Дело №2-173
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2010 года г. Нолинск Нолинский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Филип Е.Е.
при секретаре Цепелевой JI.A.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ашихминой И.А. к Государственному учреждению Управления Пенсионного Фонда РФ в Нолинском районе Кировской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,
УСТАНОВИЛ:
Истица Ашихмина И.А. обратилась в ГУ УПФР в Нолинском районе с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребёнка - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В выдаче сертификата ей отказано, считает, что решение ГУ УПФР в Нолинском районе от 19 марта 2010 года <№ обезличен> принято незаконно, поскольку на первого ребёнка ФИО2, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ и умершую ДД.ММ.ГГГГ органы ЗАГСа не выдали свидетельство о рождении, а выписали справку о её рождении и выдали свидетельство о смерти. В выдаче свидетельства о рождении дочери ей отказывают в органах ЗАГСа.
В судебном заседании истица Ашихмина И.А. исковые требования поддержала и просит их удовлетворить, так как в средствам массовой информации указывается о том, что женщина родившая ребёнка, который прожил хотя бы час, имеет право на получение материнского сертификата.
Представитель ответчика - заместитель начальника управления ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Нолинском районе Пономарёва Н.В. с исковыми требованиями не согласна. Считает, что в выдаче сертификата истице было отказано обоснованно, поскольку в соответствии с п.5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года <№ обезличен>, а также подпунктом 8 п. 2 ст. 4 Закона РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года к заявлению, в качестве документа, подтверждающего рождение детей, необходимо предъявить копии свидетельства об их рождении. Пунктом 6 ст. 3 Закона отмечено, что право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшие у ребёнка (детей в равных долях), прекращается в случае его смерти или объявления умершим. Порядок реализации данного Закона также подтверждает факт государственной поддержки семей, имеющих детей. При этом «иметь» предполагает наличие живых детей. Кроме того, согласно ст. 47 ГК РФ и ст.ст. 3,6 и главы 2 Закона «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 года документом, подтверждающим факт рождения, является свидетельство о рождении. Согласно ст. 20 указанного Закона, свидетельство о рождении ребёнка, умершего на первой неделе жизни, не выдаётся. Верховным Судом РФ, в связи с обращением Пенсионного фонда РФ, было дано разъяснение (<№ обезличен>/общ-1009 от 22 марта 2010 г.) о том, что «целью Федерального закона № 256-ФЗ является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющих детей, достойную жизнь. Данный Федеральный закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в России. На основании изложенного, женщина, родившая второго ребёнка после 1 января 2007 в случае рождения первого или второго ребёнка мёртвыми или их смерти на первой неделе жизни, права на получение дополнительной государственной поддержки, не имеет».
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 и ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года N256-ФЗ законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, граждан России независимо от места жительства.
В силу ст. 4 указанного закона в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр). Регистр должен содержать, в том числе сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очерёдность рождения (усыновления), гражданство).
Статья 23 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 05 ноября 1997 года № 143-Ф3 содержит перечень сведений, которые должны быть указаны в свидетельстве о рождении.
Положением статьи 20 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 05 ноября 1997 года № 143-Ф3 предусмотрено, что в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.
Государственным учреждением Управления Пенсионного Фонда РФ в Нолинском районе <№ обезличен> от 19 марта 2010 года отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Ашихминой И.А., поскольку предоставлено было свидетельство о рождении только одного ребёнка - ФИО1, рождение второго ребёнка свидетельством о рождении не подтверждено (л.д. 3).
В материалах дела имеется справка о рождении <№ обезличен> ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения с указанием даты смерти ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5). Дата смерти подтверждена также свидетельством о смерти ФИО2 (л.д. 6). Суду представлено свидетельство о рождении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 11).
В данном случае на основании приведённых норм закона и в связи со смертью ребёнка на первой неделе жизни, свидетельство о рождении ФИО2 её матери Ашихминой И.А. не выдавалось. По этой причине требуемые законом сведения не могут быть указаны в реестре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
Кроме того, из правового смысла ст.ст. 1, 3, 4, 7 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребёнка (детей), имеющих гражданство РФ, у женщин, родивших (усыновлённых) второго ребёнок, начиная с 01 января 2007 года, при наличии в живых, на момент обращения, первого и второго рождённого. Целью указанного Закона является стимулирование рождения в семье второго ребёнка и оказание в этом случае дополнительных мер государственной поддержки этим семьям, имеющих детей.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Ашихминой И.А. удовлетворению не подлежат, поскольку для получения сертификата недостаточно лишь факта рождения второго ребёнка, а необходимо именно наличие двух и более детей в семье, и поэтому у истицы, в связи со смертью первого ребёнка, на момент рождения второго ребёнка, не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ашихминой И.А. к Государственному учреждению Управления Пенсионного Фонда РФ в Нолинском районе Кировской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путём подачи жалобы через Нолинский районный суд.
Председательствующий |