Решение по делу 2-238/2011



Дело № 2-238/2011

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 октября 2011 года                                                               г. Нолинск

Нолинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Филип Е.Е.

с участием заместителя прокурора Нолинского района Кировской области Двоеглазовой Н.Н.

представителей ответчика ООО «Жилкоммунсервис» Гребневой Г.В., Суслопаровой Н.А., представителя ответчика ООО «Центр расчетов с потребителями города Нолинска» Погудиной М.В. и представителя третьего лица ОАО «Коммунэнерго» Усцовой О.Н.

при секретаре Насурдиновой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нолинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Жилкоммунсервис», обществу с ограниченной ответственностью «Центр расчетов с потребителями города Нолинска» о признании действий в части проведения корректировки за представленные услуги по теплоснабжению незаконными и возложении обязанностей произвести перерасчет,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Нолинского района обратился в суд с данным иском на том основании, что ООО «Жилкоммунсервис» является Управляющей компанией, осуществляющей предоставление коммунальных услуг населению, и по договору с ОАО «Коммунэнерго» осуществляет поставку тепловой энергии от ОАО «Коммунэнерго» населению.

Свое право на корректировку размера платы за отопление в жилых домах за период с октября 2009 года по сентябрь 2010 года, а затем за 2010 календарный год ООО «Жилкоммунсервис» делегировало ООО «Центр расчетов с потребителями г. Нолинска».

Установлено, что ООО «Жилкоммунсервис» является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов города Нолинска и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению в силу Правил, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию. Вместе с тем, установлено, что в жилых домах, в которых произведена корректировка платы за отопление отсутствует узел учета тепловой энергии, в связи с чем, корректировку платы за отопление следует производить исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 ФЗ от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством РФ с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Положениями Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

Согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами (п.16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п.13). Поэтому управляющая компания могла провести корректировку платы за отопление жителям жилых домов, не оборудованных приборами учета, только при изменении тарифа, либо норматива по отоплению. Поэтому ответчики произвели корректировку на незаконных основаниях. Просит признать действия ответчиков, выразившиеся в проведении корректировок за предоставленные услуги по теплоснабжению жителям многоквартирных домов города Нолинска, не оборудованными приборами учета тепловой энергии и находящимися в управлении ООО «Жилкоммунсервис» незаконными. Обязать ответчиков провести перерасчет платы услуги теплоснабжения жителям многоквартирных домов города Нолинска, не оборудованными приборами учета тепловой энергии и находящимся в управлении ООО «Жилкоммунсервис» исключив из квитанции по оплате за отопление за июнь 2011 года корректировку данной платы, излишне уплаченные денежные средства вернуть жителям данных жилых домов.

            В судебном заседании заместитель прокурора Нолинского района Кировской области Двоеглазова Н.Н. исковые требования поддержала и просит их удовлетворить в полном объеме.

              Представители ответчика ООО «Жилкоммунсервис» Гребнева Г.В. и Суслопарова Н.А. с исковыми требованиями прокурора не согласны. В своих устных пояснениях и письменном отзыве изложили следующее: ООО «Жилкоммунсервис» является управляющей организацией. С ресурсоснабжающей организацией ОАО «Коммунэнерго» заключен договор теплоснабжения в горячей воде для нужд жилищного фонда. С ООО «ЦРП г. Нолинска» заключен агентский договор на начисление и сбор платежей за отопление с населения. ОАО «Коммунэнерго» выставляет счета ООО «Жилкоммунсервис» за отпущенную теплоэнергию для населения в течение отопительного периода по приборам учета, по домам, где нет приборов учета - расчетным методом в зависимости от температуры наружного воздуха. Суммы каждый месяц бывают разными. Население (без приборов учета) оплачивает за отопление по нормативам, установленным Решением Нолинской районной Думы по группам домов (в зависимости от этажности) в течение календарного года (12 месяцев). В соответствии с п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг, Постановление Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года при отсутствии коллективных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется по нормативу (п.п. 1, п.1 приложения № 2 к настоящим Правилам). При этом производится 1 раз в год корректировка размера платы за отопление в соответствии с пп.2, п.1 приложения № 2 к настоящим Правилам. Размер корректировки определяется разностью между суммой предъявленной ОАО «Коммунэнерго» по счетам и суммой оплаченной населением по нормативам теплоснабжения за год. ООО «Жилкоммунсервис» в апреле месяце письмом № 40 от 13 апреля 2011 года делегировало право на корректировку за отопительный период с октября 2009 года по сентябрь 2010 года ООО «ЦРП г. Нолинска». Прокуратура в своем представлении от 13 июня 2011 года № 02-04-2011 указала на нарушение в периоде исчисления корректировки. Прокуратурой указано, что корректировка может производиться и быть предъявленной к оплате за календарный 2010 год. ООО «Жилкоммунсервис» исправила расчеты и в письме № 56 от 22 июня 2011 года делегировало право на корректировку за календарный 2010 год ООО «ЦРП г. Нолинска». Жители многоквартирных домов были предупреждены о предстоящей корректировке. ООО «Жилкоммунсервис» вывесило суммы доначисления за отопление в подъезды многоквартирных домов в апреле месяце 2011 года, и была опубликована статья в газете «Сельская новь». Новые Правила предоставления коммунальных услуг № 354 от 06 мая 2011 года, которые отменяют Правила № 307, вступают в силу по истечении двух месяцев после вступления в силу изменений в Правила № 306, проект которых предоставляется в трехмесячный срок в Минэкономразвитие РФ со дня выхода Постановления № 354. На момент произведения корректировки население было предупреждено и Новые Правила № 354 еще не вступили в действие.

