Решение по делу 2-42/2011



Дело № 2-42/2011

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2011 года г. Нолинск

Нолинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Горбуновой С.В.,

с участием заместителя прокурора Нолинского района Кировской области Двоеглазовой Н.Н.,

при секретаре Цепелевой Л.А.,

при участии представителя ответчика МО Нолинского городского поселения Зяблицевой Л.А., действующей на основании доверенности от 01 марта 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нолинского района Кировской области в интересах Садыревой Е.Д. к администрации муниципального образования Нолинское городское поселение о признании постановления главы администрации Нолинского городского поселения Нолинского района Кировской области от 22 декабря 2010 года <№ обезличен> об отказе Садыревой Е.Д. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и возложении обязанности поставить Садыреву Е.Д. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 27 декабря 2010 года,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нолинского района обратился в суд с данным иском в интересах Садыревой Е.Д., являющейся вдовой участника Великой Отечественной войны, указав, что в ходе проведенной проверки установлено, что Садырева Е.Д. 17 декабря 2010 года обратилась в администрацию Нолинского городского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с подтверждающими документами.

Постановлением главы администрации Нолинского городского поселения от 22 декабря 2010 года <№ обезличен> Садыревой Е.Д. в постановке на учет отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ в связи с тем, что предоставленные ею документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Садырева Е.Д. проживает в <адрес>, 1/3 доля в праве собственности на который принадлежит ей. Данный дом не в полной мере отвечает установленным для жилых помещений требованиям: дом 1955 года постройки, износ дома по данным БТИ составляет 55%, стен и перекрытий – 60%, стены под окнами пропали, изъедены жучком, в связи с чем проникает холод, полы пропускают холод, крыша железная проржавела, вода с пристроек попадает под северную сторону дома, что приводит к осадке стен, отопление печное, канализации нет. Однако, несмотря на несоответствие жилого помещения установленных для жилых помещений требованиям, по заключению межведомственной комиссии Нолинского района от 17 декабря 2010 года жилое помещение, в котором проживает Садырева Е.Д., признано соответствующим предъявляемым к жилым помещениям требованиям, дом признан пригодным для проживания, но требуется провести ремонт, утеплить стены и перекрытия.

Разделом 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 указаны требования, которым должно отвечать жилое помещение, в соответствии с этими требованиями основания и несущие конструкции жилого дома не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций жилого дома. Пунктом 33 раздела 3 указанного Положения установлено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Подпунктом 3 части 1 статьи 15, ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» предусматривается возможность обеспечения жильем лиц, являющихся участниками либо инвалидами Великой Отечественной войны. Так как Садырева Е.Д., вдова участника Великой Отечественной войны ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, проживающая в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, имеет право состоять на учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, в силу преклонного возраста и наличия заболеваний не имеет возможности самостоятельно обратиться за защитой своих прав, прокурор обратился в суд в защиту её интересов и просит признать постановление главы администрации Нолинского городского поселения от 22 декабря 2010 года <№ обезличен> незаконным и обязать администрацию Нолинского городского поселения поставить Садыреву Е.Д. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 27 декабря 2010 года – со дня обращения Садыревой Е.Д. в прокуратуру Нолинского района.

В судебном заседании заместитель прокурора Нолинского района Двоеглазова Н.Н. исковые требования поддержала, просит их удовлетворить, так как жилое помещение, где проживает Садырева Е.Д., не соответствует предъявляемым к жилым помещениям требованиям, что подтверждается заключением межведомственной комиссии от 25 февраля 2011 года. Заключение комиссии от 17 декабря 2010 года не соответствовало требованиям Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, в связи с чем постановление от 22 декабря 2010 года <№ обезличен> является незаконным.

Представитель ответчика юрисконсульт администрации муниципального образования Нолинского городского поселения Зяблицева Л.А. с иском не согласна, просит отказать в его удовлетворении, пояснила, что поскольку в соответствии с письмом Министерства регионального развития РФ от 18 января 2010 года № 809-СК/07 поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть только лица, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания. Квартира, где проживает Садырева Е.Д., не признана не пригодной для проживания, её площадь на одного члена семьи превышает учетную норму. Постановление главы администрации МО Нолинского ГП от 22 декабря 2010 года было вынесено в соответствии с требованиями законодательства с учетом заключения межведомственной комиссии от 17 декабря 2010 года, которым жилое помещение было признано пригодным для проживания. Заключение комиссии от 25 февраля 2011 года более соответствует требованиям Положения, утвержденного Постановлением Правительства № 47.

