Решение по делу 2-231/2011



Дело № 2-231/2011

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2011 года                                                              г. Нолинск

Нолинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Филип Е.Е.

с участием заместителя прокурора Нолинского района Кировской области Двоеглазовой Н.Н.

при секретаре Насурдиновой Л.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нолинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Перевозское сельское поселение об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.

У С Т А Н О В И Л:

            Прокурор Нолинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, поскольку нарушаются права граждан органами местного самоуправления в части соблюдения законодательства о местном самоуправлении в РФ, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также природоохранного законодательства в муниципальном образовании Перевозское сельское поселение.

           В судебном заседании заместитель прокурора Нолинского района Кировской области Двоеглазова Н.Н. исковые требования поддержала и просит их удовлетворить в полном объёме.

          В судебное заседание глава администрации муниципального образования Перевозское сельское поселение Кощеев М.В. не явился, о времени и слушании дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка в получении судебной повестки. Выслушав мнение истца, суд считает возможным рассмотреть дело в заочном порядке.

         Представитель третьего лица юрисконсульт администрации Нолинского муниципального района Халевина О.И. с исковыми требованиями прокурора не согласна, поскольку главой администрации принимаются меры по устранению проблем с водоотведением. Так, в 2007 году в связи с ликвидацией колхоза «Ударник» имущество в идее очистных сооружений, канализационного коллектора и канализационных сетей было передано на баланс Перевозского сельского поселения. Имущество, а именно: канализационный коллектор и очистные сооружения, было передано в поселение в неисправном состоянии. Сразу же после передачи имущества администрацией района совместно с администрацией поселения была поставлена задача восстановить систему водоотведения в д. Перевоз, для чего в марте 2007 года администрацией Перевозского сельского поселения был заключен договор с ЗАО «Спецстройпроект» на проектно-изыскательские работы на сумму 57000 рублей, окончательная стоимость проектно-сметной документации составила 94000 рублей. По районной экологической программе, утвержденной решением Нолинской районной Думы от 27 ноября 2007 <№ обезличен>, были выделены ассигнования в сумме 64000 рублей. По вине ЗАО «Спецстройпроект» проектная документация была изготовлена только в 2008 году, сумма строительства очистных сооружений составила 12080400 рублей, после чего администрациями района и поселения ежегодно направлялись в область заявки на софинансирование строительства, т.к. бюджеты района и поселения не в состоянии финансировать строительство в полном объеме. На сегодняшний день ПСД отправлена администрацией поселения на государственную экспертизу, после положительного заключения которой будет подана заявка на участие в одной из Федеральных программ на 2012 год, для того чтобы выделили средства на софинансирование строительства новых очистных сооружений. Однако, поскольку ситуация остается напряженной, принято решение до строительства новых очистных сооружений провести мероприятия по установке насосной станции для перекачки канализационных стоков до недействующих очистных сооружений, для того чтобы предотвратить ситуацию с подтоплением подвалов домов. Для этого из резервного фонда Правительства Кировской области поселению выделены трубы и фекальный насос. Получены технические условия на подключение насосной станции к электросетям, изготавливаются акты балансовой принадлежности. На сегодняшний день администрацией Перевозского сельского поселения заключен договор на выполнение данных работ с ООО «Партнер-Плюс». Специалистами данной организации определены объемы работ и составлена дефектная ведомость для составления сметной документации. Финансирование выполнения данных работ предусмотрено в бюджете поселения в сумме 70000 рублей.