         Представитель ответчика ООО «Центр расчетов с потребителями города Нолинска» юрист М.В. Погудина, с исковыми требованиями прокурора не согласная и в своем отзыве указала, что ООО «ЦРП г. Нолинска» в соответствии с Уставом предприятия и на основании агентского договора за <№ обезличен> от 01 октября 2007 года заключенного между ООО «ЦРП г. Нолинска» и Управляющей компанией «Жилкоммунсервис», производит начисление и сбор платежей за отопление с населения, в соответствии Жилищным законодательством РФ и Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». На основании п. 19 данного Постановления: «При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Приложения № 2 к настоящим Правилам. На основании письма № 40 от 13 апреля 2011 года УК ООО «Жилкоммунсервис» и в соответствии с вышеуказанным пунктом Постановления Правительства РФ, первоначально делегировало право ООО «ЦРП г. Нолинска» на проведение корректировки размера платы за отопление за период с октября 2009 года по сентябрь 2010 года. По данной корректировке Прокуратурой района была проведена проверка в ходе которой выяснилось, что ООО «Жилкоммунсервис» не вправе производить корректировку суммы доначисления за 2009 год, а может произвести и предъявить к оплате корректировку суммы доначисления за отопление лишь за календарный год. В июне 2011 года ООО «Жилкоммунсервис» вновь делегировало право ООО «ЦРП г. Нолинска» на корректировку размера платы за отопление в жилых домах за период с января по декабрь 2010 года. Поэтому начисление на первичной корректировке было сделано на минус в июне месяце 2011 года, и в этом же месяце была начислена новая корректировка за календарный год.

           Представитель третьего лица ОАО «Коммунэнерго» юрисконсульт Усцова О.Н. с исковыми требованиями прокурора Нолинского района Кировской области не согласна и указала, что в соответствии с п. 19 Правил № 307 при отсутствии коллективных (общедомовых) общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется по формуле в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам по формуле. Таким образом, при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии) приобретенного в целях его потребления, решается исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населению, которые согласно приложению № 2 к Правилам № 307, учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги. Исходя из смысла Правил № 307 проведение корректировки размера платы за отопление является не правом, а обязанностью исполнителя коммунальных услуг.

Выслушав показания сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В обслуживании Управляющей компании ООО «Жилкоммунсервис» находятся многоквартирные дома не имеющие приборов учета тепловой энергии, а именно: дом № 42 по ул. Коммуны, дом № 28 по ул. М. Горького, дома № 45 и № 47 по ул. Фрунзе, дом № 13 по ул. Бехтерева, дом № 26 по ул. Ильинской, дома № 66, № 37, № 30 и № 77б по ул. Первомайской, дома № 15, № 50, № 50а по ул. Коммуны, дома № 30, № 39 по ул. Федосеева, д. № 19а по ул. Чапаева в городе Нолинске (л.д. 20-21).

