Дело № 2-404
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ23 ноября 2010 года г. Нолинск
Нолинский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Горбуновой С.В.,
с участием помощника прокурора Нолинского района Родыгиной Е.Н.,
при секретаре Цепелевой Л.А.,
при участии представителя ответчика директора МОУ ООШ с.Кырчаны Иванцовой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нолинского района Кировской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с.Кырчаны Нолинского района Кировской области о признании деятельности по организации и осуществлению образовательного процесса незаконной и запрете осуществления образовательной деятельности до получения образовательным учреждением соответствующей лицензии,
У С Т А Н О В И Л:Прокурор Нолинского района обратился в суд с данным иском на том основании, что средняя общеобразовательная школа с Кырчаны Нолинского района Кировской области, расположенная по адресу: <адрес>, является муниципальным образовательным учреждением (далее МОУ СОШ С. Кырчаны), зарегистрирована в налоговом органе в качестве юридического лица, имеет Устав. Образовательную деятельность с 25 мая 2010 года, когда истек срок действия лицензии серии <№ обезличен>, регистрационный <№ обезличен>, МОУ СОШ с. Кырчаны осуществляет без лицензии. В школе обучается <данные изъяты> ребенка и работает <данные изъяты> сотрудников. Образовательную деятельность МОУ СОШ с. Кырчаны необходимо признать незаконной, поскольку она противоречит требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, Закону Кировской области «Об образовании в Кировской области» от 11 февраля 2003 года № 133-ЗО, и запретить её осуществление до получения образовательным учреждением лицензии.
В судебном заседании выступающая в качестве истца помощник прокурора Нолинского района Кировской области Родыгина Е.Н. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям в полном объеме и в связи с тем, что наименование ответчика изменилось, просит признать незаконной безлицензионную деятельность муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Кырчаны и запретить её до получения лицензии на образовательную деятельность.
Представитель ответчика директор муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Кырчаны (далее - МОУ ООШ с. Кырчаны) Иванцова М.Г. с исковыми требованиями прокурора не согласна, признает, что срок лицензии истек, но все зависящее от неё, как от директора, выполнено, получены положительные заключения Госпожнадзора и Роспотребнадзора, собран пакет документов для подачи в лицензирующий орган, однако нет свидетельства о праве школы на земельный участок, для чего необходимо проведение межевания, что требует значительных затрат. Собственных денежных средств школа не имеет, финансируется учредителем. У администрации района денежные средства также отсутствуют и они были запрошены на уровне области, в ближайшее время ожидается их поступление, после чего будут проведены работы по межеванию участка по уже заключенным договорам, получено свидетельство о праве и после этого поданы документы на получение лицензии.
Представитель третьего лица муниципального управления образования Нолинского района Кировской области в судебное заседание не явился, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, с иском не согласны, так как образовательное учреждение имеет положительные заключения надзорных органов, условия в школе безопасны для обучающихся и сотрудников.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляется в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в определённый в ней срок и прекращается по истечении срока её действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п.п. 1, 3, 4 статьи 19 Федерального закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Общее образование является обязательным. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Статья 28 данного Закона предусматривает полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования, к которым в числе прочих относятся: установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (п.11), финансирование федеральных государственных образовательных учреждений и образовательных услуг (п.17).
Пунктами 6, 7, 9 ст. 33 Закона «Об образовании» установлено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Законом Кировской области «Об образовании в Кировской области» от 11 февраля 2003 года № 133-ЗО в п. 4.1 статьи 16 установлено, что образовательные учреждения и организации, осуществляющие образовательный процесс на территории Кировской области, не имеют право вести образовательную деятельность, в том числе осуществлять прием документов от поступающих, консультации, принимать вступительные экзамены без надлежащей лицензии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кырчаны Нолинского района Кировской области поставлена на учет РФ в качестве юридического лица в налоговом органе – Межрайонной инспекции ФНС России № 10 по Кировской области, что подтверждается свидетельством серии <№ обезличен> (л.д.42), согласно свидетельство серии <№ обезличен> 12 ноября 2010 года в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, учреждение переименовано в муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Кырчаны Нолинского района Кировской области (л.д.94).
Лицензия серии <№ обезличен>, регистрационный <№ обезличен> от 25 мая 2005 года устанавливает, что МОУ СОШ с. Кырчаны имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к настоящей лицензии, при соблюдении зафиксированных в нём контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников, срок действия 5 лет. Лицензия действительна по 25 мая 2010 года (л.д. 43).
Из представленных доказательств усматривается, что МОУ СОШ с. Кырчаны постановлением мирового судьи судебного участка № 28 Нолинского района Кировской области от 11 октября 2010 года была признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения за то, что осуществляет образовательную деятельность без лицензии (л.д. 81).
Устав МОУ ООШ с.Кырчаны Нолинского района Кировской области (л.д. 95-110) принят педагогическим советом МОУ СОШ с. Кырчаны и утверждён постановлением администрации Нолинского района <№ обезличен> от 02 ноября 2010 года. В соответствии с п. 2 раздела 1 Устава учредителем МОУ ООШ с.Кырчаны (далее – учреждение) является администрация Нолинского муниципального района Кировской области. В силу п.3 раздела 1 Устава учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании» с изменениями и дополнениями, Гражданским кодексом, Типовым положением об образовательном учреждении в РФ, договором с учредителем и настоящим Уставом. В числе основных задач учреждения указано создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, получения основного и среднего общего образования, в том числе путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования. Учреждение – звено системы непрерывного образования. В нем реализуются программы начального (общего), основного (общего) образования (п.7 раздела 2).
