Дело № 2-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2010 года г. Нолинск
Нолинский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Филип Е.Е.
с участием прокурора Двоеглазовой Н.Н. при секретаре Цепелевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нолинского района Кировской области в интересах неопределённого круга лиц к главе администрации муниципального образования Нолинского муниципального района <адрес> Грудцыну Н.Н, о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче разрешения <№ обезличен> от 30 декабря 2009 года на ввод в эксплуатацию здания начальной школы на 450 мест по адресу: <адрес> его отмене,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нолинского района обратился в суд с данным иском на том основании, что проведённой проверкой установлено, что глава администрации Нолинского района Грудцын Н.Н. в нарушение действующего законодательства, не имея полномочий по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на территории города Нолинска, которое в соответствии с требованиями ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ и ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ и Устава МО Нолинское городское поселение отнесено к компетенции администрации Нолинского городского поселения, выдал разрешение <№ обезличен> от 30 декабря 2009 года на ввод объекта в эксплуатацию здания начальной школы на 450 учащихся по адресу: <адрес>. Специалистами контролирующих органов были выявлены многочисленные нарушения законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии человека, о пожарной безопасности, а также правил технической эксплуатации электро- и теплоустановок. На основании постановлений Нолинского районного суда от 11 февраля 2010 года в связи с нарушениями действующего законодательства деятельность здания начальной школы города Нолинска приостановлена на 30 суток.
В судебном заседании выступающая в качестве истца старший помощник прокурора Нолинского района Кировской области Двоеглазова Н.Н. уточнила исковые требования, просит признать незаконными действия главы администрации муниципального образования Нолинский муниципальный район Грудцына Н.Н,, выразившиеся в выдаче разрешения <№ обезличен> от 30 декабря 2009 года о вводе в эксплуатацию здания начальной школы на 450 мест по адресу: <адрес> и признать данное разрешение недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.
Глава администрации Нолинского района Грудцын Н.Н. с требованиями прокурора согласен. Признание иска принято судом. Пояснил суду, что пришлось так поступить из-за окончания финансирования на строительство школы, а также крайней необходимости её городу.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию <№ обезличен> от 30 декабря 2009 года, подписанном главой администрации Нолинского района Грудцыным Н.Н,, указано, что администрация Нолинского района Кировской области разрешает ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: начальной школы на 450 учащихся, расположенного по адресу: <адрес> ( л.д. 5).
Согласно п. 20 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Статья 32 Устава муниципального образования Нолинское городское поселение (принят решением Нолинской городской Думы от 07 декабря 2005 года № 3/16) предусматривает, что выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию на территории поселения относится к компетенции администрации Нолинского городского поселения (л.д. 36-38). В статье 32 Устава муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области (принят решением Нолинской районной Думы от 07 июня 2005 года <№ обезличен>, с изменениями от 29 ноября 2006 года <№ обезличен>, от 30 ноября 2007 года <№ обезличен>) не отражено, что к компетенции администрации Нолинского района отнесена выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию (л.д. 25-28).
Решением Нолинской городской Думы от 15 декабря 2009 года <№ обезличен> утверждено, что администрация муниципального образования Нолинское городское поселение передала администрации Нолинского района осуществление части своих полномочий, а именно по подготовке нормативных документов - разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. Отсутствуют данные о том, что было передано и право подписи (л.д. 41).
Тем самым глава администрации Нолинского района Грудцын Н.Н.превысил свои полномочия, подписав спорное разрешение.
Согласно п. 6 ст. 54 Градостроительного Кодекса РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В акте итоговой проверки № 07/113-А при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства от 28 декабря 2009 года указано на 27 пунктов нарушений, которые необходимо устранить до ввода объекта в эксплуатацию (л.д. 6-8). Данные нарушения устранены не были.
В силу ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации (п.1).
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (п.2).
К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса (п.З).
Указанные в пунктах 6 и 9 части 3 настоящей статьи документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (п. 3.1).
Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет (п. 4).
Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы (п. 4.1).
Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства. В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится (п. 5).
Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (п. 6).
Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме указанных в части 6 настоящей статьи оснований, является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 настоящего Кодекса. В таком случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, сведений о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или одного экземпляра копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (п. 7).
Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке (п. 8).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается застройщику в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (п. 9).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (п. 10).
В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана (п. 11).
Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 12).
Из сообщения Управления государственного строительного надзора Департамента строительства и архитектуры Кировской области от 17 февраля 2010 года № 241-56-06-01 следует, что Управление государственного строительного надзора департамента строительства и архитектуры Кировской области заключение о соответствии требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации на объект капитального строительства «Начальная школа на 450 мест в г. Нолинске Кировской области», расположенный по адресу <адрес>, не выдавало (л.д. 56). Дача заключения государственного строительного надзора на здание начальной школы является обязательным в силу требований ст. 54 Градостроительного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, суд считает, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию <№ обезличен> от 30 декабря 2009 года вынесено в нарушение действующего законодательства и подлежит признанию его недействующим с момента вступления в законную силу данного судебного решения, поскольку было открытие школы, в неё проводились занятия, а также осуществлялись другие мероприятия по её обустройству и финансированию.
Руководствуясь ст. 54, 55 Градостроительного Кодекса РФ, ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Нолинского района Кировской области в интересах неопределённого круга лиц к главе администрации муниципального образования Нолинского муниципального района Кировской области Грудцыну Н.Н, о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче разрешения <№ обезличен> от 30 декабря 2009 года на ввод в эксплуатацию здания начальной школы на 450 мест по адресу: <адрес>, и его отмене, удовлетворить.
Признать незаконными действия главы администрации муниципального образования Нолинского муниципального района Кировской области Грудцына Н.Н,, выразившиеся в выдаче разрешения <№ обезличен> от 30 декабря 2009 года на ввод в эксплуатацию здания начальной школы на 450 мест по адресу: <адрес>.
Разрешение <№ обезличен> от 30 декабря 2009 года на ввод в эксплуатацию здания начальной школы на 450 мест по адресу: <адрес>, выданное главой администрации Нолинского района Грудцыным Н.Н,, признать недействующим с момента вступления в законную силу данного решения.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путем подачи жалобы через Нолинский районный суд.
Полностью мотивированное решение будет изготовлено к 01 марта 2010 года.
Судья