         Выступающий в качестве третьего лица главный государственный санитарный врач по Уржумскому, Лебяжскому, Нолинскому, Немскому, Сунскому районам Кировской области Липатников А.В. поддержал требования прокурора и пояснил, что отсутствие очистных сооружений и нарушение юридическим лицом действующих санитарных правил может способствовать возникновению угрозы причинения вреда здоровью и жизни граждан, что является грубым нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Глава Перевозской администрации не обращался к нему за советом, как лучше выйти из того состояния, которое имеется в настоящее время. Поскольку объем не очень большой, то возможно воспользоваться услугами фирмы «Чистый дом», где можно заказать накопительные агрегаты для сточных вод, в которых все фекалии перерабатываются, очищаются и остаётся твердый осадок, идущий на удобрение, а вода вытекает уже очищенная и пригодна для хозяйственных нужд. Также возможно осуществлять сточные воды в выгребные ямы. Использование фекального насоса не считает целесообразным, поскольку сточные воды будут поступать в неработающие очистные сооружения, там они очищаться не будут и есть возможность воспользоваться шлюзом, и не переработанные не очищенные сточные воды будут вылиты в р. Воя, что может усложнить экологическую обстановку не только в д. Перевоз, но в других местностях. Поэтому глава администрации в августе 2010 года был привлечен к административной ответственности, однако мер к устранению сложившейся ситуации не предпринял и по настоящее время. Строительство очистных сооружений может затянуться на долгое время, а сточные воды стекают в почву ежедневно.

          

          Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

          Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В соответствии со ст.ст. 40, 130 Конституции РФ основным назначением местного самоуправления является решение вопросов местного значения.

Согласно п.3 и п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Статья 42 Конституции РФ указывает на то, что каждый гражданин имеет право на благоприятную экологическую среду.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязанность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 10 данного закона управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными актами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ст. 11 указанного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.

Требованиями ст. 44 указанного Закона предусмотрено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем. При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среду и экологической безопасности в соответствии с законодательством.

Положениями ст. 51 указанного Закона установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

В силу ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с п. 5.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

Так, в п.9.1 и п. 9.2 Санитарно-эпидимиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.1002-00 не допускается захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, необходимо своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления), нарушающих санитарно-гигиенические условия.

В соответствии с п. 1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденного администрацией поселения.

В судебном заседании установлено, что не в полной мере решается вопрос администрацией Перевозского сельского поселения в части надлежащей организации водоотведения в д. Перевоз. Канализация, которая подведена к жилым домам по <адрес> в д. Перевоз, находится в муниципальной собственности поселения. Стоки самотеком вытекают на дорогу и луга, канализационные колодцы постоянно забивает и топит подвалы домов, обслуживанием канализации никто не занимается, население самостоятельно нанимает машины и откачивает нечистоты.

В соответствии с п. 5.4. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

Главой администрации Нолинского района Кировской области 04 марта 2009 года <№ обезличен> вынесено постановление, в котором администрации Перевозского сельского поселения разрешено разработать проектную документацию для строительства объекта «Очистные сооружения в д. Перевоз Нолинского района Кировской области» в границах земельного участка. Рекомендовано при разработке проектной документации выполнить все требования статей 47, 48, 49 главы 6 Градостроительного кодекса РФ. Администрация Перевозского сельского поселения предупреждена о том, что настоящее постановление является основанием для последующего предоставления земельного участка для строительства объекта «Очистные сооружения в д. Перевоз Нолинского района Кировской области» и действуют в течение трех лет. Обязательства администрации Нолинского района по последующему предоставлению земельного участка для строительства объекта прекращается в случае не предоставления к указанному сроку письменной заявки о предоставлении земельного участка в аренду или иное пользование (л.д. 13). Акт обследования земельного участка под строительство очистных сооружений: Кировская область, Нолинский район, д. Перевоз администрация МО Перевозское сельского поселения составлен 20 октября 2006 года. Разработан рабочий проект очистных сооружений в д. Перевоз Нолинского района Кировской области по договору 3016/2007 от 02 марта 2007 года по заказу администрации образования сельского поселение Перевозское (л.д. 20-33).

Суду представлена копия договора подряда от 25 января 2011 года, согласно которому администрация поселения в роли заказчика заключила указанный договор с подрядчиком ООО «Родник» для очистки и откачки наружной канализации в д. Перевоз срок начала работ 25 января 2011 года окончание работ 27 января 2011 года с оплатой в размере 17353 рубля 95 копеек. Из акта сдачи-приемки оказанных услуг усматривается, что откачка и вывозка стоков составила 9 часов по цене 661 рубль 05 копеек на общую сумму 5949 рублей 45 копеек, очистка канализационных колодцев составила 10 часов по цене 11556 рублей, а всего 17353 рубля 95 копеек (л.д. 37).