В соответствии с п. 5 раздела 1 МОУ ООШ с. Кырчаны учреждение приобретает право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством РФ, с момента выдачи лицензии.
Согласно п.п. 1, 2 раздела 5 Устава МОУ ООШ с. Кырчаны финансирование учреждения осуществляется на основе нормативов субъекта РФ, определяемых по муниципальным образовательным учреждениям, и производится учредителем через муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия муниципального учреждения «Отдел образования администрации Нолинского района Кировской области». Источником формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения могут являться: бюджетные и внебюджетные средства, имущество, переданное учреждению собственником или уполномоченным им органом, добровольные средства родителей, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц, доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от других видов услуг разрешенной самостоятельной деятельности, приносящей доход, другие источники в соответствии с действующим законодательством.
Директором МОУ ООШ с. Кырчаны Иванцовой М.Г. представлены доказательства того, что с июня 2009 года она неоднократно обращалась с ходатайствами о выделении денежных средств для устранения предписания контролирующих органов с целью прохождения процедуры лицензирования в адрес муниципального учреждения «Отдел образования администрации Нолинского района Кировской области, главы администрации Нолинского района, главы Нолинского района (л.д.52-62), однако они оставались без удовлетворения по причине отсутствия денежных средств в районном бюджете, что подтверждается ответом МУОО администрации Нолинского района (л.д.51). Также представлены копии проколов заседании «Единой комиссии по размещению заказа» по рассмотрению и оценке котировочных заявок на размещение заказов на поставку линолеума и стройматериалов для нужд МОУ СОШ с. Кырчаны и на ремонт спортивного зала МОУ СОШ с. Кырчаны (л.д.63,64), заключенных в соответствии с ними муниципальных контрактов на выполнение работ и поставку товаров (65,66,68,69), договоров подряда на ремонтно-строительные работы санузлов (л.д.70-77), что подтверждает проведение школой деятельности по устранению выявленных недостатков. В результате ответчиком были получены санитарно-эпидемиологическое заключение от 19 октября 2010 года, согласно которому здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемое для осуществления образовательной деятельности МОУ СОШ с. Кырчаны, соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д.84), и заключение ОГПН по Нолинскому району от 18 октября 2010 года о соответствии объектов МОУ СОШ с. Кырчаны требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (л.д.85).
Также представителем ответчика Иванцовой М.Г. предоставлены доказательства обращения в Управление юго-восточного образовательного округа 15 ноября 2010 года с пакетом документов для лицензирования, однако так как оформление части документов не соответствовало установленным требованиям, в частности, не представлены копии документов, подтверждающих наличие в собственности образовательного учреждения или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений, территорий, необходимых для ведения образовательной деятельности, директору МОУ ООШ с. Кырчаны Иванцовой М.Г. предложено в 2-х месячный срок предоставить недостающие документы (л.д.82,83). По пояснениям представителя ответчика Иванцовой М.Г., ранее учредителем им был предоставлен устаревший перечень документов для предоставления на лицензирование, что послужило причиной несоответствия и недостаточности представленных для лицензирования документов установленным требованиям, кроме того, до настоящего времени отсутствует финансирование на проведение межевания земельного участка, без чего невозможно получение документов о праве на земельный участок и предоставление их в лицензирующий орган. Договоры на выполнение геодезических работ и выполнение кадастровых работ школой заключены 06 октября 2010 года, составлены сметы и предъявлены счета в общей сумме 35000 рублей (л.д.86-93).
Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что деятельность муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с.Кырчаны Нолинского района Кировской области по организации и осуществлению образовательного процесса является незаконной, поскольку, несмотря на наличие положительного санитарно-эпидемиологического заключения и заключения о соответствии учреждения требованиям пожарной безопасности, лицензия на ведение образовательной деятельности у ответчика отсутствует. Действующим законодательством право на ведение образовательной деятельности поставлено в зависимость от наличия соответствующей лицензии, а не только от создания безопасных условий для образования учащихся и работы сотрудников. По той же причине при рассмотрении данного спора не имеет правого значения то, что школой заключены необходимые договоры на проведение геодезических и кадастровых работ, которые не проводятся ввиду отсутствия финансирования, а также подготовлены остальные документы для предоставления на лицензирование. Осуществление МОУ ООШ с. Кырчаны безлицензионной образовательной деятельности противоречит Федеральному закону «Об образовании», Закону Кировской области «Об образовании в Кировской области», а также Уставу учреждения, в связи с чем исковые требования прокурора Нолинского района подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 12, ст. 49 ГК РФ, ст. 33 Федерального закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, ст. 16 Закона Кировской области «Об образовании в Кировской области» от 11 февраля 2003 года № 133-ЗО, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:Заявление прокурора Нолинского района Кировской области удовлетворить.
Признать деятельность муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с.Кырчаны Нолинского района Кировской области по организации и осуществлению образовательного процесса незаконной.
Запретить осуществление образовательной деятельности муниципальному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа с.Кырчаны Нолинского района Кировской области до получения образовательным учреждением лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путем подачи жалобы через Нолинский районный суд.
Полностью мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2010 года и с этого времени следует исчислять срок его обжалования.
Председательствующий подпись