Дело № 2-206
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ31 мая 2010 года г. Нолинск
Нолинский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего федерального судьи Смертиной О.А.
с участием заместителя прокурора Немского района Козлова Р.Н.
при секретаре Шалаевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Немского района Кировской области в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия муниципального учреждения администрация Немского района, выразившегося в неосуществлении мероприятий по принятию муниципального правового акта, регламентирующего порядок проверки полноты и достоверности предоставленных муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах неимущественного характера и о доходах, имуществе и обязательствах неимущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, и возложении обязанности разработать и принять соответствующий нормативный акт в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Немского района Кировской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия муниципального учреждения администрация Немского района, выразившегося в неосуществлении мероприятий по принятию муниципального правового акта, регламентирующего порядок проверки полноты и достоверности предоставленных муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах неимущественного характера и о доходах, имуществе и обязательствах неимущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, и возложении на ответчика обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять нормативный акт, регламентирующий порядок проверки полноты и достоверности предоставленных муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах неимущественного характера и о доходах, имуществе и обязательствах неимущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
В обоснование заявленных требования прокурор указывает, что в результате проведенной прокуратурой Немского района проверки установлены нарушения администрацией Немского района требований федерального законодательства о муниципальной службе.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кадровая работа в муниципальном образовании, в силу положений Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02 марта 2007 года, Закона Кировской области «О муниципальной службе в Кировской области» от 08 октября 2007 года № 171-ЗО, включает в себя организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, установленных законодательством.
Частью 6 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что проверка достоверности и полноты указанных в части 1 настоящей статьи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Невыполнение муниципальным служащим предусмотренной ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанности является нарушением, влекущим освобождение муниципального служащего от занимаемой должности муниципальной службы либо привлечение его к иным видом дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
В нарушение указанных требований закона администрацией Немского района длительное время не принят нормативный акт, регламентирующий порядок проверки достоверности и полноты представленных муниципальными служащими данных, бездействие администрации поселения является препятствием для реализации служащими своей обязанности и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – муниципальных служащих.
В судебном заседании прокурор Немского района Кировской области Козлов Р.Н. поддержал заявленные требования в части признания бездействия администрации Немского района и просит их удовлетворить, в части требований об обязательстве администрации принять нормативный акт от исковых требований отказался, в связи с добровольным в настоящее время исполнением.
Представитель администрации МУ « Администрация Немского района» в судебное заседании не явился, глава администрации МУ « Администрация Немского района» Малышев Н.Г. представил заявление, где просит дело рассмотреть в отсутствии их представителя, а также отзыв на заявление прокурора, где указывает, что с требованием о признании бездействия незаконным согласны, в настоящее время 24 мая 2010 года Положение о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемыми гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими, принято и утверждено постановлением главы администрации Немского района от 24 мая 2010 года № 44.
Выслушав пояснения прокурора Немского района Козлова Р.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 8 ч. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указом Президента РФ № 1065 от 21 сентября 2009 года утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданам, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.
Пунктом 6 данного Указа органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов РФ и муниципальными служащими, сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов РФ и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, установленных законодательством.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Из материалов дела следует, что на 18 мая 2010 года в администрации Немского района порядок проверки достоверности и полноты предоставленных муниципальным служащим сведения не был разработан, что подтверждается сообщением главы администрации района (л.д.3).
Постановлением администрации Немского района Кировской области от 24 мая 2010 года № 44 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими, и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению.
На основании вышеизложенного суд считает требования о признании бездействия муниципального образования, выразившегося в неосуществлении мероприятий по принятию муниципального правового акта, регламентирующего порядок проверки полноты и достоверности предоставленных муниципальными служащими сведений, незаконным подлежащими удовлетворению, поскольку организация проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, установленных законодательством, является обязанностью органа местного самоуправления, неисполнение которой может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения нарушения прав граждан.
Однако в настоящее время соответствующий нормативный правовой акт администрацией муниципального образования принят, поэтому в части требований о возложении на администрацию муниципального образования обязанности по разработке и принятию указанного акта следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:Заявление прокурора Немского района Кировской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие муниципального учреждения «Администрация Немского района», выразившегося в неосуществлении мероприятий по принятию муниципального правового акта, регламентирующего порядок проверки полноты и достоверности предоставленных муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах неимущественного характера и о доходах, имуществе и обязательствах неимущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
В части требований о возложении на администрацию муниципального образования обязанности по разработке и принятию указанного акта отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путем подачи жалобы через Нолинский районный суд.
Председательствующий О.А.Смертина