Дело № 2-235/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 сентября 2011 года г. Нолинск Нолинский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Филип Е.Е., с участием помощника прокурора Огаркова А.Н., при секретаре Насурдиновой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нолинского района Кировской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Благоустройство», администрации муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области о понуждении устранить нарушения экологического законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Нолинского района Кировской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц на том основании, что в ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды производиться в неустановленном месте складирование отходов производства и потребления. В соответствии с ч.2 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Согласно ч. 7 ст. 12 ФЗ № 89 запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. В силу ст. 13 Федерального закона № 89 территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий захламления земель. В силу требований ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических правил, нормативов, не допускать захламления на землях соответствующих категорий. По договору <№ обезличен> от 08 мая 2010 года администрацией Нолинского района Кировской области администрации муниципального образования Нолинское городское поселение передан в безвозмездное пользование земельный участок площадью 4,5 га в урочище Поповщина (кадастровый номер <№ обезличен>) для временного хранения древесных отходов. В тех же целях по соглашению от 08 мая 2010 года администрация Нолинского городского поселения разрешила использовать данный земельный участок МУП «Благоустройство». При этом указанный объект для размещения отходов был создан в отсутствие соответствующего разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Указанный объект не был внесен в государственный реестр объектов размещения отходов (на территории Нолинского района таким объектом является полигон ТБО «Нолинский»). На указанном земельном участке размещены твердые бытовые отходы (картонные коробки, текстиль, стеклянная и пластиковая тара, полиэтилен, непригодные предметы обихода граждан и т.п., при чем, часть отходов складирована в полиэтиленовых и полипропиленовых мешках), отходы от ремонта зданий (остатки кровли, отходы штукатурки и прочее). Ориентировочное количество размещенных отходов -32000 куб. м., т.к. 40000 кв.м. -площадь, занятая отходами, 0,8 куб.м. - средняя высота размещенных отходов. По всему земельному участку, занятому отходами, имеются следы сжигания отходов. Место складирования твердых бытовых отходов не огорожено, не оканавлено. При этом мер к утилизации, переработке имеющихся отходов, очистке от захламления земельного участка ответчиками не принято. Несоблюдение требований приведенного законодательства ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, а также ведет к нерациональному использованию и порче земель. Наличие на территории района не предназначенной для этих целей свалки нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. Прокурор просит признать действия ответчиков незаконными и возложить обязанность на устранение нарушений действующего законодательства в течение месяца со дня вступления в силу решения суда. В судебном заседании помощник прокурора Нолинского района Кировской области Огарков А.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика директор МУП «Благоустройство» Рухлядев В.А. не возражает против устранения нарушений, однако считает, что отвечать самостоятельно он не должен, поскольку земельный участок ему отвела администрация города, поэтому считает, что он выполнял свою работу по вывозу древесных отходов на законном основании. Свалку мусора он устраняет, и считает, что в течение месяца, земельный участок будет очищен полностью. Представитель ответчика - представитель администрации муниципального образования Нолинский муниципальный район в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка в получении судебной повестки, причину неявки суду не сообщили. Представитель третьего лица - представитель администрации муниципального образования Нолинского городского поселения в судебное заседание не явился, о времени месте слушания дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка в получении судебной повестки, причину неявки суду не сообщил. Выслушав мнение участников судебного разбирательства, суд считает, что дело возможно рассмотреть в отсутствии не явившихся лиц по имеющимся доказательствам. Выслушав мнение истца, представителя МУП «Благоустройство» Рухлядева В.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение исполнение обязанностей в натуре. В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. В соответствии со ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», - «Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ». Согласно ч. 2 ст. 2 указанного закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств (бытовые отходы, которые вывозятся на данный земельный участок собираются с территории Нолинского городского поселения). По информации Нолинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области место для свалки древесных отходов определено на землях государственного земельного запаса (л.д. 9). Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев (ч.2 ст. 103 ЗК РФ). В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организации благоустройства территории поселения. В силу требований ст. 41 и ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которые не оказывают вредного воздействия на человека. Данное правило прежде всего обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства. По положениям ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке. Согласно ст. 13 ФЗ от 04.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», - «Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ». Кроме того, согласно ст. 18 ч. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», - «К полномочиям органов местного самоуправления поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора». Также, на основании ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», - «Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и почву». В соответствии со ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», - «Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ». Суду представлена справка выявленных нарушений природоохранного законодательства по обращению с отходами производства и потребления на территории Нолинского района от 28 июля 2011 года (л.д. 14-15), где отражено, что при визуальном осмотре указанной выше территории выявлено следующее: размещены древесные отходы (ветки, сучья), твердые бытовые отходы (картонные коробки, текстиль, стеклянная и пластиковая тара, полиэтилен, непригодные предметы обихода граждан и т.п., причем часть отходов складирования в полиэтиленовых и полипропиленовых мешках); отходы от ремонта зданий (остатки кровли, отходы штукатурки и прочее). Ориентировочное количество размещенных отходов - 32000 куб. м., т.к. 40000 кв.м. - площадь, занятая отходами, 0.8 м - средняя высота размещенных отходов. Кроме этого отходами захламлена территория, прилегающая к земельному участку, переданному в безвозмездное пользование. По всему земельному участку, занятому отходами имеются следы сжигания отходов. Место складирования твердых бытовых отходов не огорожено, не оканавлено. Организация несанкционированной свалки отходов является нарушением ч.1 ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7_ФЗ в части неосуществления сбора, использования, захоронения, отходов условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды и ч.2 ст. 51 данного Закона в части допущения сброса отходов на почву. Суду представлена фототаблица к упомянутой справке, на которой изображена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (л.д.16-20). Между администрацией Нолинского муниципального района и администрацией муниципального образования Нолинское городское поселение 08 мая 2010 года заключен договор <№ обезличен> безвозмездного срочного пользования земельного участка. Согласно данному договору администрация района передала в безвозмездное срочное пользование земельный участок местоположение которого указано: Нолинский район, урочище Поповщина в границах указанных в плане земельного Участка, прилагаемого к настоящему Договору и являющееся его неотъемлемой частью, площадью 4,5 га. Разрешенное использование: для временного хранения древесных отходов. Срок использования указан с 02 июня 2010 года по 30 мая 2011 года (л.д. 29-32). В силу соглашения от 08 мая 2010 года заключенного между администрацией МО Нолинского городского поселения и МУП «Благоустройство» предоставлено право последнему на вывоз и хранение древесных отходов на земельном участке, находящимся в Нолинском районе - урочище Поповщина (л.д. 33). Суд считает, что указанные договоры противоречат действующему законодательству и не должны быть приняты во внимание в части ослабления вины ответчиков при нарушении действующего природоохранного законодательства. Таким образом, бездействие администрации муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области и администрации МУП «Благоустройство», выразившееся в создании несанкционированной свалки, ведет к нарушению гарантированного ст. 58 Конституции РФ права жителей на благоприятную окружающую среду. В связи с изложенным выше, суд находит, что заявление прокурора Нолинского района Кировской области в защиту интересов неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению. Руководствуясь ч.2 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», ст. 12, 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 11, 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 12, 150 ГК РФ, ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Нолинского района Кировской области удовлетворить. Признать незаконными действия муниципального унитарного предприятия «Благоустройство» и администрации муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области по организации места размещения отходов производства и потребления на земельном участке в урочище Поповщина Нолинского района Кировской области, кадастровый номер <№ обезличен>. Обязать муниципальное унитарное предприятие «Благоустройство» и администрацию муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области устранить свалку отходов производства и потребления на земельном участке в урочище Поповщина Нолинского района Кировской области, кадастровый номер <№ обезличен> в месячный срок со дня вступления данного решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путём подачи жалобы через Нолинский районный суд. Мотивированное решение будет изготовлено 30 сентября 2011 года. Председательствующий - подпись.