для домов, поскольку для каждого дома имеется две графы с указанием тарифа более низкого и более высокого. Поэтому применить представленный график с указанием нормы тарифа в работе не предоставляется возможным. Однако исполнителя этот факт не смущает, т.к. у него имеется правильный расчёт. Суду представлено распоряжение главы администрации Нолинского района Кировской области от 04 июля 2008 года № 312 «О внесении в Нолинскую районную Думу Кировской области проекта решения «О внесении изменений в решение Нолинской районной Думы от 23 апреля 2008 года № 27/286». В проекте указан конкретный тариф для конкретных домов по оплате за жилищные услуги (л.д. 97,98). Из разъяснения главы департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области ФИО7 следует, что действующим законодательством не предусмотрено деление по группам благоустройства, и содержание общего имущества зависит от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества (л.д. 99-100). Суду также представлены график работы транспорта по откачке выгребных ям (л.д. 101), расчёт платы за жилищные услуги по домам, имеющим выгребные ямы (л.д. 103), расчёт тарифа на откачку и переработку ЖБО (л.д. 104).

В судебном заседании свидетель ФИО8 пояснила, что работает инженером по жилфонду в ООО «ЖКХ п. Аркуль» и что ряд домов избрали способ управления, поэтому они не включены в список по применению нового тарифа, т.к. с ними решается вопрос о заключении договорных отношений по оказанию услуг и взиманию платы. Указанные в приложении к спорному решению Думы дома не выбрали способ управления, поэтому для них установлен в соответствии с требованиями закона тариф. Ранее услуга по откачке жидких бытовых отходов относилась к водоотведению, т.е. являлась коммунальной услугой. Однако впоследствии эта услуга себя не окупала и тогда администрацией ЖКХ было принято решение оказывать эту услугу на договорных отношениях, т.е. жильцы дома оплачивали за неё по факту. Поскольку договорные отношения являлись неправильным решением проблемы, было обращение с ходатайством в Нолинскую району администрации о внесение её в тариф жилищных услуг, что и сделано в настоящее время.

То, что, действительно, ранее услуга предоставлялась как коммунальная, подтверждается счёт-квитанциями (л.д. 80, 81). Договорные отношения по вывозу ЖБО подтверждены вступившим в законную силу решением Нолинского районного суда от 24 декабря 2007 года (л.д. 65 - 68). Следовательно, ранее услуга по вывозу ЖБО в жилищные услуги включена не была и введена только оспариваемым решением. Способ управления указанные в приложении к оспариваемому решению Думы дома не выбрали, поэтому на них распространяется утверждённый тариф.

Мнение прокурора о том, что решением Думы нарушены требования ст. 6 Федерального Закона от 26 декабря 2005 года № 184-ФЗ, приказа Федеральной службы по тарифам РФ от 11 апреля 2007 года № 68 -э/5, п. 1.3 решения правления Региональной службы по тарифам в Кировской области от 28 сентября 2007 года № 30/2, п.33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства № 491 от 13 августа 2006 года, ст.ст. 7, 156,158 ЖК РФ, необоснованно.

Из оспариваемого решения Думы следует, что оно принято с целью социальной защищенности населения городского поселения Аркуль, определены тарифы по оплате за жилищные услуги. Ранее услуга по оказанию вывоза ЖБО не была включена в жилищные услуги. С её включением тариф может не соответствовать предельным индексам, что предусмотрено ст. 6. п.2.1 Федерального Закона № 184-ФЗ от 26 декабря 2005 года. Таким образом, решение Нолинской районной Думы от 23 апреля 2008 года № 27/286 «Об утверждении платы населения п. Аркуль за жилищные услуги по домам с выгребными ямами» принято в соответствии с требованиями действующего Законодательства. Расчёт тарифа произведён на основании представленных ООО «ЖКХ п. Аркуль» документов, подтверждающих затраты предприятия по оказанию данной услуги и проверенных специалистом администрации. Тем самым тариф выведен экономически обоснованный.

На основании вышеизложенного, суд считает, что требования прокурора не нашли своего подтверждения в судебном заседании и не подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований прокурору Нолинского района Кировской области о признании решения Нолинской районной Думы от 23 апреля 2008 года № 27/286 «Об утверждении платы населения п. Аркуль за жилищные услуги по домам с выгребными ямами» незаконным и недействующим со дня его принятия отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путем подачи жалобы через Нолинский районный суд.

Полностью мотивированное решение будет изготовлено к 08 июля 2008 года.

Председательствующий судья – подпись.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 19 августа 2008 года решение оставлено в силе.