Решение по делу 2-168/2011



Дело № 2-168/2011

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2011 года г. Нолинск

Нолинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Горбуновой С.В.,

с участием помощника прокурора Нолинского района Кировской области Огаркова А.Н.,

представителя ответчика Лыгановской О.О.. действующей на основании доверенности от 01 февраля 2011 года,

при секретаре Новоселове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нолинского района Кировской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Лыгановскому А.И. о приостановлении осуществляемой в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нолинского района Кировской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, указав, что проведенной 10 мая 2011 года прокуратурой Нолинского района проверкой исполнения индивидуальным предпринимателем Лыгановским А.И. законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха выявлены нарушения указанного законодательства.

Индивидуальный предприниматель Лыгановский А.И. (ИНН <№ обезличен>, ОГРН <№ обезличен>) занимается деятельностью по производству древесного угля, которое организовано на паевых землях сельхозназначения, кадастровый номер земельного участка <№ обезличен>. Занимаемый земельный участок на момент проверки должным образом не оформлен, в настоящее время Лыгановской О.О. (супругой ИП Лыгановского А.И.) ведется работа по межеванию и оформлению земельного пая площадью <данные изъяты> в собственность на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от 22 ноября 1997 года (указанный земельный пай принадлежит наследодателю ФИО2 на основании свидетельства на право собственности на землю, выданного Нолинским районным комитетом по земельным ресурсам Кировской области 15 декабря 1994 года серия РФ-ХХ КВО – 21-11 <№ обезличен>, предоставлена копия объявления в газете <данные изъяты> «О выделе земельного пая». Со слов ИП Лыгановского А.И., при оформлении земельного участка Лыгановской О.О. должным образом, с ней будет заключен договор аренды).

В производстве древесного угля используются три самодельных углевыжигательных печи, имеется навес, используемый для временного складирования расфасованного в полипропиленовые мешки угля. В процессе производства расходуется на одну печь на один цикл 2 куб.м. технологических дров, при этом происходит выброс следующих загрязняющих веществ в атмосферу: бенз/а/пирен, азота оксид, азота диоксид, углерода оксид, сажа, взвешенные вещества. Отведение дымовых газов происходит посредством индивидуальных труб высотой 4 м., диаметром 0,2х0,2 м. При производстве древесного угля происходит выброс специфических загрязняющих веществ – фенола, спирта метилового, уксусной кислоты. При осуществлении фасовки древесного угля выделяется значительное количество пыли древесной. При производстве древесного угля происходит образование жидких отходов (смола, деготь), ориентировочным количеством 15 л за 1 цикл от одной печи. Данные жидкие отходы складируются в герметические металлические емкости.

На момент проверки 2 печи находились на ремонте, в 1 печи производилась загрузка сырьем для дальнейшего начала очередного цикла производства древесного угля.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного и санитарного законодательства.

Статьей 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. При отсутствии таких разрешений выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены.

В нарушение указанных требований закона ИП Лыгановский осуществляет хозяйственную деятельность с использованием стационарных объектов загрязнения, в отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В ходе производственной деятельности в 2011 году ИП Лыгановский осуществлял негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, не имея при этом специального разрешения на выброс, что подтверждается расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года.

Указанное нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха затрагивает право граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 2 статьи 34 указанного Федерального закона нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Поскольку в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, предметом спора являются личные неимущественные права граждан, согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела по спорам, возникающим из экологических правоотношений, прокурор Нолинского района просит суд прекратить осуществляемую в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух деятельность ИП Лыгановского А.И. по эксплуатации стационарных источников загрязнения – трех самодельных углевыжигательных печей, расположенных на паевых землях сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер земельного участка <№ обезличен> (седьмой километр дороги Нолинск–Чураково) до получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух.

В судебном заседании помощник прокурора Нолинского района Огарков А.Н. изменил исковые требования и просит на изложенных в иске основаниях обязать индивидуального предпринимателя Лыгановского А.И. приостановить осуществляемую в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух деятельность по эксплуатации стационарных источников загрязнения - трех самодельных улгевыжигательных печей, расположенных на паевых землях сельхозназначения, кадастровый номер земельного участка <№ обезличен> <данные изъяты>, до получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, о чем представил заявление прокурора Нолинского района.

Ответчик Лыгановский А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие при участии его представителя Лыгановской О.О.

Представитель ответчика Лыгановская О.О. с иском не согласна в полном объеме, пояснила, что ответчиком предпринимаются все зависящие от них меры для получения соответствующего разрешения на выброс вредных веществ, изготовлен проект предельно допустимых выбросов, произведены замеры выбросов. В настоящее время согласование проекта Роспотребнадзором задерживается по причине нахождения сотрудника, производящего согласование, на учебе. Как только проект будет согласован, ориентировочно 18-19 июля 2011 года, документы сразу будут поданы в соответствующий орган на получение разрешения на выброс. Просит отказать в иске, так как приостановление эксплуатации печей приведет к нарушению договоров поставки угля и повлечет неустойку, данная деятельность супруга является единственным источником дохода их семьи. Ранее пытались предпринимать действия для изготовления проекта ПДВ, но организация, к которой они обратились, попросила обратиться позднее, так как ранее таких проектов они не делали. Производство древесного угля ведется с апреля 2011 года, жалобы жителей д. Перевоз необоснованны, так как санитарно-защитная зона им соблюдена.