Выслушав пояснения заместителя прокурора Нолинского района Двоеглазовой Н.Н., представителя ответчика Зяблицевой Л.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

Пунктом 3 части 1 ст. 21, ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ предусмотрено предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1.     не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2.     являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3.     проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4.     являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместной проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Законом Кировской области от 02 августа 2005 года № 349-ЗО (в ред. от 04

июня 2009 года) установлен единый порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Кировской области. В соответствии со ст.ст. 8, 9 указанного Закона принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется на основании поданного гражданином заявления, к которому прилагаются документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе справки и копии финансово-лицевых счетов из жилищно-эксплуатационных служб о проживающих гражданах и характеристике жилых помещений, справки из организаций, аккредитованных на проведение технической инвентаризации, органов санитарно-эпидемиологических служб и других организаций, подтверждающие, что гражданин проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п.8). В исключительных случаях орган, осуществляющий принятие на учет, может затребовать другие документы, необходимые для принятия решения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Садырева Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированная по месту жительства в <адрес> (л.д.24), является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ участника Великой Отечественной войны ФИО2 (л.д.20) и согласно удостоверения серии В <№ обезличен> имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен умерших участников Великой Отечественной войны (л.д.22).

17 декабря 2010 года Садырева Е.Д. обратилась в администрацию муниципального образования Нолинского городского поселения с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д. 19).

Постановлением главы администрации Нолинского городского поселения от 22 декабря 2010 года <№ обезличен> Садыревой Е.Д. отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, так как представленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.18).

27 декабря 2010 года Садырева Е.Д. обратилась в прокуратуру Нолинского района с заявлением с просьбой обжаловать вышеназванное постановление, указав также, что у неё как инвалида второй группы нет нормальных условий для проживания, в доме холодно, она не может свободно передвигаться до бани (л.д.5).

Из представленных суду документов следует, что Садырева Е.Д. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (л.д.23), одна третья доля в праве общей долевой собственности на данный дом принадлежит истице согласно свидетельства о государственной регистрации права от 12 февраля 2003 года (л.д.10).

Из выписки из технического паспорта жилого дома по указанному адресу усматривается, что общая площадь дома составляет <данные изъяты> кв.м., доля в праве собственности Садыревой Е.Д. – 1/3 (л.д.11-17) По данным Нолинского филиала КОГП «БТИ» от10 ноября 2010 года, общая площадь помещения, где проживает Садырева Е.Д., составляет <данные изъяты> кв.м., 2 жилые комнаты, процент износа дома на 09 ноября 2010 года 55%, физический износ отдельных элементов: стены – 60%, перекрытия – 60%, из благоустройства отопление печное, электроснабжение; другого имущества за Садыревой Е.Д. не зарегистрировано (л.д.21).

Разделом вторым утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Пунктами 7, 8 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, в состав которой включаются представители этого органа местного самоуправления, представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В материалах дела имеется акт обследования межведомственной комиссией расположенного по адресу <адрес> жилого помещения (<адрес>) от 17 декабря 2010 года, а также вынесенное на основании указанного акт заключение межведомственной комиссии от 17 декабря 2010 года (л.д.6,7), где указано, что упомянутое жилое помещение находится в одноэтажном деревянном доме 1955 года постройки, квартира состоит из двух комнат, кухни, прихожей, имеется электроснабжение, водопровод, отопление автономное печное, газ баллонный, туалет на улице. Перекрытия деревянные, крыша скатная, чердачная. Стены под окнами пропали, изъедены жучком, в связи с чем проникает холод, полы пропускают холод, крыша железная проржавела, вода с пристроек попадает под северную сторону дома, что приводит к осадке стен. В связи с удовлетворительным техническим состоянием строительных конструкций и жилого дома в целом жилое помещение соответствует предъявляемым к жилым помещениям требованиям, снижения несущих способностей конструкций жилого дома не выявлено, все вышеперечисленные дефекты можно отремонтировать и утеплить, жилое помещение пригодно для проживания.

Вышеуказанные акт обследования и заключение межведомственной комиссии не соответствуют требованиям вышеназванного Положения, в частности, по составу комиссии, поскольку в неё, под председательством заместителя главы администрации Нолинского района, были включены в качестве заместителя председателя начальник отдела муниципальной собственности и земельных ресурсов, в качестве членов комиссии – ведущий специалист по вопросам ЖКХ Нолинского района, специалист по ЖКХ администрации МО Нолинского ГП, начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации Нолинского района и специалист 1 категории отдела муниципальной собственности, без иных специалистов. Кроме того, в акте и заключении не отражено при наличии изложенных дефектов, всем ли требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, соответствует дом, в котором проживает истица.

