Решение по делу 2-191/2010



Дело № 2- 191

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2010 года г. Нолинск

Нолинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Филип Е.Е.

старшего помощника прокурора Двоеглазовой Н.Н.

при секретаре Цепелевой JI.A.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нолинского района Кировской области в интересах Дрямина М.К. к Государственному учреждению – Управления Пенсионного фонда РФ в Нолинском районе Кировской области о включении в общий стаж и страховой стаж Дрямину М.К. период получения им пособия по социальному страхованию в связи с профессиональным заболеванием с 01 января 2001 года по время, и возложение обязанности произвести перерасчёт пенсии Дрямину М.К. в связи с увеличением страхового стажа с применением повышенного коэффициента 1.9,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нолинского района Кировской области обратился в суд в интересах Дрямина М.К. с данными требованиями на том основании, что последнему со 02 октября 1995 года выплачивается пенсия в связи с особыми условиями труда. Общий трудовой- стаж Дрямина М.К. составляет 23 года 10 месяцев 20 дней, из них 19 лет 03 месяца 07 дней специального стажа (Список № 1) и 23 года 01, 31 дней страхового стажа. В общий стаж не включён период получения Дряминым М.К. пособия по социальному страхованию с 28 февраля 1993 года по 02 октября 1995 года. Во включении указанного периода ему было отказано ГУ-УПФР в Нолинском районе. Отсутствие необходимого стажа (25 лет) лишает Дрямина М.К. права на получение пенсии в повышенном размере.

Считает, что права Дрямина нарушены. В соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам ( за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами 1 группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районе Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размере страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3843 рубля в месяц. Лицам, работающим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количеству календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены п. 2 статьёй 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Согласно Закону от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» под таким пособием понимается обеспечение по обязательному социальному страхованию, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат и иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховым обеспечением по конкретным видам обязательного социального страхования является и пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием.

Согласно подпункта 1 пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи со страховым случаем, выплачивается за счёт средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Прокурором суду представлено заявление об уточнении исковых требований, где он просит включить в страховой стаж Дрямина М.К. период получения им пособия по социальному страхованию в связи с профессиональным заболеванием в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 01 января 2001 года по настоящее время.

В судебном заседании старший помощник прокурора Нолинского района Кировской области Двоеглазова Н.Н. поддержала уточнённые исковые требования и просит их удовлетворить.

Дрямин М.К. поддержал требования прокурора и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика начальник отдела назначения, перерасчёта пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц ГУ-Управления ПФ в Нолинском районе Храмцова Л.E. и ведущий специалист-эксперт (юрисконсульт) ГУ-Управления ПФР в Нолинском районе Семёнова Н.А. с исковыми требованиями прокурора согласны в части включения в страховой стаж Дрямину М.К. период получения им пособия по социальному страхованию в связи с профессиональным заболеванием в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01 января 2002 года по настоящее время. С требованиями о перерасчёте пенсии не согласны. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Закона, засчитывается период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. К периоду получения пособия по государственному социальному страхованию относится период освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью, если за этот период полагалось получение соответствующего пособия. Под таким пособием понимается, согласно Закону от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», обеспечение по обязательному социальному страхованию, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ, предусматривающий выплату страхового обеспечения в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием за счёт средств страховщика - Фонда социального страхования, вступил в силу 06 января 2000 года. До этой даты ответственность за возмещение в полном объме вреда, причинённого здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей источником повышенной опасности, возлагалась на работодателя. Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года № 4214-1 приняты и введены в действие Правила возмещения работодателями вреда, причинённого работодателем увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с использованием ими трудовых обязанностей. Период с 01 января 2002 года, включённый в страховой стаж, не повлияет на увеличение пенсии Дрямина, поскольку пенсия ему была назначена ранее в соответствии с требованиями пенсионного законодательства.

Представитель заинтересованного лица Государственное учреждение - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствии. В своем отзыве указал о том, что с 28 февраля 1993 года по 02 октября 1995 года Дрямин М.К. не имел периодов временной нетрудоспособности, за которые ему назначалось пособие по временной нетрудоспособности. Так, Федеральный закон № 125-ФЗ заменил ранее действовавшие с 01 декабря 1992 года «Правила возмещения работодателями вреда, причинённого работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей», утверждённый постановлением ВС РФ от 24 декабря 1992 года (далее - Правила возмещения вреда). Согласно ст. 2 Правил возмещения вреда материальная ответственность за вред, причинённый рабочим, служащим возлагалась на работодателей. Возмещение вреда, согласно ст. 8 Правил возмещения вреда, состояло в выплате потерпевшему денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности; в компенсации дополнительных расходов; в выплате единовременного пособия; в возмещении морального вреда.

