Дело № 2-331/2011 09 декабря 2011 года г. Нолинск Нолинский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Филип Е.Е. с участием заместителя прокурора Нолинского района Кировской области Двоеглазовой Н.Н. при секретаре Насурдиновой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нолинского района Кировской области Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ЖКХ поселка Аркуль» о возложении обязанности произвести ремонт очистных сооружений, Прокурор Нолинского района обратился в суд с данным иском на том основании, что ООО «ЖКХ п. Аркуль» (далее Общество) (ИНН <№ обезличен>) осуществляет деятельность по водоснабжению населения п. Аркуль Нолинского района, обслуживанию коммунальных систем - водопроводы хозяйственно-питьевого назначения, сети и сооружения хозяйственно-бытовой канализации, имеются очистные сооружения. Общество в соответствии с договором <№ обезличен> аренды муниципального имущества от 24 января 2011 года, заключенного с администрацией Нолинского муниципального района имеет во временном владении и пользовании имущество (комплекс водоотведения и очистки), расположенное по адресу: 613445, Кировская область, Нолинский район, Аркульское городское поселение. Согласно акта приема-передачи от 01 августа 2010 года вышеуказанное имущество состоит из здания конторы-лаборатории; производственно-вспомогательного здания; иловых площадок; насосной станции; установки КУ-200; укрытия КУ-200, очистных сооружений; электрошкафа; газодувки 1-А-22-50-А; трансформаторной подстанции. Станция биологической очистки состоит из перекачной насосной станции № 2 с насосами ВК-8-8-150/200 мощностью 30 кВт; песколовки; аэротенок с рабочим илом; конусных отстойников с эрлифтами; иловых площадок; бытовых помещений с компрессорными установками; биопрудов. В соответствии с п. 3.2 Договора аренды арендатор обязан соблюдать технические, санитарно-эпидемиологические, противопожарные и иные обязательные нормы, предъявляемые к данному имуществу, в соответствии с его назначением. Обеспечивать надлежащее состояние имущества, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт имущества. В соответствии с «Производственной программой по водоснабжению и водоотведению предприятия ООО «ЖКХ п. Аркуль» на 2010-2011 годы», утвержденной главой администрации Аркульского городского поселения, директором Общества, согласованной с зам. главы департамента ЖКХ Кировской области, предусмотрены следующие мероприятия по улучшению работы очистных сооружений: ремонт крыши насосной № 2, замена газодувки 1 А 22-50-2А, Р+7,5 кВт на фекальные насосы СМ 80-50-2000-20-40; замена фекальных насосов; строительство забора на очистных сооружениях; чистка биопрудов; ремонт установки КУ-200 (замена дощатых ограждений и перекрытий); ремонт крыши АБК. На момент проведения проверки большинство из намеченных мероприятий не выполнены. Комплекс очистных сооружений является стационарным источником выделения вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух. При работе очистных сооружений в атмосферный воздух выделяются следующие вредные (загрязняющие) вещества: сероводород, метан, аммиак, оксид углерода, диоксид азота, метилмеркантан и этилмаркантан. У Общества отсутствует инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, что является нарушением ст. 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года в части отсутствия инвентарзации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Общество осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу без специального на то разрешения, что явлется нарушением ч.1 ст. 14 ФЗ от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в части отсутствия разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, в соответствии с этим выброс в атмосферу явлется несанкционированным. Согласно ч.2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Согласно ст. 11 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; - разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; - обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; - осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; - производить работы по обслуживанию безопасности для человека новых видов продукции и технологии её производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; - своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; - иметь в наличии официальные изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания. В соответствии с протоколом <№ обезличен> от 01 августа 2011 года анализа сточных вод, проводимых Специализированной инспекцией аналитического контроля установлено, что концентрация загрязняющих веществ в пробе <№ обезличен> (после очистных