Должностное лицо, глава администрации Перевозского сельского поселения Кощеев М.В. главным государственным санитарным врачом по Уржумскому, Лебяжскому, Нолинскому, Немскому, Сунскому районам Кировской области Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Уржумском районе А.В. Липатниковым признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 6.3. КоАП РФ и назначено наказание в виде 500 рублей административного штрафа за то, что 23 июня 2010 года с 11 часов до 12.00 часов по адресу: <адрес> при проведении проверки прокуратурой Нолинского района, установлено, что главой Перевозского сельского поселения, допущенное нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, а именно: в нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: п.5.4 СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования к профилактике инфекционных и паразитических болезней», пунктов 9.1, 9.2 СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», п. 1.2 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» № 42-128-4690-88 от 05 августа 1988 года, статьи 21 Федерального Закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в ходе осмотра установлено, что на прилегающей территории дома <№ обезличен> и дома <№ обезличен> обнаружено скопление канализационных стоков, кроме того, под автодорогой по <адрес>, проложена труба через которую канализационные стоки распространяются по направлению к бане. Кроме того, по предписанию <№ обезличен> о проведении расследований, обследований, исследований, токсикологических и иных видов оценок от 17 июня 2010 года ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области в Уржумском районе» проведен отбор проб почвы, исследования которой показали, что пробы почвы не соответствуют санитарным правилам по бактериологическому составу (индекс БГКП и индекс энтерококков) (л.д. 48-50).

Администрацией Перевозского сельского поселения 14 июля 2011 года заключен договор подряда с ООО «Партнер-Плюс» о том, что в период с 18 июля 2011 года по 10 августа 2011 года будет выполнен из материалов подрядчика «Ремонт напорной канализационной станции в д. Перевоз Нолинского района» на сумму 67385 рублей (л.д. 67-72). Однако, на сегодняшний день, акт сдачи и приемки выполненных работ, суду не представлен. Не известно выполнены эти работы или нет. Из письменного отзыва на заявленный иск прокурора Кощеев М.В. указал, что на ремонт канализационной системы предусмотрено 70000 рублей из бюджета. Работы обществом «Партнер-Плюс» планируются на первую половину августа, что противоречит представленному договору от 14 июля 2011 года.

При таких обстоятельствах, суд считает, что администрацией муниципального образования Перевозского сельского поселения не в полной мере принимаются к устранению сложившейся проблемы с канализационной сетью многоквартирных домов, школы и детского сада. Глава района не изыскивает каких-либо новых решений в разрешении сложившейся ситуации. Поскольку нарушение юридическим лицом действующих санитарных правил может способствовать возникновению угрозы причинения вреда здоровью и жизни граждан.

Однако, суд также принимает во внимание, что обязать администрацию Перевозского сельского поселения выстроить новые очистные сооружения, невозможно, поскольку денежные затраты в размере двенадцати с половиной миллионов рублей изыскать поселение самостоятельно не может. Район также не может оказать содействие в данном вопросе. Отсутствие софинансрования области и федеральных служб не позволяет выполнить объем работ по возведению новых очистных сооружений. Использовать же старые очистные сооружения также не безопасно для соблюдения требований о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

На основании изложенного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению только в части признания незаконными бездействия администрации муниципального образования Превозского сельского поселения Нолинского района Кировской области, выразившиеся в не непринятии мер по надлежащей организации водоотведения.

Руководствуясь ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 3, 10, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, ст. 8 и ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 215 ГК РФ, ст. ст. 45, 194-199, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:          

          Исковые требования прокурора Нолинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Перевозское сельское поселение Нолинского района Кировской области об оспаривании бездействий органа местного самоуправления удовлетворить частично.

          Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Преревозское сельское поселение Нолинского района Кировской области, выразившееся в не непринятии мер по надлежащей организации водоотведения в д. Перевоз Нолинского района Кировской области, в остальной части исковых требований, отказать.

          Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путём подачи жалобы через Нолинский районный суд, с правом не явившейся стороны в семидневный срок подать заявление с просьбой пересмотра данного дела.

        Полностью мотивированное решение будет изготовлено 26 сентября 2011 года.

           

Председательствующий - подпись.