Дело № 2-167/2011 25 мая 2011 года г. Нолинск Нолинский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Горбуновой С.В., с участием заместителя прокурора Нолинского района Кировской области Двоеглазовой Н.Н., представителя заявителя ООО «Жилкоммунсервис» Суслопаровой Н.А., действующей на основании доверенности от 18 марта 2011 года, при секретаре Цепелевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению генерального директора ООО «Жилкоммунсервис» Вылегжанина Ю.А. о признании представления и.о. прокурора Нолинского района Кировской области об устранении нарушений жилищного законодательства от 20 апреля 2011 года незаконным, ООО «Жилкоммунсервис» в лице генерального директора Вылегжанина Ю.А. обратился в суд с требованием о признании представления и.о. прокурора Нолинского района Кировской области об устранении нарушений жилищного законодательства от 20 апреля 2011 года незаконным, указав в обоснование заявления следующее. ООО «Жилкоммунсервис» и жильцами дома <адрес> 24 мая 2007 года заключен договор <№ обезличен> на управление домовым хозяйством. 29 декабря 2010 года при проверке контролером общедомового прибора учета электроэнергии выяснилось, что показания прибора учета с 2007 года передавались неправильно, т.е. вместо шестизначного числа - пятизначное, в результате чего возникла недоплата за израсходованную собственниками электроэнергию в размере 12764 рубля. Чтобы дом не остался без электроснабжения, т.к. согласно п. 79 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, при выявлении случаев безучетного потребления энергии гарантирующий поставщик вправе прекратить её подачу, ООО «Жилкоммунсервис» оплатило данную сумму и в феврале 2011 года предъявило её жильцам дополнительно к оплате за содержание общего имущества соразмерно занимаемой ими площади жилого помещения. Однако собственники отказываются вернуть эту сумму, мотивируя отсутствием их вины, обратились в прокуратуру Нолинского района с заявлением по поводу проверки законности доначислений платежей. И.о. прокурора Нолинского района в адрес ООО «Жилкоммунсервис» 20 апреля 2011 года было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которое заявитель считает незаконным, поскольку согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество; плата за содержание устанавливается в соответствии с требованиями законодательства РФ, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, включая истребование задолженности с собственников помещений. Согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, плата за коммунальные услуги, в том числе электроснабжение, должна рассчитываться по тарифам в соответствии с установленными настоящими правилами порядком определения размера платы за коммунальные услуги. Поскольку управляющая организация должна производить начисление платы в соответствии с данным порядком, а собственники жилых помещений обязаны производить оплату за потребленную электрическую энергию, определенную исходя из показаний коллективных приборов учета, ООО «Жилкоммунсервис» просит признать представление и.о. прокурора Нолинского района незаконным и отменить его. В судебном заседании представитель заявителя юрист ООО «Жилкоммунсервис» Суслопарова Н.А. заявленные требования поддержала и просит их удовлетворить. Счет за электроэнергию ОАО «Кировэнергосбыт» предъявил по четырем домам, где было выявлено неверное снятие показаний, на общую сумму 35607 руб. 01 коп., сумма 12764 руб. за электроэнергию в местах общего пользования дома <адрес> рассчитана по показаниям счетчика этого дома. Уплаченная сумма 12764 руб. является убытком ООО «Жилкоммунсервис», который жители должны возместить. Пояснила, что полностью согласна с показаниями директора ООО «Жилкоммунсервис» Вылегжанина Ю.А. Как следует из показаний директора ООО «Жилкоммунсервис» Вылегжанин Ю.А., данных им в судебном заседании 24 мая 2011 года, дом <адрес> был ими принят на обслуживание в 2007 году, пятизначные показания электросчетчика были зафиксированы в дополнительном соглашении к договору с ОАО «Кировэнергосбыт» и в акте передачи показаний электросчетчиков при принятии дома от ООО «Управляющая компания ЖКХ Нолинского района». При проверке счетчика контролером из «Коммунэнерго» 29 декабря 2010 года по четырем домом обнаружилось, что необходимо было подавать шестизначные показания, из-за чего образовалась недоплата за электроэнергию, которую ОАО «Кировэнегосбыт» предъявил к оплате 30 декабря 2010 года. С 2007 года контролеры ОАО «Кировэнергосбыт» неоднократно проверяли счетчик, но претензий по поводу неправильного снятия показаний не предъявляли. Так как были предновогодние дни, чтобы не отключили электроэнергию на праздники, пришлось выставленную сумму, почти 36000 руб., оплатить. По данному дому сумма доплаты составила более 12000 рублей и так как электроэнергию потребил только этот дом, домкому ФИО11 в разговоре было сообщено, что эта сумма будет предъявлена жильцам дополнительно, с чем последний согласился. Так как тариф за содержание и ремонт 1 кв.м. общей площади жилого помещения на 2011 год был уже утвержден и не мог быть изменен, то в квитанциях за февраль 2011 год жителям дома была доначислена данная сумма. Поскольку данная электроэнергия была потреблена именно на места общего пользования данного дома, жители должны её оплатить исходя из последних показаний прибора учета. Заместитель прокурора Нолинского района Двоеглазова Н.