По договору теплоснабжения в горячей воде для нужд жилищного фонда <№ обезличен> от 30 июля 2007 года заключенный между ОАО «Коммунэнерго» («Энергоснабжающая организация») и ООО «Жилкоммунсервис» («Управляющая компания») (л.д. 92-111), следует, что согласно п.3.1 Договора энергоснабжающая организация обязуется подавать через присоединенную сеть (сеть, надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатации которой осуществляет Управляющая компания) тепловую энергию в горячей воде для нужд теплоснабжения (отопление и горячее водоснабжение) жилищного фонда, находящегося в управлении Управляющей компании (далее объекты жилищного фонда Управляющей компании) определенной договором максимальной тепловой нагрузке на границы раздела эксплуатационной ответственности сторон по присоединенным тепловым сетям Управляющая компания обязуется соблюдать предусмотренный Договором режим потребления тепловой энергии, рационально использовать и своевременно оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель (горячую сетевую воду), невозвращенный в тепловую сеть Энергоснабжающей организации, а также обеспечивать безопасность эксплуатации присоединенной сети и исправность используемых на объектах жилищного фонда приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.

В силу п. 6.3 данного договора подлежащая оплате величина потребления тепловой энергии и использованного теплоносителя определяется по показаниям приборов учета и контрольно-измерительных приборов, допущенных Энергоснабжающей организацией в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил учета тепловой энергии и теплоносителя и иных нормативных документов по обеспечению единства измерений, при этом при отсутствии приборов учета на объектах жилищного фонда Управляющей компании и наличии присоединенной сети у Управляющей компании, или у организации осуществляющей передачу тепловой энергии Управляющей компании, количество потребленной тепловой энергии, определенное расчетным методом, увеличивается на величину тепловых потерь в этих сетях (п.6.3.2 договора).

По соглашению <№ обезличен>от 20 июня 2011 года к данному договору, следует, что пункт 5.3. раздела 5 «Обязанности сторон» дополнить подпунктом 5.3.15 следующего содержания: «Производить корректировку размера платы за отопление в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307». Настоящее соглашение вступает в силу с момента подписания сторонами, распространяется на правоотношения, возникшие с 01 июля 2007 года. Из этого документа следует, что право на корректировку на 2010 года не было урегулировано между сторонами.

Между ООО «Жилкоммунсервисом» («Принципал») и ООО «Центр расчетов с потребителями города Нолинска» («Агент») 01 октября 2007 года заключен агентский договор <№ обезличен>. В силу п.1.1. по настоящему договору Агент обязуется совершать от своего имени, но за счет Принципала, действия по начислению и сбору с населения, проживающего в жилищном фонде, расположенном на территории города Нолинска, отапливаемом от котельных ОАО «Коммунэнерго» за жилищно-коммунальные услуги (отопление и за отопление мест общего пользования отключенных квартир от центрального отопления, именуемые в дальнейшем - «теплоснабжение»), а Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за оказываемые услуги в размере, указанном в настоящем договоре (л.д. 45).

      Норматив потребления тепловой энергии, утвержден решением Нолинской городской Думы от 26 ноября 2009 года <№ обезличен> для пятиэтажных домов - 0,01596 Гкал/м2, для трехэтажных и четырехэтажных домов - 0,01957 Гкал/ м2, двухэтажные дома по третьей группе - 0,03114 Гкал/ м2 и двухэтажные дома по четвертой группе - 0, 02806 Гкал/ м2, одноэтажные дома - 0,03028 Гкал/ м2 (л.д. 75). Тариф на тепловую энергию, утвержден на 2010 год решением региональной службы по тарифам Кировской области от 04 декабря 2009 года <№ обезличен> в размере 1900,8 руб/Гкал (с НДС - 2242, 94 руб/Гкал (л.д. 71).

          В связи с превышением объемов теплоотпуска за отопительный период ответчики произвели корректировку платы за отопление в сторону увеличения. Из представленных суду счетов-квитанций за июнь 2011 года усматривается, что квартиросъемщикам произведена корректировка по отоплению за 2010 год по отоплению и выставлены счета по её погашению (л.д. 7-9).

          В обоснование проведения корректировки ответчики ссылаются на правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года.

В соответствии с положениями ч.1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режиме потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ст. 451 ч.1 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и соблюдать режим подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).

Жилищный кодекс РФ в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с п. 13 данных Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.

Согласно п. 16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг № 307 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 также предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам РФ.