сооружений) превышает ПДК по содержанию: БПК полное в 28 раз, сухой остаток в 1,3 раза, ХПК в 10 раз, азот аммония в 85 раз, фосфаты в 2,4 раза, железо в 4,2 раза, АПАВ в 4 раза, нефтепродукты в 6,7 раза. В соответствии с Протоколом биотестирования 64/242 от 01 августа 2011 года сточная вода без разбавления оказывает острое токсичное действие. В соответствии с протоколом <№ обезличен> от 05 апреля 2011 года анализа поверхностных вод, проводимых Специализированной инспекцией аналитического контроля установлено, что концентрация загрязняющих веществ в пробе <№ обезличен> (фоновый створ) превышает ПДК р/х по следующим показателям: БПКпол. в 1,6 раза, ХПК в 2,1 раза, нитриты в 1,4 раза, железо растворенное в 3,8 раза; в пробе <№ обезличен> (контрольный створ р. Вятка): БПКпол. в 1,6 раза, ХПК в 2,1 раза, нитриты в 1,5 раза, железо растворенное в 4 раза. В соответствии с протоколом <№ обезличен> от 01 августа 2011 года анализа поверхностных вод, производимых Специализированной инспекцией аналитического контроля установлено, что концентрация загрязняющих веществ в пробе <№ обезличен> (фоновый створ) превышает ПДК р/х по следующим показателям: БПКпол. в 2,9 раза, ХПК в 3,5 раза, железо растворенное в 2 раза; в пробе <№ обезличен> (контрольный створ р. Вятка): БПКпол. в 3,1 раза, ХПК в 4 раза, железо растворенное в 2 раза, что является нарушением требований п. 3.2 Сан ПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Данные лабораторные исследования свидетельствуют о недостаточной эффективности очистных сооружений п. Аркуль. Кроме того, согласно информации Нолинского МРО ОАО «Кировэнергосбыт» точка учета, учитывающая расход электроэнергии очистных сооружений п. Аркуль, заявлена в договор электроснабжения <№ обезличен> от 11 ноября 2005 года с ООО «ЖКХ поселка Аркуль». По данным учета ОАО «Кировэнергосбыт» с августа 2010 года по настоящее время расхода электроэнергии по вышеуказанной точке нет. Данный факт также подтверждает эффективную работу сооружений по очистке сточных вод. В соответствии с п. 2 ч.2 ст. 39 Водного кодекса РФ от 03 июня 2006 года № 74-ФЗ водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения. Несоблюдение требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нарушает законные права граждан и может вызвать социальную напряженность среди населения поселка. В уточнённых исковых требований прокурор просит обязать ООО «ЖКХ поселка Аркуль» провести ремонтные работы комплекса очистных сооружений посёлка Аркуль Нолинского района Кировской области, а именно: восстановить электроснабжение на очистных сооружениях, провести ремонт насосной станции № 2 по ул. Пионеров п. Аркуль, заменить газодувку 1А 22-50-2А, Р=7,5 кВт на фекальные насосы СМ 80-50-2000-20-40, заменить два фекальных насоса Р=30 кВт на СМ 80-50-200 Р=15 кВт, поострить забор на очистных сооружениях, произвести чистку биопрудов, произвести ремонт установки КУ-200, произвести ремонт крыши АКБ (административно-бытового комплекса). В судебном заседании заместитель прокурора Нолинского района Кировской области Двоеглазова Н.Н. поддержала заявленные требования и просит их удовлетворить. Представитель ООО «ЖКХ п. Аркуль» директор Беляев П.А. с исковыми требованиями частично согласен, поскольку он не возражает в отношении того, что нужно проводить ремонтные работы по комплексу очистных сооружений, но из-за отсутствия материального снабжения собственника имущества, отсутствия у него финансирования, он не смог выполнить ремонтные работы по имеющейся программе. Однако, ряд работ выполнено, а именно: один из трех фекальных насосов заменён, на постройку забора заказана смета, приобретены с участием собственника имущества аэраторы, электроснабжение будет восстановлено, заменены дощатые ограждения и перекрытия установки КУ-200. Есть желание вступить в федеральные программы по ремонту очистных сооружений, поскольку самостоятельно профинансировать капитальный ремонт крайне сложно, и это может затянуться не на один год. Представитель третьего лица - И.О. главы администрации МО Аркульского городского поселения Кировской области Е.В. Пестова просит дело рассмотреть в их отсутствии, о чем имеется письменное заявление. Однако, глава администрации МО Аркульского городского поселения Патрушева Л.С. пояснила, что не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора. По мере возможности администрация старается помочь в ремонтных работах по комплексу очистных сооружений. Представитель третьего лица - юрисконсульт администрации МО Нолинский муниципальный район Кировской области Халевина О.