Решение по делу 2-80/2011



Дело № 2-80/2011

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 марта 2011 года г. Нолинск

Нолинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Горбуновой С.В.,

с участием заместителя прокурора Нолинского района Кировской области Двоеглазовой Н.Н.,

при секретаре Цепелевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нолинского района Кировской области в интересах Гавриловой Н.М. к администрации муниципального образования Татауровского сельского поселения о признании постановления главы администрации Татауровского сельского поселения Нолинского района Кировской области от 21 января 2011 года <№ обезличен> об отказе Гавриловой Н.М. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и возложении обязанности поставить Гаврилову Н.М. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 25 января 2011 года,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нолинского района обратился в суд с данным иском в интересах Гавриловой Н.М., являющейся вдовой участника Великой Отечественной войны, указав, что в ходе проведенной проверки установлено, что Гаврилова Н.М. 13 января 2011 года обратилась в администрацию Татауровского сельского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с подтверждающими документами.

Постановлением главы администрации Татауровского сельского поселения от 21 января 2011 года Гавриловой Н.М. в постановке на учет отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ в связи с тем, что предоставленные ею документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Гаврилова Н.М. проживает по договору социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда от 10 января 206 года по адресу <адрес>, где также зарегистрированы и проживают её сын ФИО4, сноха ФИО5, внуки ФИО6 и ФИО7 Указанный дом не в полной мере отвечает установленным для жилых помещений требованиям: дом 1982 года постройки, отопление печное, водопровода и канализации нет, цоколь фундаментов не утеплен и пропускает холод, стены под окнами и оконные блоки сгнили, перекрытие чердачное провисло, стены, пол и окна пропускают холод, в печи выпадают кирпичи; крыша скатная, кровля из асбоцементного шифера протекает, показатель микроклимата в жилом помещении не соответствует требованиям СанПиН 2,1,2,2645-10. Согласно заключения межведомственной комиссии Нолинского района от 10 февраля 2011 года данное жилое помещение в связи с неудовлетворительным техническим состоянием строительных конструкций и жилого жома в целом не соответствует предъявленных к жилым помещениям требованиям, дом признан непригодным для проживания.

Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Подпунктом 3 части 1 статьи 15, ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» предусматривается возможность обеспечения жильем лиц, являющихся участниками либо инвалидами Великой Отечественной войны. Так как Гаврилова Н.М., вдова участника Великой Отечественной войны ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, проживающая в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, в соответствии с п. 3 ст. 51 ЖК РФ имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, в силу преклонного возраста и наличия заболеваний не имеет возможности самостоятельно обратиться за защитой своих прав, прокурор обратился в суд в защиту её интересов и просит признать постановление главы администрации Татауровского сельского поселения от 21 января 2011 года <№ обезличен> незаконным и обязать администрацию Татауровского сельского поселения поставить Гаврилову Н.М. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 25 января 2011 года – со дня обращения Гавриловой Н.М. в прокуратуру Нолинского района.

В судебном заседании заместитель прокурора Нолинского района Двоеглазова Н.Н. исковые требования поддержала, просит их удовлетворить, так как жилое помещение, где проживает Гаврилова Н.М., не соответствует предъявляемым к жилым помещениям требованиям и признано непригодным для проживания, что подтверждается заключением межведомственной комиссии от 10 февраля 2011 года, представленном по поручению прокуратуры. Обжалуемое постановление администрации Татауровского сельского поселения является незаконным, так как было принято на основании акта обследования жилого помещения комиссией, созданной без учета требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. На момент вынесения оспариваемого постановления межведомственной комиссией жилое помещение, где проживает Гаврилова Н.М., не обследовалось, ответчиком не затребовались все документы, необходимые для решения вопроса о наличии оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ, для постановки Гавриловой Н.М.на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель ответчика Татауровского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Глава администрации муниципального образования Татауровского сельского поселения Топорищев Н.С. представил заявление, где просит рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями согласен.