Вопросы назначения пособия по временной нетрудоспособности регулировались Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года (далее - Положение). Данное Положение применялось до 01 января 2007 года. В соответствии с п. 2 Положения право на пособие по временной нетрудоспособности, имеют, в частности, рабочие и служащие, которые реализуют своё право на труд путём заключения трудового договора. Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается в случае заболевания лица, работающему по трудовому договору.

ГУ-Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ осуществляет страховые выплаты Дрямину М.К. с 01 июня 2004 года. За период с 06 января 2000 года по 01 июня 2004 года страховое обеспечение Дрямину М.К. осуществляло ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу. Согласно акта расследования профессионального заболевания Дрямину М.К. установлено профессиональное к заболевание 22 июля 1991 года, которое он получил во время работы в АО «Норильский горно- металлургический комбинат им. А.П. Завенягина». Согласно записям трудовой книжки Дрямина М.К. он уволен из данного предприятия 28 февраля 1993 года. После увольнения других мест работы Дрямин не имеет. Таким образом, после увольнения, т.е. с 01 марта 1993 года право на получение одного из видов обеспечения по страхованию - пособия по временной нетрудоспособности, Дрямин М.К. не имеет. После увольнения работодатель продолжал выплачивать возмещение вреда в виде суммы заработка в зависимости от степени утраты профтрудоспособности и оплаты стоимости санаторно-курортного лечения. В связи с тем, что Дрямин М.К. после 28 февраля 1993 года по трудовому договору не работал, соответственно, и не имел право на получение пособия по временной нетрудоспособности.

Выслушав мнение участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 11 п. 1 подп. 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

В п. 7 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» указано, что лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 125-ФЗ обеспечение по страхованию осуществляется:

1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

2) в виде страховых выплат:

единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;

ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти;

3) в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.

При проверке правильности оценки пенсионными органами пенсионных прав граждан по состоянию на 01 января 2001 года путём их конвертации (преобразования) в расчётный капитал необходимо руководствоваться правилами, изложенными в ст. 30 Федерального закона № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года.

Так в силу п.2 данной статьи расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

В силу п.3 указанной статьи для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

В п. 10 этой статьи указано, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона. Период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание.

Довод Дрямина М.К. о том, что ему необходимо зачесть в страховой стаж периоды его службы армии, обучения и период с 28 февраля 1993 года по 02 октября 1995 года, суд считает обоснованным, поскольку ему при подсчёте пенсии были учтены все периоды его трудовой деятельности в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, при профессиональном заболевании учитываются периоды только инвалидов первой и второй группы, поскольку они являются не рабочими, а не инвалидов третьей группы, при которой можно выполнять определённую работу, не запрещённую докторами.

Дрямин М.К. является пенсионером со 02 октября 1995 года. С 28 февраля 1993 года прекратил свою трудовую деятельность, что подтверждается сведениями из его трудовой книжки, где указано, что он уволен по собственному желанию в связи с инвалидностью (л.д. 8-9). Больше к трудовой деятельности не приступал.

Исходя из вышеупомянутых Федеральных законов, следует, что в страховой стаж Дрямину М.К. возможно включить период получения им пособия по социальному страхованию в связи с профессиональным заболеванием на основании требований п.2 ст. 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 с 01 января 2002 года по настоящее время, однако, включённый период не повлечёт увеличения ему пенсии, поскольку ранее ему была уже назначена пенсия с учётом его страхового стажа 23 года 1 месяц 20 дней, который у него имелся на 01 января 2002 года.

Руководствуясь ст. 11 п.1 подп. 2, п. 7 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Нолинского района Кировской области в интересах Дрямина М.К. удовлетворить частично.

Включить в страховой стаж Дрямину М.К. период получения им пособия по социальному страхованию в связи с профессиональным заболеванием в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01 января 2002 года по настоящее время, в остальной части исковых требований отказать.

Полностью мотивированное решение будет изготовлено 29 июня 2010 года. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путём подачи жалобы через Нолинский районный суд.

Председательствующий