И. не возражает против удовлетворения заявленных требований прокурора, поскольку проводить ремонтные работы очистных сооружений в п. Аркуль крайне необходимо. Вся проблема упирается только в финансирование работ. Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Из материалов дела следует, что собственником комплекса водоотведения и очистки, а именно комплекса очистных сооружений в п. Аркуль является администрация Нолинского муниципального района. Арендатором имущества комплекса очистных сооружений в п. Аркуль Нолинского района Кировской области является ООО «ЖКХ поселка Аркуль» в лице директора Беляева П.А., что подтверждено договором аренды <№ обезличен> от 24 января 2011 года с приложениями (л.д. 6-8). Данный комплекс включает в себя: здание конторы-лаборатории, производственно-вспомогательное здание, иловые площадки, насосная станция, установка КЧ 200, укрытие КЧ 200, очистные сооружения, электрошкаф, газодувка 1-А-22-5-А, трансформаторная подстанция. В п.3.2.5 данного договора указано, что арендатор обязан соблюдать технические, санитарно-эпидемиологические, противопожарные обязательные нормы, предъявляемые к данному имуществу, в соответствии с его назначением. Пункт 3.2.10 указывает на то, что арендатор обязан производить за свой счет текущий и капитальный ремонт имущества. Суду представлена производственная программа по водоснабжению и водоотведению по предприятию ООО «ЖКХ п. Аркуль» на 2010-2011 годы. Из данной программы следует, что необходимо провести следующие ремонтные работы: замену водопровода - 950 м на сумму 246,5 тыс. рублей, замену погружного насоса ЭВЦ-6/10-80 и скважинных трубопроводов - 2 шт. - 48 тыс. рублей, замена насосного оборудования второго подъема Р=30 кВт на насосы 150/160-5,5 Р=5,5 кВт - 3 штуки на 111000 рублей, установку высокочастотной станции управления АЭП-13-54-4АП-22А на 137000 рублей, ремонт крыши насосной № 2 - 1 шт. -125 кв.м. на 56,25 тыс. рублей, замена газодувки 1А 22-50-2А, Р=7,5 кВт га фекальные насосы СМ 80-50-2000-20-40- 2 шт. на 35,6 тыс. рублей, замена фекальных насосов Р=30 кВт на СМ 80-50-200 Р=15 кВт - 2 шт. на 50000 рублей, строительство забора на очистных сооружениях 450 м - на 145000 рублей, чистка биопрудов - 600 куб.м. - 75000 рублей, ремонт установки КУ-200 (замена дощатых ограждений и перекрытий) -365 кв.м.- на 43,6 тыс. рублей (л.д. 28-30). Из справки главного специалиста отдела охраны окружающей среды и экологической безопасности Кировской области по Нолинскому району Т.Ю. Акимовой, следует, что имеются нарушения природоохранного законодательства со стороны ООО «ЖКХ п. Аркуль», в частности не произведены ремонтные работы, запланированные производственной программой предприятия. Указан, что комплекс очистных сооружений является стационарным источником выделения вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Также имеется загрязнение воды в р. Вятка после очистных сооружений (л.д. 13). Представлены фотографии с места нахождения очистных сооружений, из которых следует, что ремонтные работы не проведены в полном объеме (л.д. 44-57). При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку необходимо принимать во внимание, что длительное время незаконно осуществляется деятельность по сбросу в водный объект канализационных вод, которые не проходят надлежащей очистки, что может привести к возникновению инфекционных заболеваний в населенных пунктах, расположенных ниже по руслу реки Вятка. Также суд принимает во внимание и то, что силами Общества принимаются меры по устранению нарушений природного законодательства, однако ненадлежащее финансирование как у собственника имущества, так и у предприятия не позволяет в скором времени провести полный ремонт с заменой оборудования, которое является дорогостоящим. Руководствуясь ст. 39 ч.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ 194-199 ГПК РФ, суд Исковые требования прокурора Нолинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ поселка Аркуль» провести ремонтные работы комплекса очистных сооружений посёлка Аркуль Нолинского района Кировской области, а именно: восстановить электроснабжение на очистных сооружениях, провести ремонт насосной станции <№ обезличен>, расположенной по адресу: <адрес>, заменить газодувку 1А 22-50-2А, Р=7,5 кВт на фекальные насосы СМ 80-50-2000-20-40, заменить два фекальных насоса Р=30 кВт на СМ 80-50-200 Р=15 кВт, построить забор на очистных сооружениях, произвести чистку биопрудов, произвести ремонт установки КУ-200, произвести ремонт крыши АКБ (административно-бытового комплекса). Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путем подачи жалобы через Нолинский районный суд. Мотивированное решение будет изготовлено 13 декабря 2011 года. Председательствующий - подпись.