Выслушав пояснения заместителя прокурора Нолинского района Двоеглазовой Н.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

Пунктом 3 части 1 ст. 21, ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ предусмотрено предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1. не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3. проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместной проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Законом Кировской области от 02 августа 2005 года № 349-ЗО установлен единый порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Кировской области. В соответствии со ст.ст. 8, 9 указанного Закона принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется на основании поданного гражданином заявления, к которому прилагаются документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе справки и копии финансово-лицевых счетов из жилищно-эксплуатационных служб о проживающих гражданах и характеристике жилых помещений, справки из организаций, аккредитованных на проведение технической инвентаризации, органов санитарно-эпидемиологических служб и других организаций, подтверждающие, что гражданин проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п.8). В исключительных случаях орган, осуществляющий принятие на учет, может затребовать другие документы, необходимые для принятия решения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Ст. 11 Закона предусматривает основания, когда допускается отказ в принятии граждан на учет, в том числе: не представлены предусмотренные статьей 9 настоящего Закона документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные настоящей статьей.

Гаврилова Н.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированная по месту жительства в <адрес> (л.д.10), является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ участника Великой Отечественной войны ФИО2, что подтверждается свидетельствами о браке и о смерти (л.д.13, 13 об.) и согласно удостоверения серии В <№ обезличен> имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен умерших военнослужащих по ст. 21 ФЗ «О ветеранах» (л.д.12).

13 января 2011 года Гаврилова Н.М. обратилась в администрацию муниципального образования Татауровского сельского поселения с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д. 7).

Постановлением главы администрации Татауровского сельского поселения от 21 января 2011 года <№ обезличен> Гавриловой Н.М. на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, так как представленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.6).

25 января 2011 года Гаврилова Н.М. обратилась в прокуратуру Нолинского района с заявлением (л.д.5) с просьбой обжаловать вышеназванное постановление.

Из представленных суду документов следует, что Гаврилова Н.М. проживает по адресу <адрес> по договору социального найма от 10 января 2006 года (л.д.15), где также зарегистрированы и проживают её сын ФИО4, сноха ФИО5, внучка ФИО6 и внук ФИО7, что подтверждается справкой администрации Татауровского СП от 13 января 2011 года (л.д.14).

Из копии технического паспорта жилого дома по указанному адресу усматривается, что он построен в 1982 году, фундамент кирпичный ленточный, стены брусковые с обшивкой, перекрытия деревянные отепленные, крыша асбестоцементная по деревянным стропилам, полы дощатые; состоит из четырех жилых комнат, двух кухонь, прихожей, коридора, общая площадь дома составляет 72,4 кв.м.; физический износ жилого дома – 34% (л.д.16-18).

Согласно сведений Управления Росреестра по Кировской области от 13 января 2011 года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним прав Гавриловой Н.М., ФИО7, ФИО4, ФИО5, ФИО6 на имеющиеся у них объекты недвижимости не зарегистрировано (л.д.27, 27 об., 28, 28 об.,29). По данным Межрайонной ИФНС России № 10 по Кировской области от 30 ноября 2010 года, у Гавриловой Н.М., ФИО5, ФИО7 и ФИО6 в собственности налогооблагаемого недвижимого имущества не числится, за ФИО4 числятся строения и сооружения по адресу <адрес> (л.д.23, 23 об., 24., 24 об., 25). По данным архива Нолинского филиала КОГУП «БТИ», за Гавриловой Н.М. недвижимого имущества (жилых зданий и помещений, нежилых строений и сооружений) до 01 июля 1998 года не зарегистрировано, что подтверждается справкой от 27 декабря 2010 года (л.д.26).

Пунктами 7, 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, в состав которой включаются представители этого органа местного самоуправления, представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Разделом вторым утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение.

