Дело № 2-214
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ01 июня 2010 года г. Нолинск
Нолинский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего федерального судьи Смертиной О.А.
с участием заместителя прокурора Немского района Козлова Р.Н.
при секретаре Шалаевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Немского района Кировской области в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия муниципального образования «Слудское сельское поселение Немского района» в лице администрации Слудского сельского поселения, выразившегося в неосуществлении мероприятий по принятию муниципального правового акта, регламентирующего порядок проверки полноты и достоверности предоставленных муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах неимущественного характера и о доходах, имуществе и обязательствах неимущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, и возложении обязанности разработать и принять соответствующий нормативный акт в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Немского района Кировской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия муниципального «Слудское сельское поселение Немского района» в лице администрации Слудского сельского поселения, выразившегося в неосуществлении мероприятий по принятию муниципального правового акта, регламентирующего порядок проверки полноты и достоверности предоставленных муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах неимущественного характера и о доходах, имуществе и обязательствах неимущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, и возложении на ответчика обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять нормативный акт, регламентирующий порядок проверки полноты и достоверности предоставленных муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах неимущественного характера и о доходах, имуществе и обязательствах неимущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
В обоснование заявленных требования прокурор указывает, что в результате проведенной прокуратурой Немского района проверки установлены нарушения администрацией Слудского сельского поселения требований федерального законодательства о муниципальной службе.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кадровая работа в муниципальном образовании, в силу положений Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02 марта 2007 года, Закона Кировской области «О муниципальной службе в Кировской области» от 08 октября 2007 года № 171-ЗО, включает в себя организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, установленных законодательством.
Частью 6 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что проверка достоверности и полноты указанных в части 1 настоящей статьи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Невыполнение муниципальным служащим предусмотренной ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанности является нарушением, влекущим освобождение муниципального служащего от занимаемой должности муниципальной службы либо привлечение его к иным видом дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
В нарушение указанных требований закона администрацией Городищенского сельского поселения длительное время не принят нормативный акт, регламентирующий порядок проверки достоверности и полноты представленных муниципальными служащими данных, бездействие администрации поселения является препятствием для реализации служащими своей обязанности и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – муниципальных служащих.
В судебном заседании прокурор Немского района Кировской области Козлов Р.Н. поддержал заявленные требования в части признания бездействия администрации Слудского сельского поселения и просит их удовлетворить, в части требований об обязательстве администрации принять нормативный акт от исковых требований отказался, в связи с добровольным в настоящее время исполнением.
Представитель администрации МО «Слудское сельское поселение» в судебное заседании не явился, глава администрации МО «Слудское сельское поселение» Масальцев А.В. представил заявление, где просит дело рассмотреть в отсутствии их представителя, а также отзыв на заявление прокурора, где указывает, что с требованием о признании бездействия незаконным согласны, в настоящее время 28 мая 2010 года Положение о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемыми гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими, принято и утверждено постановлением главы администрации Слудского сельского поселения от 28 мая 2010 года № 6.
Выслушав пояснения прокурора Немского района Козлова Р.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 8 ч. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указом Президента РФ № 1065 от 21 сентября 2009 года утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданам, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.
Пунктом 6 данного Указа органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов РФ и муниципальными служащими, сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов РФ и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, установленных законодательством.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Из материалов дела следует, что на 18 мая 2010 года в администрации Слудского сельского поселения порядок проверки достоверности и полноты предоставленных муниципальным служащим сведения не был разработан, что подтверждается сообщением главы администрации поселения (л.д.3).
Постановлением администрации муниципального образования «Слудское сельское поселение» Немского района Кировской области от 28 мая 2010 года № 6 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими, и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению.
На основании вышеизложенного суд считает требования о признании бездействия муниципального образования, выразившегося в неосуществлении мероприятий по принятию муниципального правового акта, регламентирующего порядок проверки полноты и достоверности предоставленных муниципальными служащими сведений, незаконным подлежащими удовлетворению, поскольку организация проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, установленных законодательством, является обязанностью органа местного самоуправления, неисполнение которой может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения нарушения прав граждан.
Однако в настоящее время соответствующий нормативный правовой акт администрацией муниципального образования принят, поэтому в части требований о возложении на администрацию муниципального образования обязанности по разработке и принятию указанного акта следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:Заявление прокурора Немского района Кировской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Слудское сельское поселение Немского района Кировской области», выразившегося в неосуществлении мероприятий по принятию муниципального правового акта, регламентирующего порядок проверки полноты и достоверности предоставленных муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах неимущественного характера и о доходах, имуществе и обязательствах неимущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
В части требований о возложении на администрацию муниципального образования обязанности по разработке и принятию указанного акта отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путем подачи жалобы через Нолинский районный суд.
Председательствующий О.А.Смертина