Н. представление об устранении жилищного законодательства от 20 апреля 2011 года, внесенное в адрес ООО «Жилкоммунсервис», считает законным и обоснованным. Суду пояснила, что в прокуратуру района обратились жильцы <адрес> с заявлением о том, что управляющая компания за февраль 2011 года предъявила к оплате дополнительные суммы от 1300 до 1800 рублей и просьбой провести проверку. Действительно, жильцы должны нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, для этого они по действующему ЖК РФ вправе заключить договор на управление данным домом. Такой договор между собственниками помещений и ООО «Жилкоммунсервис» был подписан и в нем по поводу оплаты указано, что управляющему уплачивается договорной тариф, изменение которого производится один раз в год, в расчете за 1 кв. метр общей площади жилья. Данный тариф рассчитывается и утверждается решением общего собрания собственников на каждый год, в него включена оплата электроэнергии в местах общего пользования. Согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации, указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. На 2011 год плата за 1 кв. метр общей площади жилого помещения была утверждена в размере 7 руб. 60 коп., но в феврале 2011 года собственникам плата была доначислена более чем на 1000 рублей. Из-за неверно передаваемых ранее показаний прибора учета электроэнергии уплаченная «Кировэнергосбыту» управляющей компанией сумма была раскидана на жителей дома, однако при установленном на текущий год размере тарифа ООО «Жилкоммунсервис» был не вправе предъявлять к оплате дополнительные суммы, так как это является нарушением условий заключенного с собственниками помещений договора на управление домовым хозяйством от 24 мая 2007 года и жилищного законодательства. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу ч.1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-11 предметом прокурорского надзора в числе прочего является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Часть 3 ст. 22 указанного закона предусматривает, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона. Как установлено в ч. 1 ст. 24 данного закона, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. 09 марта 2011 года в прокуратуру Нолинского района поступило заявление от жителя дома <адрес> ФИО5, который просил разобраться в правомерности предъявления ООО «Жилкоммунсервис» оплаты оказанных услуг, увеличенной в пятикратном размере (л.д. ). Из копий счетов-квитанций ООО «Жилкоммунсервис» усматривается, что жителям (собственникам) квартир указанного дома к начисленной сумме платежа в графе «содержание общего имущества» доначислена плата, в частности, ФИО5 - 1337,97 руб., ФИО6 - 1402,86 коп. – 1748,94 руб., ФИО7 – 1402,86 руб., ФИО8 – 1708,77 руб., ФИО9 – 1480,11 руб., ФИО10 – 1838,55 руб., ФИО11 – 1866,36 руб., ФИО12 – 1379,68 руб. (л.д.). Как следует из представления и.о. прокурора Нолинского района Кировской области Двоеглазовой Н.Н. об устранении нарушений жилищного законодательства от 20 апреля 2011 года, внесенного в адрес генерального директора ООО «Жилкоммунсервис» Вылегжанина Ю.А., прокуратурой района в апреле 2011 года по обращению жителей дома <адрес> проведена проверка по соблюдению требований жилищного законодательства в деятельности управляющей компании ООО «Жилкоммунсервис». В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Жилкоммунсервис» 24 мая 2007 года заключен договор на управление домовым хозяйством жилого дома по адресу <адрес>, согласно п. 2.3.1 данного договора обязательные платежи жильцов определяются пропорционально их доле в общей собственности общего имущества дома и в соответствии с действующим законодательством. Размер обязательных платежей включает в себя и оплату электроэнергии мест общего пользования. Согласно приложения № 4 к данному договору на 2011 год утвержден тариф в размере 7,60 руб. В нарушение требований ЖК РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, согласно которых собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, при определении размера которой решение общего собрания собственников помещений принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации, а также в нарушение условий заключенного договора ООО «Жилкоммунсервис» предъявило жильцам указанного дома дополнительно к оплате за содержание и ремонт жилого помещения от 1337 до 1838 рублей. Увеличение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения произведено управляющей компанией без его рассмотрения и утверждения на общем собрании жильцов дома, при этом убыток управляющей организации в размере 12764 руб. возник не по вине жильцов, а ввиду неправильных показаний общедомового прибора учета электроэнергии в ОАО «Кировэнергосбыт» (л.д.). Статьей 162 ЖК РФ установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирным домом, в частности, должны быть указаны перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Суду представлен договор управления домовым хозяйством № 13 от 24 марта 2007 года, заключенный между жильцами дома <адрес> (собственники) и ООО «Жилкоммунсервис» (управляющий). Как следует из п. 2.3.1 данного договора, Собственники обязуются оплачивать обязательные платежи, которые определяются пропорционально их доле в общей собственности общего имущества дома и в соответствиями с действиующим законодательством, если не определен иной порядок исчисления платежей. Размер обязательных платежей состоит из платежей жильцов за потребляемые коммунальные услуги, приобретаемые Управляющим у сторонних производителей, в том числе электроэнергия мест общего пользования, а также оплачивать услуги Управляющего в соответствии с калькуляцией себестоимости затрат на технической обслуживание. Стоимость работ по договору определена в п. 3 договора, где указано, что Собственник уплачивает Управляющему в 2007 году за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию общего имущества в многоквартирном доме договорной тариф в размере 3 руб. за 1 квадратный метр общей площади жилья. Изменение тарифа производится один раз в год. Как следует из п. 7 договора, все изменения и дополнения к нему должны быть совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями сторон (л.