Выслушав пояснения помощника прокурора Нолинского района Огаркова А.Н., представителя ответчика Лыгановскую О.О., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ

«Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Указанной статьей гражданам предоставлено право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.

Статья 34 названного закона предусматривает, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (ч.1).

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ч.2).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-

ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха (ч.1).

Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч.3)

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.5).

13 апреля 2011 года в прокуратуру Нолинского района поступило заявление жителей деревни Перевоз с просьбой закрыть обжиг угля, удушающий дым от которого поступает в деревню (л.д.5-7).

Из справки главного специалиста отдела охраны окружающей среды и экологической безопасности Кировской области по Нолинскому району Акимовой Т.Ю. усматривается, что ИП Лыгановский А.И. занимается деятельностью по производству древесного угля. Производство организовано на земельном участке, который оформляется супругой Лыгановского А.И. – Лыгановской О.О. в собственность согласно свидетельства о праве на наследство по закону после смерти ФИО2 Во время проверки исполнения природоохранного законодательства установлено, что в производстве древесного угля используются три самодельных углевыжигательных печи, в процессе производства расходуется на одну печь на один цикл 2 куб.м. технологических дров, при этом происходит выброс следующих загрязняющих веществ в атмосферу: бенз/а/пирен, азота оксид, азота диоксид, углерода оксид, сажа, взвешенные вещества. Отведение дымовых газов происходит посредством индивидуальных труб высотой 4 м., диаметром 0,2х0,2 м. При производстве древесного угля происходит выброс специфических загрязняющих веществ – фенола, спирта метилового, уксусной кислоты. При осуществлении фасовки древесного угля выделяется значительное количество пыли древесной. При производстве древесного угля происходит образование жидких отходов (смола, деготь), ориентировочным количеством 15 л за 1 цикл от одной печи. Данные жидкие отходы складируются в герметические металлические емкости. На момент проверки 2 печи находились на ремонте, в 1 печи производилась загрузка сырьем для дальнейшего начала очередного цикла производства древесного угля. В санитарно-защитной зоне – 500 м. – жилье и другие объекты отсутствуют, водоохранная зона для р. Воя – 200 м. – не нарушена.

На момент проверки у ИП Лыгановского А.И. отсутствует инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, он осуществляет выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками в атмосферу без специального на то разрешения, чем нарушает природоохранное законодательство (л.д.11,12).

Лыгановский А.И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (л.д.10) и выпиской из ЕГРИП (л.д.49-55).

Копии фотографий углевыжигательных печей представлены в материалы дела (л.д.14,15)., представителем ответчика Лыгановской О.О. не оспаривается их задействование в производстве древесного угля, а также их расположение на земельном участке, пай в котором размером 13,6 га принадлежит ей согласно свидетельства о праве на наследство по закону после смерти ФИО2 (л.д.16,17), которому земельный пай площадью <данные изъяты> принадлежал на праве общей долевой собственности согласно свидетельства на право собственности на землю (л.д.19-22). Из кадастровой выписки из государственного кадастра недвижимости следует, что земельный участок, право общей долевой собственности на который принадлежит Лыгановской О.О. по праву наследования, имеет кадастровый номер <№ обезличен> (л.д.23).

Осуществление ИП Лыгановским А.И. негативного воздействия на окружающую среду путем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух подтверждается также произведенными им расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года (л.д.26-31).

В обоснование возражений стороной ответчика представлены договор от 20 мая 2011 года с ООО «ЭкоЦентр»на разработку проекта ПДВ с расчетом рассеивания, графиков контроля ПДВ и контроля на границах СЗЗ, предъявленный счет на сумму 20100 руб. и акт о выполнении услуг (л.д.42-44), договор от 27 мая 2011 года с КОГУ «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования» на определение содержания углерода оксида, оксидов азота (суммарно), взвешенных веществ, фенола от трех углевыжигательных печей, предъявленный счет на сумму 7899,98 руб. и квитанцию о его оплате (л.д.45-48).

Оценивая представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку ответчиком, что не отрицается представителем ответчика Лыгановской О.О., производится при изготовлении древесного угля эксплуатация трех выжигательных печей с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в отсутствие обязательного разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что является нарушением природоохранного законодательства. Доводы представителя ответчика о том, что меры к получению разрешения предпринимаются: изготовлен проект предельно допустимых выбросов, произведены необходимые замеры, не могут быть приняты судом, поскольку выбросы загрязняющих веществ допускаются при наличии выданного соответствующим органом разрешения, а не действий, направленных на его получение. Причины, по которым разрешение не получено, юридического значения не имеют. Доводы о том, что деятельность по производству древесного угля является единственным источником дохода семьи Лыгановских, также являются несостоятельными, так как законодательством не предусмотрена возможность осуществления деятельности, требующей разрешения на выбросы вредных веществ в окружающую среду, без такого разрешения в зависимости от материального положения осуществляющего данную деятельность субъекта.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Нолинского района Кировской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Лыгановскому А.И. удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Лыгановского А.И. приостановить осуществляемую в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух деятельность по эксплуатации стационарных источников загрязнения – трех углевыжигательных печей, расположенных на паевых землях сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер земельного участка <№ обезличен> <данные изъяты> до получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путем подачи жалобы через Нолинский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 июля 2011 года.

Председательствующий подпись

-32300: transport error - HTTP status code was not 200