Нормой, содержащейся в абзаце втором п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг № 307, предусмотрено, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Согласно п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг № 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Суду представлен расчет корректировки за период с января 2010 года по декабрь 2010 года по <адрес> (л.д. 29), которая произведена по формуле с определением расчетным путем размера оплаты за потребленную тепловую энергию на основании динамики объема теплопотребления. Аналогично произведена корректировка и по другим домам.

В силу ч.13 ст. 155 ЖК РФ наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги вином размере, если иной срок не установлен договором управления.

Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

          Вместе с тем, положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», предусматривают, что размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, установление нормативов потребления и тарифов находится в компетенции Регистрационной службы по тарифам Кировской области.

         В установленном законом порядке изменение тарифов и нормативов не производилось.

Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 года № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты РФ», согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 157 ЖК РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год.

Предельные индексы согласно п.20 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 декабря 2005 года № 184-ФЗ) - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным ст. 14 данного Федерального закона (п.1 ст. 13 (в редакции от 18 октября 2007 года)). Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (п.3 ст. 13).

Федеральным законом от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергосберегающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ (ч.ч. 1, 4 ст. 2).

Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (п. 16).

Также суд считает, что применение при расчете объема потребленной населением тепловой энергии по Методике определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации от 06 мая 2000 года № 105 (далее - Методика № 105) является неправомерной. Так, в соответствии с п. 19 Правил № 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 п.1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 п.1 приложения № 2 к настоящим Правилам. Согласно подпункту 2 пункта 1 приложения № 2 к Правилам № 307 размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется исполнителем по определенной формуле. Формулы корректировки предусматривают включение в неё показателей, определяемых ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В судебном заседании было установлено, что при расчете корректировки объем фактического потребления тепловой энергии был определен на основании Методики № 105. В то же время Методика № 105 является практическим пособием для теплоснабжающих организаций системы жилищно-коммунального хозяйства и потребителей - юридических лиц, потребляющие установки которых присоединены к водяным тепловым сетям систем коммунального теплоснабжения, при осуществлении коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя. Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, и положений. Методика № 105 не является нормативным правовым актом и не зарегистрирована в Минюсте РФ, следовательно, она не может быть использована при разрешении вопроса о расчете корректировки по отоплению, отпущенному населению. Иного, принятого в установленном порядке правового акта, регламентирующего расчетный метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, в настоящее время не имеется.

Тем самым, Методика № 105, на основании которой проводится расчетный метод определения количества отпущенной в жилые дома тепловой энергии при отсутствии приборов учета, противоречит положениям Правил № 307, которыми установлено, что при отсутствии средств измерения в жилых домах объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306. Также расчетный метод, указанный в Методике № 105 противоречит положениям ст. 157 ЖК РФ, которыми установлено, что при отсутствии приборов учета тепловой энергии в жилым домах, объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных услуг.

При таких обстоятельствах, суд считает, что при отсутствии общедомовых приборов учета, ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять счета исходя из нормативов потребления и тарифов, установленных органами исполнительной власти субъекта.

         

              Руководствуясь ст. 544 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановление Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

              Исковые требования прокурора Нолинского района Кировской области удовлетворить.

         Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Жилкоммунсервис» и общества с ограниченной ответственностью «Центр расчетов с потребителями города Нолинска», выразившиеся в проведении корректировки за предоставленные услуги по теплоснабжению жителям многоквартирных домов города Нолинска, необорудованными приборами учета тепловой энергии и находящимся в управлении ООО «Жилкоммунсервис» (за отопительный период 2009-2010 года), за календарный 2010 год, незаконными.

            Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилкоммунсервис» и общество с ограниченной ответственностью «Центр расчетов с потребителями города Нолинска» произвести перерасчет платы услуги по теплоснабжению жителям многоквартирных домов города Нолинска, не оборудованными приборами учета тепловой энергии и находящимся в управлении ООО «Жилкоммунсервис», исключив из квитанций по оплате за отопление за июнь 2011 года корректировку данной платы, и излишне уплаченные денежные средства вернуть жителям данных домов.

           Взыскать государственную пошлину с общества с ограниченной ответственностью «Жилкоммунсервис» и общества с ограниченной ответственностью «Центр расчетов с потребителями города Нолинска» в доход государства по 200 рублей с каждого.

          Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путем подачи жалобы через Нолинский районный суд.

         Мотивированное решение будет изготовлено 10 октября 2011 года.

Судья - подпись.