25 февраля 2011 года межведомственная комиссия произвела повторное обследование указанного жилого помещения, о чем составила акт № 23 (л.д.41). В данном акте указаны установленные обстоятельства: жилое помещение находится в одноэтажном деревянном доме 1955 года постройки, имеется электроснабжение, водопровод, отопление автономное печное, газ баллонный, туалет на улице. Квартира состоит из двух комнат, кухни, прихожей. Перекрытия деревянные, крыша скатная, чердачная. Стены под окнами пропали, изъедены жучком, в связи с чем проникает холод, полы пропускают холод, крыша железная проржавела, вода с пристроек попадает под северную сторону дома, что приводит к осадке стен. Установлено, что данное жилое помещение по п.п. 11,14,22,23,24,25 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, соответствует предъявляемым в жилым помещением требованиям, по п.п. 9,10,12,15,16,18,20 Положения не соответствует предъявляемым в жилым помещением требованиям, по п.п.19,21,26,27,28,29,30,31,32 Положения помещение не обследовалось по причине отсутствия в Нолинском районе соответствующих специалистов.

На основании указанного акта межведомственной комиссией 25 февраля 2011 года выдано заключение (л.д.40), из которого следует, что жилое помещение по адресу <адрес> по п.п. 9,10,12,15,16,18,20 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, не соответствует предъявляемым в жилым помещением требованиям, в жилом помещении необходимо произвести капитальный ремонт (ремонт печи, утепление стен, крыши) и с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями, после их завершения продолжить процедуру оценки жилого помещения.

Таким образом, межведомственная комиссия при повторной оценке жилого помещения установила несоответствие жилого помещения, где проживает Садырева Е.Д., следующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47:

п. 9. жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствием с функциональным зонированием территории.

п. 10. Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях – в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

п. 12. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

п. 15. Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.

п. 16. Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.

п. 18. Допустимая высота эксплуатируемого жилого дома и площадь этажа в пределах пожарного отсека, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать классу конструктивной пожарной опасности здания и степени его огнестойкости, установленным в действующих нормативных правовых актах, и обеспечивать пожарную безопасность жилого помещения и жилого дома в целом.

п. 20. Объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики.

Оценивая представленные доказательства, суд считает установленным, что жилое помещение, в котором проживает Садырева Е.Д., вдова умершего участника Великой Отечественной войны ФИО2, не отвечает всем предъявляемым к жилым помещениям требованиям, в связи с чем она имеет право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Рекомендации межведомственной комиссии о проведении капитального ремонта истица как собственник жилого помещения выполнить не в состоянии в силу преклонного возраста, инвалидности и плохого здоровья.

Доводы представителя ответчика о том, что согласно письма Минрегионразвития жилое помещение должно быть признано непригодным для проживания, суд отклоняет, поскольку согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, основанием признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Письмо Минрегионразвития РФ не является нормативным правовым актом, так как согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Изложенный в постановлении главы администрации Нолинского ГП от 22 декабря 2010 года отказ в признании Садыревой Е.Д. нуждающейся в жилом помещении обусловлен тем, что представленные документы не подтверждают её права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако данное решение принято преждевременно, на основании заключения от 17 декабря 2010 года комиссии без включения требуемых представителей государственных органов, оценка жилого помещения была произведена не в полном соответствии с требованиями законодательства, что подтверждается вынесением повторного заключения. В этом случае ответчик должен был затребовать другие документы, необходимые для принятия решения по заявлению о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Суд считает, что заключение межведомственной комиссии от 25 февраля 2011 года требованиям утвержденного постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 Положения соответствует, что не отрицается представителем ответчика, в заключении отражено, что при отсутствии соответствующих специалистов оценка соответствия жилого помещения некоторым определенным требованиям не производилась.

Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд в защиту прав, свобод и интересов гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, поэтому суд признает правомерным обращение прокурора в защиту интересов 85-летней Садыревой Е.Д.

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Нолинского района Кировской области в интересах Садыревой Е.Д. удовлетворить.

Признать постановление главы администрации муниципального образования Нолинского городского поселения Нолинского района Кировской области от 22 декабря 2010 года <№ обезличен> об отказе Садыревой Е.Д. в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Нолинского городского поселения Нолинского района Кировской области поставить Садыреву Е.Д. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении с 27 декабря 2010 года.

Мотивированное решение изготовлено 14 марта 2011 года.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путем подачи жалобы через Нолинский районный суд.

Председательствующий подпись