В соответствии с п.п. 42, 43 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт дополнен с 18 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 года N 494 - см. предыдущую редакцию). При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

17 января 2011 года комиссией в составе председателя ФИО10, секретаря ФИО11, членов комиссии ФИО12, ФИО13, ФИО14 были проверены жилищные условия нанимателя Гавриловой Н.М., проживающей по адресу <адрес>, о чем составили акт проверки жилищных условий (л.д.30). В нем отражено, что дом состоит из четырех изолированных комнат жилой площадью 52,2 кв.м., квартира отдельная, в доме отсутствует водопровод, канализация; имеется электроснабжение и печное отопление. В доме проживают пятеро человек: вдова участника Великой Отечественной войны Гаврилова Н.М., ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 Комиссия вынесла заключение о пригодности данного дома для проживания.

Суду не представлено доказательств того, что данная комиссия является межведомственной и создана в целях проведения оценки жилого помещения и признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, что в составе комиссии присутствуют представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. Из представленного акта от 17 января 2011 года не усматривается, что проведена оценка соответствия жилого помещения установленным в вышеназванном Положении требованиям.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что комиссия, проводившая обследование жилого помещения, принадлежащего истице, создана с нарушением требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, и вынесенное комиссией заключение не соответствует требованиям указанного Положения.

Учитывая, что постановление об отказе Гавриловой Н.М. в постановке на учет принималось в том числе на основании решения неполномочной комиссии, созданной и вынесшей заключение с нарушением действующего законодательства, ответчиком не было предпринято мер к получению заключения межведомственной комиссии Нолинского района, оно не может быть признано законным.

В материалах дела имеется акт обследования межведомственной комиссией Нолинского района расположенного по адресу <адрес> жилого помещения от 10 февраля 2011 года, где указано, что жилой дом построен в 1982 году, процент износа составляет 34%, дом одноэтажный, брусковый, одноквартирный. Отопление печное, водопровода и канализации нет, газ баллонный. Цоколь фундаментов не утеплен и пропускает холод, стены под окнами сгнили, оконные блоки сгнили, перекрытие чердачное провисло, стены, пол и окна пропускают холод, в печи выпадают кирпичи. Крыша скатная, кровля из асбоцементного шифера протекает. Дом непригоден для проживания, капитальный ремонт проводить нецелесообразно (л.д.20). Согласно протокола № 23/К измерений микроклимата от 10 февраля 2011 года, произведенного филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области в Уржумском районе», в жилом помещении температура ниже допустимых величин (измерения проводились в 13.20 час., печь теплая, температура наружного воздуха -10 градусов Цельсия), показатель микроклимата (температура воздуха) в жилом доме не соответствует требованиям СанПиН 2,1,2,2645-10 (л.д.22).

По заключение межведомственной комиссии Нолинского района, жилой дом по адресу <адрес> в связи с неудовлетворительным техническим состоянием строительных конструкций и жилого дома в целом не соответствует предъявленным к жилым помещениям требованиям, наблюдается снижение несущих способностей конструкций жилого дома, показатель микроклимата в жилом доме не соответствует требованиям СанПиН 2,1,2,2645-10. Данный жилой дом непригоден для проживания, требуется улучшение жилищных условий для квартиросъемщиков (л.д.19).

Таким образом, межведомственная комиссия Нолинского района установила несоответствие жилого помещения, где проживает Гаврилова Н.М., требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и признала его непригодным для проживания.

Оценивая представленные доказательства, суд считает установленным, что жилое помещение, в котором проживает Гаврилова Н.М., вдова умершего участника Великой Отечественной войны ФИО2, не имеющая в собственности иных жилых помещений, не отвечает предъявляемым к жилым помещениям требованиям, в связи с чем она имеет право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд в защиту прав, свобод и интересов гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, поэтому суд признает правомерным обращение прокурора в защиту интересов 85-летней Гавриловой Н.М.

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Нолинского района Кировской области в интересах Гавриловой Н.М. удовлетворить.

Признать постановление главы администрации муниципального образования Татауровского сельского поселения Нолинского района Кировской области от 21 января 2011 года <№ обезличен> об отказе Гавриловой Н.М. в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Татауровского сельского поселения Нолинского района Кировской области поставить Гаврилову Н.М. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении с 25 января 2011 года.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путем подачи жалобы через Нолинский районный суд.

Председательствующий подпись