Дело № 2-251/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2012 года пгт.Ноглики Сахалинской области
Ногликский районный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Антиповой З.А.
с секретарём Дерен А.Е.,
с участием помощника прокурора Ногликского района Мащикевич А.А., представителя ответчика – муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство «Ныш» - Манойленко Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Сахалинской области, муниципального образования «Городской округ Ногликский», в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищное коммунальное хозяйство «Ныш» о возложении обязанности произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 квартал 2009 года, 1,2,3,4 кварталы 2010 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 года, 1 квартал 2012 года в трёхмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Ногликский районный суд в защиту Российской Федерации, Сахалинской области, муниципального образования «Городской округ Ногликский», неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство «Ныш» (далее – МУП «ЖКХ «Ныш»), указав, что Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением природоохранного законодательства в части своевременного внесения природопользователями платы за негативное воздействие на окружающую среду в МУП «ЖКХ «Ныш» установлено, что муниципальное предприятие в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду посредством размещения отходов производства и потребления, в связи с чем обязано рассчитывать и вносить в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду. Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, МУП «ЖКХ «Ныш» расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2009, 2010 и 2011 года не произвело, что повлекло недополучение бюджетами Российской Федерации, Сахалинской области и муниципального образования «Городской округ Ногликский» денежных средств, что в свою очередь не позволило увеличить расходы на реализацию своих обязательств, в том числе и на природоохранные мероприятия.
В связи с этим, Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором поставлены требования о возложении обязанности на МУП «ЖКХ «Ныш», расположенное по адресу: 694450, <адрес>, ИНН №, обязанность произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2009 года, 1,2,3,4 кварталы 2010 года, 1,2.3,4 кварталы 2011 года и 1 квартал 2012 года, в трёхмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Ногликского района Мащикевич А.А, действуя на основании выданной ей доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МУП «ЖКХ «Ныш» Манойленко Е.А. с исковыми требованиями прокурора согласилась, однако просила предоставить больше времени для исполнения решения суда.
Управление Росприроднадзора по Сахалинской области, участвующее в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела в суде извещено надлежащим образом, в связи с чем, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в порядке части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Исходя из положений действующего природоохранного законодательства негативным воздействием на окружающую среду в общем виде является воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которого приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (пункт 1), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632, предусмотрено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно п.п.1,3 Приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 года № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и предоставления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее-плательщики), осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду (далее-плата), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей среды природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Расчеты представляются плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружаюшую среду - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Как следует из материалов дела, Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка за исполнением природоохранного законодательства в части своевременного внесения природопользователями платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе и в МУП «ЖКХ «Ныш». По результатам проверки установлено, что ответчик в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду посредством размещения отходов производства и потребления, а также посредством выброса вредных веществ в атмосферный воздух от четырёх стационарных источников – гаража и трёх дизелей-генераторов и одного передвижного источника – автомобиля, в связи с чем, обязано рассчитывать и вносить в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Как следует из материалов дела, и не отрицается представителем ответчика, МУП «ЖКХ «Ныш» является объектом и источником негативного воздействия на окружающую среду.
По состоянию на 20 февраля 2012 года ответчик расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2009 года, 1,2,3,4 кварталы 2010 года, 1,2,3,4 кварталы 2011 года и 1 квартал 2012 года не произвёл, плату за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды не внёс. Указанные обстоятельства также подтвердила представитель МУП «ЖКХ «Ныш» Манойленко Е.А.
Таким образом, учитывая, что ответчик в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду, суд приходит к выводу, что ответчик обязан производить расчеты платы за такое воздействие.
Доводы ответчика о том, что согласно смете расходов МУП «ЖКХ «Ныш» плата за негативное воздействие на окружающую среду не предусмотрена, суд не может принять во внимание, поскольку отсутствие финансирования указанных расходов не является основанием для освобождения от расчета платы за такое воздействие.
При таких данных, учитывая все обстоятельства дела, суд полагает подлежащими удовлетворению требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора.
В соответствии с частью 2 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Положения статей 8 и 333.16 и подпункта 36 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования означают, что государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий.
Статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В силу подпункта 3 пункта 1 указанной статьи при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере 200 рублей.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд, при определении суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию в бюджет муниципального образования «Городской округ Ногликский» руководствуется размером государственной пошлины, установленной подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации для физических лиц, обращающихся с исковым заявлением имущественного характера, не подлежащего оценке, поскольку прокурором иск был заявлен в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Суд, реализуя требования части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соглашаясь с прокурором, устанавливает трёхмесячный срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить постановленное судебное решение, поскольку данный срок является разумным и обоснованным.
Вопрос об отсрочке исполнения решения в случае объективной необходимости для этого, на что сослался представитель ответчика в своих объяснениях относительно иска, может быть разрешен в порядке исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилищное коммунальное хозяйство «Ныш», расположенное по адресу: 694450, <адрес>, ИНН №, произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 квартал 2009 года, 1,2,3,4 кварталы 2010 года, 1,2,3,4 кварталы 2011 года, 1 квартал 2012 года в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Жилищное коммунальное хозяйство «Ныш» в бюджет муниципального образования «Городской округ Ногликский» государственную пошлину в размере 200 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Ногликский районный суд в течение месяца со дня со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 08 июня 2012 года.
Председательствующий судья З.А.Антипова
Копия верна. Судья З.А.Антипова