д.4,5) Согласно п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений (пп. «а»). Пунктом 29 указанных Правил установлено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Как следует из п. 31 названных Правил, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Из дополнительных соглашений, заключенных между ООО «Жилкоммунсервис» и общим собранием собственников помещений в <адрес>, и приложений к вышеуказанному договору усматривается, что размер платы за содержание и ремонт 1 кв. метра общей площади жилого помещения, куда включена оплата электроэнергии в местах общего пользования, на 2007 год установлен в размере 3 руб., на 2008 год – 5,35 руб., на 2009 год – 6,30 руб., на 2010 год – 6,90 руб., на 2011 год – 7.60 руб. (л.д. 6-12). В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги. Статьей 156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ). Заявителем представлены копия договора <№ обезличен> от 27 октября 2005 года, заключенного ООО «Жилкоммунсервис» с ОАО «Кировэнергосбыт» на подачу электроэнергии, а также дополнительное соглашение к нему от 18 июля 2007 года, которым в приложение № 3 к договору в перечень мест установки расчетных приборов учета внесены дополнения, в том числе сведения о расчетных электросчетчиках с начальными показаниями на 18 июля 2007 года, где в числе прочих указан счетчик ДН-4, <№ обезличен> с показаниями 07846, расположенный по <адрес> (л.д.). Также суду представлен акт передачи показаний электросчетчиков на 29 июля 2007 года, согласно которого ООО «Жилкоммунсервис» при принятии на обслуживание дома <адрес> зафиксировало показания электросчетчика ДН-4 <№ обезличен> по ул. К.Маркса, 42, которые составляли 07846 (л.д.16). 28 декабря 2010 года контролером ОАО «Коммунэнерго» при проверке работы средств учета электроэнергии мест общего пользования по <адрес> был составлен акт, согласно которого показания счетчика составляют 083280, значность счетчика составляет шесть знаков (л.д.17). Заявителем также представлена копия предъявленного ООО «Жилкомунсервис» ОАО «Кировэнергосбыт» счета-фактуры <№ обезличен> от 30 декабря 2010 года на оплату электроэнергии за декабрь 210 года в количестве 16185 квт/ч на сумму 35607,01 руб. (л.д. 18), которая была оплачена платежным поручением <№ обезличен> от 30 декабря 2010 года (л.д.19). Из отчета ООО «Жилкоммунсервис» о фактических затратах на содержание и текущий ремонт общего имущества за 2010 год по <адрес> следует, что на 01 января 2010 года по дому имелся убыток в размере 3749,73 руб., за 2010 год убыток составил 9013,52 руб., в итоге убыток на 01 января 2011 года 12763,5 руб. (л.д.). Данная сумма, по пояснениям заявителя, была доначислена жителям дома как доплата за использованную электроэнергию, предъявленная ОАО «Кировэнергосбыт» в декабре 2010 года, однако из указанного отчета следует, что убыток в размере 12763,5 руб. образовался за два года. Таким образом, судом установлено, что между ООО «Жилкоммунсервис» и собственниками помещений дома <адрес> имеются договорные отношения по управлению многоквартирным домом. Согласно действующему договору управления работы и услуги по управлению домом и содержанию общего имущества собственники жилых помещений оплачивают по ежегодно утверждаемому сторонами тарифу за содержание и ремонт 1 кв.м. общей площади жилого помещения. В указанный тариф, который принимается с учетом предложений управляющей организации и который в силу ст. 156 ЖК РФ, п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и п. 3.2. заключенного договора не может устанавливаться на срок менее года, в качестве составляющего включены расходы за электроэнергию в местах общего пользования. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что поскольку ООО «Жилкоммунсервис», предъявив за содержание общего имущества дополнительную плату за электроэнергию сверх начисленной по утвержденному тарифу суммы, нарушил указанные правовые нормы жилищного законодательства и условия договора. Плата за электроэнергию включена в установленный сторонами тариф, предложения по изменению которого управляющая организация вправе ежегодно вносить на общее собрание собственников помещений, задолженности жильцов по оплате содержания мест общего пользования не имеется. В связи с вышеизложенным внесенное и.о. прокурора Нолинского района представление об устранении нарушений законодательства вынесено в соответствии с полномочиями и.о. прокурора Нолинского района и является законным и обоснованным. Судом не установлено, что данным представлением нарушены права заявителя и на него незаконно возложена обязанность устранить указанные нарушения. Руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд В удовлетворении требований генерального директора ООО «Жилкоммунсервис» Вылегжанина Ю.А. о признании представления и.о. прокурора Нолинского района Кировской области об устранении нарушений жилищного законодательства от 20 апреля 2011 года незаконным отказать. Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2011 года. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путем подачи жалобы через Нолинский районный суд. Председательствующий подпись